Как уже отмечалось, в современной научной и политической литературе понятие нации употребляется, в основном, в двух значениях.
Сначала рассмотрим нацию как социально-этническую общность.
Именно такое понимание данного термина утвердилось в общественно-политической литературе стран Центральной и Восточной Европы, СНГ, Африке и Азии. Нации возникают в период преодоления феодальной раздробленности и укрепления централизованных государств на основе капиталистических экономических связей, во время формирования общенационального рынка. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка. На этой основе складывается общенациональная культура, определяются особенности национального характера, возникает национальное у самосознание, которое включает в себя сознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, стереотипы отношения к нации, чувство национальной гордости.
Определяющую роль в становлении и развитии нации играют социально-экономические факторы. Этнические процессы в значительной степени выступают как следствие и форма выражения социально-экономических процессов. Выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств.
[adsense]
Как и народности, нации скреплены связями территориального, а не брачно-родственного характера, и государство играет здесь роль важного цементирующего фактора. Однако для обеспечения сплочения нации еще большее значение, чем политические связи, имеют связи экономические.
В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса разработаны основные элементы историко-материалистического понимания нации. Они определили закономерный характер возникновения национальной формы общественного развития в связи с зарождением и утверждением капитализма, решающую роль при этом экономических факторов, особенно общности экономической жизни. По их мнению, важное значение для формирования наций имели общность языка и территории. Конечно, люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В то же время и проживание на одной территории само по себе не консолидирует людей в единую нацию. Восточнославянские племена, а затем и народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее, формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в XVIII — XIX вв. в связи с развитием капитализма.
С общностью территории тесно связана и общность языка. Национальный язык — это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь этносоциального образования. Но этот, как и любой другой, признак нации нельзя абсолютизировать и рассматривать изолированно. Нередко встречается, что один и тот же язык выступает в качестве национального языка нескольких наций (английский язык у англичан, североамериканцев, австралийцев, новозеландцев; немецкий — в ФРГ и Австрии; испанский — у испанцев, мексиканцев, кубинцев и т. д.). Общность языка должна обязательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этнической общности как нации.
На базе исторически сложившейся общности территории, языка, экономической жизни формируется еще один признак нации — общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа. Психический склад нации не является чем-то врожденным, он отражает в сознании нации особенности ее экономического и политического развития, взаимоотношения с другими народами, конкретные географические условия. Психический склад нации проявляется в особенностях национального быта народа, в нравах, привычках, склонностях людей той или иной нации, в особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т. д.
Особо следует отметить такой нациообразующий признак, как национальное самосознание, или сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в отличие от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и именно поэтому некоторые исследователи относят его к несущественным. В действительности же о нации как реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда объективные признаки дополняются четко выраженным национальным самосознанием. Имеются индикаторы, позволяющие довольно точно определять уровень и степень национального самосознания. Среди них — знание истории своего народа (историческая память), отношение к национальным традициям, праздникам и обычаям, отношение к языку своего этноса, чувство национального достоинства и т. д. Но главным, интегрирующим, моментом является самодистанцирование, отличие себя от лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса — с другой.
Нация может возникнуть двумя путями. Первый путь — это трансформация в нацию какой-нибудь одной народности (русские, шведы, англичане и ряд других европейских наций). Второй путь — сплочение в нацию нескольких народностей, обычно родственных по языку и культуре (французы, сложившиеся путем слияния северофранцузсксй и провансальской народностей). Для европейских наций характерно формирование в рамках централизованных («национальных») государств на базе одной или нескольких этнически близких народностей. Однако некоторые из них сложились в условиях политической раздробленности (итальянцы, немцы). В Восточной и Юго-Восточной Европе формирование наций происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской).
И.В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос» в 1914 г. сформулировал следующее определение нации: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». И далее: «…Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией… Только наличие всех признаков, взятых вместе, дает нам нацию». Нетрудно заметить, что в данном определении проявляется очевидное стремление охватить наиболее существенные признаки нации, тем не менее, оно не является полным и не отражает всей специфики нации.
Однако многочисленные попытки дать какие-либо другие определения нации, адекватно отражающие ее сущность, не увенчались успехом. Чаще всего предлагаются дефиниции, включающие произвольный набор тех или иных признаков в зависимости от позиций и взглядов различных авторов. В лучшем случае все сводится к известным четырем признакам. И пока не разработана новая общепризнанная дефиниция нации, определение нации, данное Сталиным, может использоваться в качестве базового, рабочего.
Таким образом, нация складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономической жизни, языка, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания. Это устойчивая общность людей, представляющая собой закономерный продукт и неизбежную форму общественного прогресса. Нация — не раса, не антропологическая общность с присущими ей изначально естественно-биологическими чертами и элементами. Нация — общность социально-этническая, в ней социальное является нациообразующей основой.