К оглавлению книги «Этнография народов СССР»
Ногайцы. Перечисленные национальные меньшинства связаны в большинстве с Закавказьем. На Северном Кавказе обособленных национальных групп меньше: к ним относятся два тюркоязычных народа — ногайцы и трухмены (туркмены).
Ногайцы не занимают единой этнической территории. Часть их — так называемые кара-ногайцы — расселена в бассейне нижней Кумы, между ней и низовьями Терека и в северных районах Дагестана. Часть ногайцев живет выше по Куме, часть по Кубани и ее притокам, в северной части Карачаево-Черкесской автономной области (это — ак-ногайцы). Общая численность ногайцев составляла (1926 г.) 34 тысячи.
Происхождение ногайцев более или менее ясно. Самое название этого народа восходит к личному имени. Ногай — был одним из выдающихся политических деятелей Золотой Орды конца XIII в. (убит в 1300 г.), фактическим ее правителем, хотя титула хана он не имел. Непосредственно Ногай управлял землями к западу от Дона, где и кочевала подвластная ему «Ногаева орда». Это название сохранилось и позже за населением, кочевавшим в степях Приазовья. Московские документы XVI—XVII веков содержат много известий о ногаях и, в частности, сообщают о двух ногайских ордах — больших и малых ногаях. Первые кочевали за Волгой, вторые — западнее. И с теми и с другими русским приходилось немало воевать. С другой стороны, ногайцы участвовали в войнах русских против кабардинцев, калмыков и дагестанцев.
В течение XVIII века ногаям пришлось пережить целый ряд довольно сложных перипетий. Они участвовали в походах Петра I; часть ногаев попала на Балканский полуостров; позднее они были обратно переселены на Кавказ. Часть их, именно малые ногаи, кочевала в степях Крыма и Северной Тавриды. Основная масса ногайцев с конца XIX в. осталась на Северном Кавказе. Часть их обосновалась на северо-востоке, а часть на северо-западе Кавказе.
У ногайцев до настоящего времени сохранились следы деления на племена. У них известны 3 племенные группы, каждая из которых делится на отдельные роды. Названия племен — Джембойлуки, Едишкульцы и Едисанцы — позднего происхождения. Но названия их подразделений — родов, сохранившиеся у ногайцев, — роды Найман, Кипчак, Уйсун и др. — более древни и они указывают на происхождение ногайского народа от тех же кочевых тюрко-монгольских элементов, из которых сложился ряд других кочевых тюркоязычных народностей.
Хозяйственный и культурный уклад ногайцев до новейшего времени сохранял архаический кочевой облик. Кочевое и полукочевое скотоводство еще недавно составляло основу хозяйства ногайцев, в особенности северо-восточных. Скотоводство здесь такого же типа, как у казахов и других народов Средней Азии. Однако на Кубани ногайцы еще в XIX веке под влиянием своих соседей, перешли на оседлость и занялись земледелием. В советскую эпоху роль земледелия сильно возросла, особенно в связи с тем, что масса ногайского населения получила землю.
Материальная культура в основном напоминает казахскую с сильным, однако, влиянием культуры кавказских народов.
До революции основным типом жилища была круглая решетчатая юрта («термэ») казахского типа (о ней подробно будет сказано ниже). Но интересно, что рядом с этой юртой сохранялся другой тип юрты, который больше ни у одного из кочевых народов до настоящего времени не удержался. Это «отов» — кибитка, также на решетчатой основе, такой же формы, но меньшего размера, которая не разбиралась, а в целом виде ставилась на арбу и снималась с арбы. Отов употреблялся главным образом как свадебная юрта. Подобного рода кочевые жилища мы знаем только по описаниям и рисункам в записках путешественников XIII века, у Плано Карпини и Рубрука. Сейчас господствуют турлучные (плетень, обмазанный глиной) постройки.
В одежде преобладает кавказский тип с элементами среднеазиатского типа. В настоящее время она частично вытеснена одеждой русского типа.
Социальный строй ногайцев в прошлом может быть охарактеризован как патриархально-родовой строй, находившийся в стадии разложения. Оформленных сословий, резко выраженного классового расслоения у ногайцев не было. Только у западных ногайцев под влиянием черкесов сложились сословные группы: султаны и мурзы, свободные и несвободные крестьяне (освобождение зависимых сословий произошло в 1867 г.).
В связи с этим стоит сохранение целого ряда патриархально-родовых обычаев и традиций.
В религии можно отметить преобладающую роль ислама-суннизма, в очень сильной степени повлиявшего на верования ногайцев; домусульманские верования сохранились слабо.
Письменности у ногайцев до революции не было. Она была создана в 1928 г., ныне успешно развивается на основе русской графики. Культурный уровень сейчас резко повысился.