К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»
1. К кругу культур карасукского типа принято относить те археологические культуры, которые отличаются определенным набором устойчивых признаков: круглодонная керамика с геометрическим орнаментом, преимущественно по венчику сосуда, ножи трех типов (дугообразнообушковые, вогнутообушковые и коленчатые), кинжалы без эфеса или со слабой выемкой между рукоятью и клинком. Существенной чертой карасукских бронз являются формы наверший и геометрические орнаменты на рукояти. Наиболее же отличительным ярким признаком является скульптурное навершие в виде головы дикого животного, чаще всего копытного или кошачьего хищника.
[adsense]
2. Характерны также чисто карасукские украшения, значительная часть которых находит аналоги среди комплексов Забайкалья и Монголии. Весь набор карасукского инвентаря, куда включаются также и случайные находки, прежде всего так называемые детали ярма, имеющие определенную связь с колесницами Центральной Азии.
3. С момента открытия и описания карасукской культуры в Южной Сибири прошло более пятидесяти лет. К первоначальным сведениям добавилось немало новых, принципиально интересных данных.
К этим новым сведениям следует отнести и изображения колесниц в горах Алтая, Тувы, Казахстана, Киргизии и Монголии. Эта большая серия разнообразных изображений, относящихся к одной исторической эпохе, позволяет по-новому датировать и определенную серию рисунков карасукского типа, и саму карасукскую эпоху.
4. С точки зрения миграции культуры на столь обширном регионе, каким является культурно-историческое единство племен карасукского типа, бесспорный интерес представляют колесницы и их роль в сложении того или иного культурного комплекса. Кроме картографирования разных видов колесниц на территории Центральной Азии и Казахстана мы предлагаем также проанализировать разные типы повозок той же эпохи, часть из которых связана о земледельческими культами.
5. Определив, культурно-исторические ареалы карасукской культуры, отделив элементы сходства и различия на разных географических «полюсах”, мы пытаемся отделить среди них те варианты, которые могут быть названы как наиболее древние, дающие толчок развития следующим этапам. Следующий вопрос, который неизбежно возникает: каковы причины миграции карасукских племен из одного района в другой, каковы силы, толкающие культуры на расселение в столь широкой полосе Азии.
6. Напомним, что европеоидное население, прослеживаемое в западных областях Монголии уже в эпоху энеолита и развитого бронзового века, в карасукскую эпоху имело черты наибольшего сходства с населением эпохи бронзы из Тувы и более западных районов.
7. Факт широкого распространения культуры карасукского типа далеко на север вплоть до широты Красноярска интересно сравнить с данными палеогеографии. Исследования целого ряда озер Монголии показали, что в районе Даян-нура 3340 лет назад, Ачит-нура 3370 лет назад, Больших озер и Хар-нура 3380 лет назад и Хух-нура на Хангае 3430 лет назад начался период усиления континентальности климата. Эти данные совпадают и подтверждают дату о 1500 г. до н.э. (3400-3500 лет назад) со временем распространения карасукской культуры. Резонно предположить, что резкое изменение климата в одной из первоначальных зон расселения карасукских племен явилось серьезной причиной передвижения кочевников на север и северо-запад в поисках хороших пастбищ.