На основе союза племен при их слиянии возникает народность — следующая историческая форма этноса.
Народности складываются на основе смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя. Естественно, что образования народности идет гораздо быстрее, когда в союзе оказываются родственные племена, говорящие на одном языке. В особенности быстро протекает этот процесс превращения племен в народность там, где появляется государство; оно способствует общности экономических, социальных и иных интересов сближающихся племен, придает их союзу более прочную форму. В государствах вместо родоплеменной структуры вводилось деление по территориальному принципу, что содействовало постепенному стиранию племенных различий, сглаживанию языковых и культурных особенностей.
Государство создавалось как на базе одного союза племен, так и на основе нескольких племенных объединений. Однако в последнем случае областные общности, в которые трансформировались отдельные племенные объединения, обычно в течение длительного времени сохраняли местные языково-культурные особенности и остатки особого самосознания, а созданные государственные образования нередко были недостаточно устойчивыми. И все же после возникновения классового общества и государства многие из союзов племен трансформировались в народности — основные этносоциальные организмы классовых докапиталистических обществ.
[adsense]
Народность, будучи более развитым типом этноса, чем племя, отличается от последнего рядом свойств. Если племя объединяют, прежде всего, брачно-родственные связи, то народность — территориально-политические связи, складывающиеся в пределах государства. В народности складывается общий язык на основе племенных языков (при этом общим языком, как правило, становится язык наиболее развитого племени, входящего в народность). Народности свойственно наличие хозяйственных связей (хотя они не имеют столь развитого консолидирующего характера, как в нации), элементов общей культуры, общего этнонима.
Таким образом, народность — это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Такая общность возникает, когда люди, говорящие на одном языке и занимающие единую территорию, начинают сознавать свое единство, обзаводиться общим самоназванием.
Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). Особенно широко развернулся процесс образования народностей в период феодализма (древнерусская, польская и другие народности Европы). Складывались они обычно из близких по происхождению и языку племен (древнерусская — из восточно-славянских племен полян, северян, древлян, вятичей, кривичей и др., польская — из западнославянских племен поморян, вислян, мазовшан и др., реже — из различных племен и этнических групп), смешавшихся в результате завоевания одних другими (северофранцузская и провансальская народности — из разноязычных галльских племен, римских колонистов и германских племен франков, вестготов и бургундов и т. д.).
В процессе складывания народности и по мере усиления экономических и культурных связей между отдельными их составными частями язык одной из них (обычно более многочисленной или более развитой) становится общим, а остальные племенные языки низводились до роли диалекта или вовсе исчезали; формировалась определенная территориальная, культурная и хозяйственная общность. Впрочем, общность эта (особенно в экономическом отношении) была еще неустойчивой и рыхлой. Одним из показателей сложившейся общности служил новый единый этноним, под которым народность становилась известной народам.
Процесс образования народностей был очень длительным: «сосуществование» племен и народностей характерно для всего периода рабовладельческого общества, а своего развитого состояния народности достигают лишь при феодализме. В связи с этим было бы ошибочно отождествлять народности эпохи рабовладения с народностями эпохи феодализма. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно в процессе разложения родоплеменных общностей, и вторичную, представляющую собой результат дальнейшего развития первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно — исторически.
С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей исчезает характерная для народностей хозяйственная разобщенность, происходит постепенное превращение их в нации. Однако многие малочисленные народности не могут сформироваться в нации; вследствие своей малочисленности они не в силах развивать современное индустриальное производство, все стороны культуры своими национальными кадрами. Такие малочисленные народности обычно вступают в тесные связи с другими, более развитыми этносами, частично усваивают их культуру, язык, а иногда и полностью сливаются с ними.
Историко-стадиальное понятие «народность» оказалось полезным в терминологическом отношении при описании раннеклассовых формаций. В западной научной литературе термина, соответствующего понятию народности, не существует. В русском языке термин народность стал употребляться с 20-х годов (например, в переписи 1926 г.) для обозначения принадлежности к народу (этносу). С начала 50-х годов он стал применяться относительно коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, не сформировавшихся в нации. В целом для народностей СССР были характерны признаки, присущие нации, однако малочисленность народности не давала им возможности подняться в своем развитии до уровня социально-экономического и культурного развития нации.
В последние годы в России обсуждался вопрос о правомерности выделения народности в качестве одного из «основных исторических» типов этноса. Сам термин «народность» стал выходить из употребления. Вместо него стал применяться более общий термин «народы» (например, малочисленные народы Севера, на роды Дагестана и др.).
Как в СССР, так и в современной России возникал вопрос различия наций и народностей. Как правило, к нации относились этносы, численность которых не менее 100 тыс. человек. Кроме того, к нациям относились те этносы, которые имеют государственность в форме союзной (в СССР) или автономной республики. Однако при решении этого вопроса необходимо учитывать весь комплекс социально-экономических характеристик этнических общностей, а также их численность, особенности расселения, интенсивность этнокультурных связей и т. п. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что изменение количественно-качественных показателей народности ведет к перерастанию ее в другую историческую общность людей — в нацию.