Site icon Археология

Национальная консолидация в Средней Азии

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Одно из характернейших явлений советской эпохи в жизни народов Средней Азии — это та национальная консолидация, которая наметилась в первые же годы Советской власти и про¬должается непрерывно на наших глазах. Этот процесс в той или иной мере коснулся всех народов Средней Азии. Решающим моментом было здесь национальное размежевание 1924 г. Узбекский народ впервые в истории обрел свое общенациональное имя, сплотившись воедино из прежних «сартов», «бухарцев», «хивинцев», «кипчаков», «кураминцев» и др. Все узбеки — за немногими исключениями — сознают и называют себя теперь узбеками. У туркмен прежняя племенная рознь — текинцев, иомудов, сарыков и др. — сменилась общенациональным самосознанием, хотя взаимная обособленность отдельных групп в известной степени и остается. Таджики тоже консолидировались в нацию (включившую часть прежних «сартов») и ныне успешно и безболезненно ассимилируют в состав этой нации мелкие обособленные припамирские народности — ваханцев, шугнанцев, язгулемцев и др., а также остаток населения древнего Согда — ягнобцев. Среди казахов прежнее деление на «орды» («жузы») и межродовая рознь — ныне редко кем и вспоминается. Аналогичные явления отмечаются у киргизов и каракалпаков. Что касается малых народностей Средней Азии, то у них частью тоже намечается процесс сплочения (таранчи и кашгарцы сплотились в народ уйгуров), частью — естественное сближение и постепенная ассимиляция с более крупными народами: это касается, например, сарт-калмаков, арабов, евреев, джемшидов и др.

Это естественное и здоровое сплочение, укрупнение наций — одно из положительных проявлений национального развития, плод национальной политики Коммунистической партии.

Exit mobile version