Нательная и верхняя одежда

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Изучение одежды представляется делом значительно более трудным, чем изучение жилища. Постройки сохраняются более длительно, одежда же гораздо скорее вытесняется новыми городскими формами. Старые вещи или совсем исчезают из быта, или хранятся только в сундуках, так что иногда трудно докопаться до традиционных типов одежды восточнославянских народов.

Тем не менее по старым и новым описаниям и по музейным коллекциям мы можем проследить характерные элементы комплекса национальной одежды и отчасти их развитие.

Они позволяют выделить, как и в постройках, определенные культурные типы: северновеликорусский, южновеликорусский и украинский, примерное распространение которых более или менее совпадает с районами, выделяемыми по данным языка. У белорусов и в одежде, как и в постройках, меньше чисто местных форм, там смешаны элементы украинские и русские и такие, которые связывают восточнославянский мир с западнославянским.

Нательная и верхняя одежда. Основу народного костюма восточных славян, и женского и мужского, составляла рубаха из домотканного холста. В отличие от городской женской рубашки, она имеет рукава. Признано, что древним покроем рубахи был «туникообразный», при котором одно или два полотнища перегибаются через плечи, с отверстием для головы, и к ним непосредственно пришиваются рукава. Туникообразную рубаху Б. А. Куфтин считал характерной для восточнофинских народов, противопоставляя ее восточнославянской рубахе с «поликами». Но и у русских сохранились остатки бытования туникообразной рубашки; местами она сохраняется как «старушечья» рубаха, еще чаще — как мужская; у донских казаков и женская рубаха обычно туникообразная. Типичной для всех восточных славян являлась рубаха с поликами. Полики — особые вставки на плечах, обычно покрытые обильной вышивкой. Рукава пришиваются уже к поликам. Полики встречаются двух типов: «прямые» (прямоугольные), характерные для украинцев, белорусов и северных великорусов, и «косые» (трапециевидные), преобладающие у южных великорусов. Те и другие делятся на подтипы. Одним из подтипов считают тот покрой, в котором полики составляют одно целое с рукавами, доходящими, таким образом, до ворота; его можно назвать по месту распространения «карпатским».

Схема эволюции женской туникообразной рубахи: (по К. Мошиньскому): а — древний тип, с прямыми боковыми вставками (сохранилась в Боснии); б — более поздний тип, с клиновидными вставками (известна с VII в. в Европе — с XII—XIII вв.)

Схема эволюции женской туникообразной рубахи: (по К. Мошиньскому): а — древний тип, с прямыми боковыми вставками (сохранилась в Боснии); б — более поздний тип, с клиновидными вставками (известна с VII в. в Европе — с XII—XIII вв.)

Покрой женской рубахи с прямыми поликами

Покрой женской рубахи с прямыми поликами

Покрой женской рубахи с косыми поликами

Покрой женской рубахи с косыми поликами

«Карпатский» тип женской рубахи. Рукава слились с поликами, вшитыми по основе (Закарпатская обл.)

«Карпатский» тип женской рубахи. Рукава слились с поликами, вшитыми по основе (Закарпатская обл.)

Происхождение поликов остается неясным. Они встречаются и у западных славян, в Частности у поляков, у словаков, в несколько иной форме в Северной Болгарии. По мнению польского этнографа Казимира Мошиньского, полики развились из фибул на плечах, скреплявших в древней одежде отдельные полотнища для груди и спины. Однако более вероятно, что перед нами лишь дальнейшее развитие того же древнего туникообразного покроя. Переходной формой между тем и другим типом может считаться женская рубаха в Литве и Восточной Польше с нашитыми полосками на плечах: быть может, это и есть прототип наших поликов.

Местами, например у украинцев, встречается рубаха, состоящая из двух частей, верхней и нижней (нижняя из более грубого полотна). Обе части иногда даже не сшиты, верхняя образует род блузы, а нижняя — маленькой юбки. Аналогию такой составной рубахи можно найти у словаков.

Мужская рубаха обычно туникообразная. Более древний ее тип, с прямым разрезом ворота, сохранился у украинцев (ворот покрыт вышивкой). У русских преобладала «косоворотка», с разрезом ворота на левой стороне, но этот тип рубахи распространился не раньше XV в., видимо, из Москвы. Косой разрез ворота известен у словаков, но не на левой, а на правой стороне груди.

Для девушек рубаха служила прежде не только нижней и комнатной, но и выходной одеждой, летом поверх ее ничего не надевалось. Напротив, замужняя женщина всегда носила ту или иную верхнюю одежду. Типы ее различаются у отдельных восточно-славянских народностей. Именно по типам верхней женской одежды выделяются характерные культурно-географические комплексы костюма.

