К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»
Впервые эта керамики отмечена О.В. Дьяковой в материалах раннесредневекового Михайловского городища на р. Завитой. Она отнесла ее к верхнему горизонту и датировала временем после VII в., т.е. не связала ее с основным слоем и миайловской группой керамики. На Михайловском городище целые сосуды подобной керамики найдены не были. Фрагменты представляют собой венчики с налепной лентой (или ее имитацией), на которой нанесен различный врезной орнамент. В дальнейшем она была найдена и также во фрагментах на городище Шапка, на стоянках Букинский Ключ-2, Большие и Малые Симичи, Сухие протоки-2, Усть-Талакан на р.Бурее. В 1993 г. на памятнике Усть-Талакан в жилище 1 впервые обнаружили первые целые сосуды этого типа. В 1995 г. — еще один собран из фрагментов, найденных в предвходовой части жилища 5 этой же стоянки. Данные находки позволили изучить не только их морфолого-параметрические характеристики, но и отнести эту посуду с уже известными группами лепной керамики Приамурья, выделенными О.В. Дьяковой для I тыс. н.э.: михайловской, гладковской, благословеннинской, найфельдской и троицкой. По этим данным,она оказалась наиболее близкой к михайловской и гладковской группам.
Однако в литературе утвердилось мнение о более позднем ее существовании. За это, вообщем, говорило и отсутствие (вернее уничтожение) ложнотекстильных отпечатков на тулове, что связывалось с более поздним признаком эволюции керамики в Приамурье. Учитывая ее полное морфологическое сходство с михайловской керамикой (за исключением оформления венчика лентой, а не рассеченным налепным валиком),можно было бы считать ее продолжением линии развития именно михайловской керамики после VII в.
Существенную корректировку в наши представления о времени бытования данной керамики внесли результаты радиоуглеродного датирования по С14 образцов угля из жилищ 1, 4 и хозяйственной ямы-погреба 4, давшие I в. до н.э.- I-IV вв. н.э. Сравнение радиоуглеродных датировок этих объектов со временем бытования михайловских памятников (III-VII вв.) показывает, что первые имеют как и более ранние даты, так и даты, сопоставимые с михайловскими. Видимо данную группу памятников, как и саму керамику, названную нами талаканской — по имени стоянки, где она была найдена в целом виде, следует считать все же более ранней, чем михайловскую, а затем существующую с ней параллельно. Отсюда также следует, что уничтожение технологического ложнотекстильного (вафельного) орнамента не всегда следует связывать с эволюцией керамического производства.
В талаканских памятниках найдены предметы, которые показывают их связь с предшествующими культурами раннего железного века Приамурья. Учитывая то, что в Амурской области до сих пор пока еще не найдены памятники польцевской культуры (V в.до н.э.- IV в. н.э.), можно предположить,что талаканцы генетически (?) связаны с поздним населением урильской культуры. Сейчас лишь можно говорить о том, что талаканская и начальный этап михайловской группы развивались синхронно с польцевской культурой, но на разных территориях: первые — к западу от Малого Хингана в Зейско-Буреинском районе, вторая — к востоку от этого хребта.
По новейшим изотопным данным, верхняя граница урильской культуры определяется V в. до н. э. А.В.Гребенщиков выделяет на Среднем Амуре два очага урильского керамического производства — западный и восточный (границей служит Малый Хинган). Если сейчас мы знаем, как эволюционировал восточный очаг: ведущие гончарные традиции урильского времени в несколько измененном виде переходят в творчество гончаров польцевской культуры, то развитие западного очага еще пока не изучено. С одной стороны, урильская культура прекращает свое существование в V в. до н.э., с другой, памятники талакановского типа датируются рубежом эр — началом I тыс. н.э. Между ними хронологическая лакуна в 3-4 века. Возможно, урильская культура к западу от Малого Хингана не прекратила своего существования в V в до н.э., а продолжала развиваться в IV-II-I вв. до н.э., когда ей на смену приходит талаканская группа памятников.
Таким образом,выделение в Приамурье новой талаканской группы керамики позволяет по-иному подойти к проблеме смены культур раннего железного века средневековьем, видимо, отличной от принятой сейчас схемы: урильская культура — польцевская культура — мохэ.