Национально-культурная автономия

Национально-культурная автономия – это правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности. Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В отличие от национально-территориальной автономии национально-культурная автономия имеет экстерриториальный характер, она объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания.

Впервые идея национально-культурной автономии получила разработку в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основу их концепции положена мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, точнее – национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. В конституировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории, публично-правового статуса К. Реннер и О. Бауэр усматривали оптимальный способ разрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньшинств.

В.И. Ленин и его сторонники выступили против идеи национально-культурной автономии, рассматривая ее как способ разделения и обособления трудящихся по национальному признаку. Они считали, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея основана на неправильном понимании нации (как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы). Поэтому в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, а принцип национально-культурной автономии считался неприемлемым и даже вредным.

[adsense]

Национально-культурная автономия широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. В конце 1980-х гг. в СССР проявился активный интерес к идее национально-культурной автономии. Позже в Российской Федерации началась разработка проекта Закона о национально-культурной автономии. Закон этот был принят в июне 1996 г.

Национально-культурная автономия является формой действенной реализации прав и интересов этнических групп, как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Такая персональная (личностная) автономия, основными чертами которой являются экстерриториальность, персональность и признание за субъектом права этноса, а не территории, может гарантировать защиту прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с правами личности, но напротив, подтверждая их.

Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности. Национально-культурная автономия реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организации школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т.п. Такая практика существует в странах с полиэтническим составом населения, с большими группами иммигрантов (например, в США, Великобритании, ФРГ и других государствах).

Согласно Закону РФ «О национально-культурной автономии» национальным меньшинствам предоставлено право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.

Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических образований.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова взаимосвязь нации и государства?
2. На примере Российской Федерации раскройте сущность и функции национальной государственности.
3. Какие формы государственно-территориального устройства существуют в современном мире?
4. Что представляет собой нация-государство?
5. Раскройте правовые основы и принципы федеративного государственного устройства.
6. Проведите сравнительный анализ российского федерализма и зарубежных федераций.
7. Как решаются этнонациональные проблемы в федеративных государствах?
8. Каковы причины и условия образования национально-тер- риториальных автономий?
9. Для каких целей создается национально-культурная автономия?
10. Как отражается этнополитический фактор в федеративном устройстве России?
11. Проанализируйте правовое положение автономных образований в составе Российской Федерации. Как вы считаете, удовлетворяются ли потребности и интересы коренных мало-численных народов, проживающих в этих образованиях?

Литература

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. — М., 1994.
2. Алексеев. Русский народ и государство. — М., 2000.
3. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. — М., 1993.
4. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. — М., 1995.
5. Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика. — М., 1998.
6. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998.
7. Федерация в зарубежных странах. — М., 1993.
8. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. —
М., 1995.
9. Этничность и власть в полиэтнических государствах. — М., 1994.
10. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. — М., 1997.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 25.02.2015 — 19:33

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014