Верхняя часть южноукраинской женской рубахи (блузка)

Верхняя часть южноукраинской женской рубахи (блузка)

Архаичные формы встречаются в женской поясной одежде. Юбка проникла к восточным славянам сравнительно поздно. У русских она появляется только в XIX в., местами лишь в последние десятилетия. У украинцев юбка («спiдниця») появилась несколькими столетиями раньше, придя с Запада. У белорусов тоже; там само название юбки («андарак») указывает, быть может, на ее западное происхождение (от нем. Unterrock), хотя есть и другие объяснения этимологии этого слова.

Наиболее примитивная форма самобытной поясной одежды женщин сохранялась местами у украинцев: это «дерга» — длинный кусок ткани, просто обвертываемый вокруг талии. Дерга носилась главным образом как рабочая одежда, особенно в Харьковской и Полтавской областях. Аналогичная одежда в некоторых западных областях УССР называется «обгортка». Другой сходный тип — «запаска», обычно из темной шерстяной материи, прямоугольной формы, которую носили в виде передника на поясе, чаще две — одну спереди, другую сзади. Это тоже рабочая одежда. Праздничной же служила прежде «плахта» с тканым или вышитым орнаментом. Плахта делается из двух кусков ткани узкой и длинной (2 м), которые сшиваются по длине до половины; в этом месте плахта перегибается и носится так, что сшитая часть охватывает зад и бока, а несшитые концы свешиваются с боков, либо подвертываются. Перед закрывается особым фартуком («попередниця»).

Аналогичная плахте одежда недавно бытовала у южных великорусов (местами есть и сейчас) — это так называемая «понёва». Понева шьется из трех прямоугольных кусков домодельной ткани, обычно темного цвета, в крупную клетку. Эти 3 куска сживаются в ряд, иногда не целиком. Понева бывает разных видов и носится по-разному. Наиболее примитивная понева — «разнополка», закрывающая тело сзади и с боков. Напереди концы не сходятся, а иногда их носят подоткнутыми за пояс; а потому концы эти покрываются вышивкой не с лица, а с изнанки. Другой тип — понева с «прошвой» или «вставкой»: это — 4-й кусок ткани, более легкий, обычно покупной, которая соединяет концы поневы, превращая ее в нечто вроде юбки. Понева — характерная принадлежность костюма замужней женщины. Надевание ее составляло один из моментов свадебной обрядности.

Понева, со вставкой (Касимовский р-н, Рязанской обл.)

Понева, со вставкой (Касимовский р-н, Рязанской обл.)

Понева («панява») имеется также у белорусов. У северных великорусов она в настоящее время совершенно неизвестна, но раньше, как полагают, существовала. Аналогичный тип женской одежды еще недавно бытовал у их соседей, ижоры и води.
У северных великорусов поневу заменяет сарафан. Сарафан считается чисто национальным русским костюмом, но он появился у нас не так давно. Название его персидское («серапа» — «с головы до ног»), но покрой скорее западного происхождения. Он распространился около XV—XVI вв. Есть несколько типов сарафана. Более древним считается «косоклинный», распространенный, например, в Новгородской области. Он имеет с боков вставные клинья, расширяющиеся вниз, и спереди разрез, настоящий или фальшивый, с двумя рядами пуговиц. Более поздний тип — «круглый», или «московский», сарафан, сшитый из прямых нолос, верхняя часть стянута сборками. Третий тип, напоминающий городской «сарафан», состоит из сшитых вместе лифа и юбки.

Сарафан круглый

Сарафан круглый

Сарафан косоклинный

Сарафан косоклинный

Сарафан, хотя и плечевая одежда, вытеснил и заменил поясную — поневу. На Севере он распространился повсюду, но местами встречается и у южных великорусов, вероятно, принесенный туда однодворцами.

Другие виды женской одежды, носимой поверх рубашки, довольно разнообразны по покрою. Особенно разнообразны и пышны они были у зажиточных крестьянок, в старину у купчих. Некоторые повторяют покрой рубахи. Встречается одежда глухая и распашная, с рукавами и без рукавов, из самодельной и покупной ткани, иногда из дорогого бархата, шелка с богатой вышивкой. Названия этих частей костюма весьма различны: у русских — занавеска, хвартук, запон, шушпан, касталан, нагрудник и пр.; у украинцев — юпка, лейбик, шреетка, у белорусов — носов, насоу, кабат и др.

Украинка в национальной одежде, (начало XX в.). Видны концы плахты

Украинка в национальной одежде, (начало XX в.). Видны концы плахты

Замужняя женщина в поневе (начало XX в.). (Новосильский у., Тульской губ.)

