Национальная форма культуры

Национальная форма культуры есть внешнее выражение содержания культуры нации, ее облик, наружный вид. Она отражает собой особенности самой нации, которая является ее творцом и носителем. Следовательно те особенности, которые характеризуют нацию как историческую категорию, и отражаются прежде всего в ее национальной культуре. Национальный язык в первую очередь является формой национальной культуры. Элементом национальной формы культуры является также отражение в ней национального быта, в котором народ оформился, живет и развивается, его психического склада или национального характера.

В отличие от содержания, национальная форма культуры выражает национально-специфические стороны действительности. Национальные особенности органически входят в ткань художественной формы и в единстве с ней образуют то, что называют национальной формой. Разумеется, степень национального своеобразия различна в различных элементах культуры. Национальные языки своим лексическим богатством и грамматическим строем накладывают лишь известный оттенок на оформление естественнонаучной мысли (математика, физика, химия и др.). Что же касается художественной литературы и искусства, то в них национальная форма проявляется более ярко. В песне, танце и музыке воплощаются особенности характера народа, национальные особенности его психологии.

[adsense]

Причем в искусстве, как и в других видах культуры, под национальной формой подразумевается не какой-то отдельно взятый элемент, а сами художественные произведения, отмеченные глубокими связями с родным народом и ярко отражающие особенности его характера, темперамент (к примеру, если взять хореографию, то русский перепляс, украинский гопак, дагестанская лезгинка, белорусская лявониха и т. д.). Это касается и художественной литературы, и театрального искусства, и других видов культуры.

Национальные особенности форм культуры не оторваны от содержания, поскольку и в содержании художественной куль¬туры обнаруживается национальное своеобразие. Более того, содержание и форма обладают таким свойством, как их переходы друг в друга. То, что выступает как форма в одном явлении, приобретает характер содержания в другом. Национальные особенности формы, взаимодействуя с новыми условиями и порожденным ими новым содержанием, становятся способными выразить это содержание. Отбрасывание отживших национальных особенностей форм, не могущих выразить новое содержание культуры, совершенствование тех, которые способны выразить это содержание, и, наконец, создание новых форм, адекватно выражающих новое содержание, — все это приводит ко все большему соответствию структур различных форм структуре содержания культуры.

Национальная форма культуры — историческая категория. Она возникает и изменятся вместе с народом и его культурой. Всякая национальная культура существует в единстве содержания и формы: социальное содержание играет определяющую роль в развитии культуры, а форма определяется им и оказывает обратное воздействие на содержание, а через него — на всю культурную жизнь народа. Разумеется, это положение об активности национальной формы верно, если иметь в виду зрелую форму, отвечающую содержанию и отражающую его тенденции к дальнейшему развитию. Устаревшая форма, естественно, превращается в оковы, и тогда наступает конфликт между содержанием и формой. В своем становлении национальная форма приобретает определенную устойчивость. Возникнув, ее элементы в известном смысле «затвердевают», становятся традицией.

Форма по сравнению с содержанием, конечно, отличается большей консервативностью. Но национальная форма — это не только то, что идет из глубин истории данного народа и в силу этого имеет относительную устойчивость и преемственность. Национальная форма — это и то, что рождено творчеством масс и стало родным, близким, широко распространенным, национальным. Наряду с этим в процессе взаимообогащения национальных особенностей форм культур возникают новые элементы как на основе переосмысливания старых форм и выразительных средств культуры своей нации, так и путем творческого восприятия их из культур других наций.

Следует отметить, что национальные особенности в искусстве довольно устойчивы, и их обновление происходит не просто. Национальные особенности органически входят в ткань художественной формы и в единстве с нею образуют то, что называют национальной формой, которая не просто сумма изобразительных (выразительных) средств, а конкретно историческая форма развития художественной культуры и тем самым эстетического со¬знания народа. С развитием нации развиваются, обновляются и ее выразительные средства. Те же нации и народности, которые впервые осваивали развитие формы профессионального искусства, меняли, по существу, всю систему выразительных средств. Все это наглядно проявилось на опыте национальной формы культур народов СССР. За 70 лет национальные формы их культур существенно изменились, обновились, обогатились.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем отличие научного понимания термина «культура» от его обыденного понимания?
2. Дайте определение понятия «этническая культура».
3. Как связаны между собой понятия «культура» и «быт»?
4. Как вы понимаете социокультурную антитезу «мы — они»?
5. На известных вам примерах покажите роль культуры в интеграции и стабильности этноса как системы.
6. Каково содержание понятия «национальная культура»?
7. Определите значение и роль этнического в структуре наци¬ональной культуры.
8. Какие две тенденции характерны для развития национальной культуры?
9. В чем сущность процесса сближения национальных культур?
10. На конкретных примерах покажите результаты взаимодействия и взаимовлияния национальных культур.
11. Какова диалектика содержания и формы национальных культур?
12. Как вы считаете, исчезнут ли в будущем национальные культуры, произойдет ли их слияние в единую общечеловеческую культуру?

Литература

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. —
М., 1989.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983.
3. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. — СПб., 1994.
4. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.
5. Лебедева Н.В. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
6. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.
7. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994.
8. Соколов Э.В. Культурология: очерки теории культуры. — М., 1994.
9. Тайлор Э. Первобытная культура. — М., 1989.
10. Этнология. — М., 1994.
11. Этнознаковые функции культуры. — М., 1991.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.12.2017 — 06:51

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014