Народное изобразительное искусство

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Изобразительное искусство народа — по преимуществу прикладное. У восточнославянских народов оно издавна развито в высокой степени: это показывают хотя бы многочисленные находки произведений художественного ремесла в древнеславянских курганах и городищах. Уже в ту пору существовало, следовательно, и профессионально-ремесленное изготовление художественных изделий. Однако наряду с этим оно сохранило вплоть до наших дней также и чисто народные, домашние, непрофессиональные формы.

Образец старинной Узорчатой ткани. Закладная (паласная) техника. Шерсть (Черная речка, Рязанской обл.)

Образец старинной Узорчатой ткани. Закладная (паласная) техника. Шерсть (Черная речка, Рязанской обл.)

Это прежде всего художественная орнаментировка предметов бытовой обстановки, от жилища до одежды. Эти предметы покрываются, особенно на Севере, резьбой или росписью. Орнамент встречается также на керамике, реже на металле. Резные украшения наличников окон и карнизов домов наиболее художественны в северновеликорусских областях. Но едва ли не главная область приложения декоративного искусства — это вышивки и другие текстильные изделия. Вышивкой в народном быту покрывались предметы одежды, полотенца (украинцы ими украшают хаты), покрывала, скатерти и пр. Наряду с вышивкой известно узорное тканье, золотошвейное дело, кружевное производство, набойка. В некоторых местностях (например, в Вологодской области) кружевной промысел получил уже давно товарное значение, а сейчас он составляет гордость местных мастериц.

Стили орнамента неодинаковы в разных частях страны. У южных украинцев преобладают геометрические формы, в основных областях Украины в настоящее время господствует растительный стиль орнамента — цветы, плоды, вазоны и пр. У южных великорусов преобладают геометрические мотивы, причем замечается склонность к ярким, многоцветным тонам; но встречаются и предметные мотивы — особенно животные: петухи, павы, уточки, всадники и пр. Особенно характерен северновеликорусский орнамент. В нем наряду с геометрическими мотивами нередко встречаются сложные композиции; наиболее интересна из них трехфигурная композиция из стоящей посередине женской фигуры с воздетыми кверху руками и стоящими по бокам, повернутыми к ней лицом фигурами всадников или птиц. Средняя фигура заменяется иногда деревом или сильно геометризуется. Корни этого мотива, восходящего к глубокой древности, советские исследователи (В. А. Городцов, Б. А. Рыбаков) видят в дохристианских мифологических сюжетах: возможно, что здесь перед нами отзвук древнего культа великой богини, изображавшейся вместе с ее почитателями-жрецами; подобные явно культовые изображения найдены в большом числе среди «дако-сарматских» древностей первых веков н. э. из области нижнего Дуная. В севернорусском народном искусстве, и именно в женском, в вышивальном, сохранились через тысячелетия отзвуки этого древнейшего культа великой богини, причем, конечно, религиозное значение этого мотива давным-давно забыто.

«Дакийский образок» (I—-II вв. н. э.)

«Дакийский образок» (I—-II вв. н. э.)

Украинский орнамент (вышивки)

Украинский орнамент (вышивки)

Севернорусские узоры вышивок

Севернорусские узоры вышивок

Образец золотого шитья, конец XVIII в. (г. Торжок)

Образец золотого шитья, конец XVIII в. (г. Торжок)

Глиняный сосуд с художественной рописью: «800-летие Москвы» (Гжель)

Глиняный сосуд с художественной рописью: «800-летие Москвы» (Гжель)

Шкатулка с росписью по лаку (Палех)

Шкатулка с росписью по лаку (Палех)

Ювелирное производство. Подстаканник (артель «Северная чернь», Великий Устюг, Вологодской обл., 1947 г.)

Резьба по кости. Крышка шкатулки (Холмогоры)

Резьба по кости. Крышка шкатулки (Холмогоры)

Образцы росписи по дереву (хохломская роспись)

Образцы росписи по дереву (хохломская роспись)

Роспись жестяных подносов (с. Жестово, Московской обл.)

Роспись жестяных подносов (с. Жестово, Московской обл.)

Кружевная накидка на подушки (Вологодский кружевосоюз)

Кружевная накидка на подушки (Вологодский кружевосоюз)

Украинский ковер-палас

Украинский ковер-палас

Этот своеобразный мотив встречается, кроме северновеликорусов, у их соседей на севере и востоке, у карелов, народов Поволжья. У народов Западной и Южной Европы он почти неизвестен.