Замужняя женщина в поневе (начало XX в.). (Новосильский у., Тульской губ.)

Украинские блузки

Украинские блузки

Украинцы в праздничных костюмах (начало XX в.) (Черниговская обл.)

Украинцы в праздничных костюмах (начало XX в.) (Черниговская обл.)

Мужская поясная одежда — это штаны. В качестве женской одежды штаны у восточно-славянских народов не были известны и вошли в быт только теперь, под городским влиянием. Только у гуцулов женщины издавна носят подобие штанов, вернее ноговиц, — две отдельные штанины («доколiнницi), прикрепляемые завязками. Мужские штаны известны двух типов: с узким шагом и с широким шагом. Последние имеют в шагу клиновидную или даже прямоугольную вставку и бывают иногда очень значительной ширины. Такие широкие штаны распространились у украинцев во времена казачества под татарским влиянием. Широкие штаны носятся на «очкуре» — особом ремешке, стягивающем их сборками. У части западных украинцев и у всех белорусов и великорусов штаны узкие. Различается также способ носки рубахи: поверх штанов (навыпуск) или взаправку. Первый способ — более древний — сохранился у русских и белорусов. Украинцы же заправляют рубаху в штаны — в этом тоже сказалось влияние кочевников.

Верхняя теплая одежда у восточных славян в основе своей одинакова у мужчин и у женщин. Ее тоже можно проследить в эволюции от элементарных до развитых форм. Основными формами можно считать две: гуцульскую безрукавку — «киптарь» и накидку — плащ.

«Киптарь», или «бунда», в своей простейшей форме сохранился местами у карпатских горцев. Первоначально — это просто овчина с прорезанной посередине дырой, в которую просовывается голова, а концы овчины закрывают грудь и спину. Это— одежда типа южноамериканского «пончо». Эволюция этой примитивной одежды состоит в том, что бока ее сшиваются, а на груди делается разрез— получается короткая меховая безрукавка. Ее носят мужчины и женщины. Иногда она покрывается вышивкой. Этот тип одежды встречается и у словаков, у венгров, румын, у южных славян. Название «киптарь» — румынское, от слова peptul — грудь. Подобная одежда может считаться прототипом мужской куртки, известной у многих народов Европы. Тот же киптарь, но с рукавами и с пришитыми внизу полами, превращается в «кожух», известный всем украинцам. Более легкая одежда такого же покроя шьется из сукна — это «сердак», «катанка» и т. п.

Другим прототипом верхней теплой одежды был, вероятно, плащ. Плащевидная одежда существовала у древних славян и сохранилась до сих пор у многих народов Европы. У восточных славян она почти исчезла, вытесненная распашной одеждой с рукавами, первоначально однобортной (полы соприкасаются на груди и застегиваются без запаха), а впоследствии двубортной — с глубоким запахом. Двубортная теплая одежда при холодном климате более рациональна, так как лучше сохраняет тепло. Но возможно, что переход от однобортной к двубортной одежде совершился не без влияния восточных кочевнических образцов. Недаром большинство названий этого типа — не славянские, а взяты из тюркских, монгольских и других языков: тулуп, халат, доха, чапан, шуба, армяк и др. Более простым покроем одежды этого типа является прямоспинный; из него позже развился раскошенный (в талию) покрой: так получается русский зипун, кафтан, украинская и белорусская свита. Наконец, еще более сложна одежда, в которой нижняя часть, от пояса вниз, пришивается отдельно, образуя многочисленные складки: это казакин, поддевка, полушубок, шугай и т. п.

Очень характерна такая деталь, как способ запахивания верхней двубортной одежды. Существует два способа запахивания — на правую и на левую сторону. У нас в городском быту мужская верхняя одежда застегивается направо, а женская — налево. Оба способа представляют собой две различные традиции, связанные с двумя разными культурно-географическими зонами. Первый способ является у нас сравнительно поздним заимствованием из кочевнических восточных культур. Запахивание одежды направо — старая традиция степных скотоводческих народов. Напротив, женский способ застегивания на левую сторону — это древний обычай оседлых земледельцев Восточно-Европейской равнины. Восточнославянская верхняя одежда и у мужчин, и у женщин застегивалась всегда на левую сторону. Этот обычай существует и у народов Поволжья, где он борется с противоположной восточной модой, а за Уралом он вместе с другими элементами восточноевропейской культуры доходит до обских угров и кетов.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 01.01.2019 — 20:57

Счетчики

Яндекс.Метрика

10 комментариев

Оставить комментарий
  1. ПавелтАЛн

    1. КириллкфхУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014