Начало строительства Софийского собора отмечено в летописях под 1045 г.: сразу же после того как сгорела деревянная Софийская церковь, «заложена бысть святая София Новегороде Володимиромь княземь» [НПЛ, 6553; по В. Л. Янину — 1046 г.; см.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977, с. 124]. В 1050 г. строительство было завершено: «Свершена бысть святая Софеа в Новегороде повелением князя Ярослава и сына его Володимира, и архиепископа Лукы» [НПЛ, с. 181]. Еще через 2 года в Новгородской 3-й летописи отмечено освящение храма: «Освящена бысть церковь святыя Софии Премудрости Божия» [ПСРЛ, III, с. 212]. Сведения о дате освящения Софии в летописях несколько расходятся, поскольку в Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 г. [ПСРЛ, V, с. 138].
[adsense]
Данные о первоначальной росписи собора помещены только в Новгородской 3-й летописи, где записано, что сразу по окончании строительства князь Владимир «приведоша иконных писцев из Царяграда и пачаша подписывати во главе, и написаша образ… Иисуса Христа со благословящею рукою… А писали Спасова образа годищное время и боле» [ПСРЛ, III, с. 211]. Затем о росписи Софии упоминается под 1108 г.: «На весну почяшя пьсати святую Софию» [НПЛ, 6616]. Еще позже, в 1144 гг., были расписаны притворы: «Испьсаша честно притворы вся в святей Софии» [НПЛ, 6652]. В 1151 г. «архиепископ Нифонт поби святую Софию свиньцемь всю прямь, извистию маза всю около» [НПЛ, 6659]. Это же повторено в сообщении о смерти Нифонта: «Тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси» [НПЛ, 6664]. В летописях имеются сведения и о более поздних ремонтах Софии. Так, в 1261 г.: «Поби владыка новгородьскыи Далмат святую Софью всю свинцемь» [НПЛ, 6769]. В 1333 г. вновь ремонтировали свинцовую кровлю и обновили крест на церкви, а в 1341 г. после пожара свинцовая кровля была опять исправлена [НПЛ, 6841, 6849]. Новый ремонт свинцовой кровли и золочение центральной главы отмечены под 1408 г. [НГ1Л, с. 400—6916]. Ремонтные работы, пристройка приделов и переделка здания производились и позднее, в XV—XVII вв. Особенно значительные искажения памятника относятся к концу XVII в. и первой половине XIX в. Здание сильно пострадало во время фашистской оккупации, но в 1944—1948 гг. было полностью восстановлено [Давыдов С. Н. Восстановление Софийского собора в Новгороде в 1945—1948 гг. — В кн.: Практика реставрационных работ. М., 1950, сб. 1, с. 74—84].
Исследование Софийского собора ведется уже более 150 лет. Наиболее серьезными работами руководили В. В. Суслов, Н. И. Брунов, К. Н. Афанасьев, М. К. Каргер, Г. М. Штендер. Их исследования показали, что, несмотря на существенные искажения, здание собора сохранилось почти целиком и его первоначальный облик может быть графически восстановлен полностью.
Софийский собор — пятинефный трехапсидный храм (табл. 2). С трех сторон к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. В храм ведут 3 портала. Размер основного объема собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м, азимут 120°. Центральная апсида храма пятигранная, боковые — округлые. Столбы храма крестчатые; на всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Размер сторон подкупольного квадрата 6.19—6.28 м. Толщина стен собора 1.2 м. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, 2 членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые. Все своды, на которые опираются хоры, цилиндрические, повернутые осями по линии С—Ю. В первом ярусе галерей в средней части западного и южного фасадов проемы были открытыми, а на остальных участках, так же как и на всем периметре второго яруса галерей, закрытыми. Вход на хоры идет из юго-западной части собора через лестничную башню на западную галерею второго яруса, а оттуда внутрь храма. Восточные членения первого яруса галерей запяты приделами-часовнями, имеющими большие самостоятельные полукруглые апсиды. Придел в южной галерее — Рождества Богородицы, в северной — Иоанна Богослова. Западные стены этих приделов не совпадают с общей разбивкой столбов храма, а сдвинуты к западу аналогично стенам над ними во втором ярусе, выделяющим в восточных концах галерей замкнутые помещения. Замкнутые помещения образует также угловое юго-западное членение галерей в обоих ярусах. Западное членение северной галереи в первом ярусе представляет собой еще один придел — Усекновения главы Иоанна Предтечи — с очень плоской дугообразной апсидой, размещенной западнее входного пролета. Средняя часть южной галереи называется Мартирьевской папертью, а западной — Корсунской папертью. В восточном членении южного нефа был сделан придел Иоакима и Анны.
Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над их перекрестьем и в диагональных членениях возвышается 5 глав. Кроме того, еще одна глава венчает башню. Крайние северный и южный нефы, так же как и западный поперечный, перекрыты чередующимися цилиндрическими сводами и сводами треугольного сечения; в северном и южном нефах они повернуты осями в направлении С—Ю; в западном поперечном нефе так повернут только крайний с юга свод, а остальные — по линии В—3. Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны. Во втором ярусе южной галереи своды полуцилпндрические, в западной — цилиндрические.
Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в архивольтах закомар и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным полосками зубцов, без горизонтального карниза. Центральная апсида оформлена тонкими полуколонками, не доходящими, однако, до земли.
[adsense]
Стены собора сложены из камней. Использованы известняк различных пород и булыжники. Кладка на растворе с цемянкой. Местами имеются пояса — прокладки нескольких рядов кирпичей в технике со скрытым рядом. В арках и сводах уложено больше кирпичей в той же технике. Внутренняя поверхность кладки забутована более мелкими камнями и кирпичами со значительным количеством раствора. Характер кладки в разных частях здания не вполне одинаков. Встречаются участки декоративной фигурной кирпичной кладки. Основной формат кирпичей 3.7— 4.5X24—26X38—40 см, но попадаются и другие размеры — 4X18X21, 4X24X31, 4X31X40, 4X26X43 см, а также лекальные кирпичи — трапециевидные и с полукруглым торцом. В стенах проходит несколько ярусов дубовых связей. В некоторых участках в кладке широко использованы горшки местного производства. Фундаменты собора ленточные, из валунов на растворе. Глубина их в западной части здания 1.6—1.8 м, в восточной — до 2.5 м. Под фундаментами имеются деревянные субструкций. Первоначальный цемяночный пол собора лежал на уровне более чем на 2 м ниже современного. Выше обнаружены остатки еще двух полов из каменных плит, относящихся к XI—XII вв. В центральной апсиде найдены остатки мозаичного пола, сделанного, по-видимому, в XII в., — небольшие фрагменты мозаичного набора в цемяночном грунте и обломки серых известняковых плит с мозаикой. Несколько каменных плит с мозаичной инкрустацией уцелело в облицовке нижней части стен апсиды вокруг горнего места. В центральной апсиде выявлены остатки престола, столбиков деревянного киворня, основы запрестольного креста. Первоначально горнее место было двухступенчатым с фресковой росписью; позднее оно переделано в трехступенчатое с облицовкой мозаикой. Встречены также следы деревянной алтарной преграды. В Рождественском приделе первый пол был из поливных плиток, а более поздний — мозаичный. В соборе сохранилось сравнительно немного древних фресковых росписей. Они отражают различные этапы украшения здания, возможно, середины XI в., 1108, 1144 и 1195-1196 гг.
Закладка Софийского собора во всех летописях датируется одинаково, но сведения о дате освящения противоречивы. Наиболее вероятно, что после окончания строительных работ собор был освящен в 1050 г.; по-видимому, после завершения первого этапа росписи он был освящен вторично 13 сентября 1052 г. [Брюсова В. Г. О времени освящения Новгородской Софии. — В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974, с. 111]. Впрочем, существует и иная точка зрения, согласно которой строительство было закончено в 1050 г., а к росписи приступили только в 1108 г. (точнее — в 1109 г.). Несомненно, что собор был задуман сразу с башней и наружными галереями, причем галереи предполагались одноэтажными. В процессе строительства замысел изменился, и здание было построено с двухэтажными галереями.
Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961, с. 215—235; Штендер Г. М. 1) К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968, с. 83—107 ; 2) К вопросу о декоративных особенностях строительной техники Новгородской Софии. — В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974, с. 202—212; 3) Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии. — В кн.: Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977, с. 30—54; 4) «Деисус» Мартирьевской наперти Софийского собора в Новгороде. — В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII вв. М., 1980, с. 77—92; Комеч А. И. Роль приделов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде. — В кн.: Средневековая Русь. М., 1976, с. 147—150; Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование. — В кн.: Практика реставрационных работ. М., 1950, сб. 1, с. 135—154; Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978, с. 116—174 (О росписи Софии Новгородской). Брюсова В. Г. 1) Страница из истории Софийского собора Новгорода. — В кн.: Культура Древней Руси. М., 1966, с. 42—46; 2) Фрески Софии Новгородской. Автореф. докт. дис. Л., 1974; Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. М., 1978.