Станковое искусство у восточных славян было развито гораздо меньше. В древности сюда относилось иконописание. Традиции иконописного искусства, достигавшего в прошлом высокого совершенства, сохранились ныне в творчестве мастеров народной миниатюры, особенно в селах Мстёра, Палех, Холуй. Талантливые народные художники исполняют здесь тончайшие работы — миниатюры на лаковых шкатулках и другом материале: сюжеты берутся из героического
прошлого Руси, из былин, из классических литературных произведений, из советской действительности.

К станковому искусству можно отнести также лубочные картинки, которые в старину в быту народа играли большую роль. Среди них были и картинки с религиозными сюжетами, и сатирические, бытовые и прочие. Этому искусству нанесло удар введение царским правительством при Николае I (1839 г.) предварительной цензуры, которая закрыла возможность изготовления и распространения картинок, высмеивавших царскую администрацию, купцов, духовенство. Лубочные картинки были впервые изучены Снегиревым, а после него особенно Рогинским.

Если отдельные виды старинного народного искусства, таким образом, исчезают или уже исчезли с изменением общих культурных условий, то этого нельзя сказать о народном искусстве в целом. Оно имеет перед собой блестящее будущее, и как раз наша эпоха, обеспечившая широчайшим народным массам достойное человеческое существование и небывалый культурный подъем, породила и новый мощный рост всех форм народного искусства.

Художественные народные ироизводства организованы сейчас в форме кустарно-промысловых артелей, работой которых руководит общегосударственное объединение промысловой кооперации. Им обеспечен неограниченный сбыт продукции и всемерная помощь советских органов.

Наиболее известны в настоящее время следующие художественные производства.

Художественная резьба из дерева: особенно в Московской обл. — с. Богородское, Абрамцево и др.; западные области Украины — Черновицкая (с. Вижница), Станиславская (Косов) и др.

Роспись по дереву: особенно в Горьковской обл. (Семеновский, Ковеиинский, Городецкий р-ны) — это знаменитая «хохломская» роспись, от с. Хохломы, центра этого производства, поразительного по своему мастерству и технической сложности.

Роспись с выжиганием: г. Загорск, Московской обл.

Миниатюрная живопись по папье-маше: Ивановская обл. (с с. Палех и Холуй), Владимирская обл. (с. Мстёра), Московская обл. (с. Федоскино).

Прорезная береста: Вологодская обл. (Верхне-Устюжский р-н).

Резьба по кости: Архангельская обл. (с. Ломоносово) — сквозная ажурная резьба; Тобольск — объемная резьба; Московская обл. (с. Хотьково) — различная техника.

Эмаль по жести: г. Ростов, Ярославской обл.

Роспись железных подносов: с. Жестово, Московской обл.

Ювелирное производство: Костромская обл. (Красносельский р-н), Вологодская обл. (г. Великий Устюг).

Художественная керамика: Московская обл. (г. Гжель, Раменского р-на), Рязанская обл. (г. Скопин), Винницкая, Каменец-Подольская, Полтавская обл. (с. Опошня).

Кружевное производство: Кировская обл. (с. Советск), Вологодская обл. (около 20 артелей в разных районах), Орловская обл. (г. Елец), Полтавская обл. УССР и др.

Вышивки: Ивановская, Владимирская, Новгородская, Горьковская, Рязанская, Калининская области, ряд областей Украинь; и Белоруссии.

Ковроткачество: Киевская, Станиславская и другие области Украины — «килимы»; Курская, Курганская, Тюменская обл.

Художественная инкрустация дерева: горные украинцы-гуцулы.

Этим перечнем, конечно, далеко не исчерпывается список расцветших в наши дни народных художественных производств и мест их распространения.

Замечательно то, что в последние годы сильно расширяется сфера приложения народного изобразительного искусства. Так, палехские художники, которые в первые годы Советской власти прилагали свое вековое мастерство к разрисовке шкатулок и прочих мелких вещей, в последнее время, помимо этого, привлекаются к иллюстрированию книг, к крупным декоративным работам: росписи стен домов культуры, дворцов пионеров, к оформлению театральных постановок, писанию декораций и т. д., вплоть до работы по мультипликационным фильмам.

Но не только расширяется круг применения народного искусства: становятся гораздо более разнообразными его темы и мотивы, гораздо более богатым и идейно насыщенным его содержание. Помимо простых геометрических и растительных форм, в тематику росписи включаются все более сложные многопредметные композиции, исторические и современные сюжеты. Наконец, необходимо отметить поразительный рост технического и художественного мастерства. Произведения народных художников советской эпохи в большинстве случаев стоят технически и с формальной стороны намного выше, чем аналогичные вещи дореволюционных лет.

Так, старое народное искусство, совершенствуясь и расширяясь, глубоко и разнообразно пронизывает советский быт.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 08.01.2019 — 12:08

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014