К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе
Первый этап (793-833 гг.) характеризуется высокой активностью норманнов в зоне R, и эпизодическими появлениями в зоне Rn, даже Rm (побережье Испании). Частота нападений (условно определенная по отношению: р = число упоминаний нападений/количество лет) для R, = 0,5, Rn = 0,13, Rm = = 0,03 (рис. 6). Реконструированная численность участников не превышает в сумме 16500 человек. Они действовали небольшими отрядами, главным образом нападавшими на церкви и монастыри прибрежных районов северной Британии и Ирландии. Наиболее крупное предприятие этапа — войны датского конунга Готфрида, около 810г. опустошавшего побережье Фрисландии.
[adsense]
Предшествовавшие ему нападения начались реально лет за сорок до разграбления монастыря св. Кутберта на о. Линдисфарн: в середине VIII в., около 753 г., «северные люди» normami разграбили остров Танет у британского побережья Ла-Манша; после этого в течение тридцати лет, на протяжении жизни целого поколения, британцы наблюдали странные явления в атмосфере — «огромные полосы, драконов, ужасные молнии… которые толковались как знамения, предрекавшие великие бедствия…» (Стриннгольм 2002: 27). В те же годы середины VIII столетия вторжение норманнов отразил король Оффа в Мерсии. Нападение 8 июня 793 г. на Линдисфарн запомнилось не только своей беспримерной жестокостью и беспощадным отношением к чтимой христианской святыне, но и тем, что норманны попытались высадиться здесь и на следующий год. Суда их были разбиты бурей, спасшиеся от волн морских викинги — перебиты на берегу вместе с предводителем (позднее рассказывали, что так погиб легендарный Лодброгг). Эту расплату молва приписала св. Кутберту, отомстившему за надругательство над своей обителью.
С 794 г. каждое появление викингов вызывало волну толков и пересудов, и сведения о них широко расходились по Британским островам, побережью Ла-Манша и устьям североморских рек.
Впервые «войско викингов» (wicingas) упомянуто в англосаксонской эпической поэме «Видсид» («Многостранствующий»), сложенной еще в VII в. (Мельникова 1987; 70). Судя по древнему оформлению этого
слова во фризском языке, оно восходит к V в. то есть временам первых военных походов североморских дружин на Британию и побережья Галлии (Станг 2000:9-10). Англичане именовали заморских разбойников «норманнами» или, чаще, «данами», по племенному имени ближайшего к ним скандинавского народа. Ирландцы с конца VIII в. называли пришельцев Lochlanach, «мореходы», или Gal, «чужеземцы», различая среди них «белых» (фингалов), «черных» (дубгалов) и «островитян» (иннисгалов); монастырские летописи Ирландии именуют их также «восточные люди» — ostmanni. С 795 по 818 г. морское войско «остманнов» закрепилось в восточных областях Ирландии, Лейнстере и Мезе, началась борьба скандинавских викингов за создание собственных колоний на Британских островах: Ирландии, о. Мэн (исключительно выгодном своим стратегическим положением между Ирландией и Британией), Танет (напротив устья Темзы), Уайт (у южного побережья Англии), с непрерывными вторжениями и на территорию Англии.
Корабли викингов обрушились и на североморское побережье Европейского континента. В 810 г. датский конунг Готфрид (Годофред, Готтрек) собрал флот из более чем 200 судов (вряд ли более 10 тыс. воинов-гребцов) и методично опустошил все прибрежные острова Фрисландии вдоль берега Северного моря, разграбил и сжег Грёнинген, в трех сражениях разбил фризов и заставил их выплатить дань в 100 фунтов серебра. Христиане-фризы были вассалами императора франков Карла Великого. Готтрек готовился к серьезной войне с Карлом, еще в 808 г. он распорядился о строительстве земляного вала вдоль южной границы своих владений, от балтийского до северо-морского побережья Ютландии (в дальнейшем известного как знаменитый вал Danevirke, Daneverk — «Деяние датчан»). Вскоре после похода 810 года Готфрид был убит своим дружинником. Карл Великий, однако, предпринял распоряжения о строительстве флота и укреплений в устьях рек от Аахена до Руана по всему побережью северо-западной Франции. Впрочем, и на юге, в Нарбоннской Галлии император франков «на глаз» мог отличить корабли скандинавских викингов от любых иноземных в Средиземном море, викинги начали здесь появляться еще при жизни Карла (до 814 г.), а в 827 г. вторглись в Галисию и были разбиты там Рамиро, вестготским королем Леона: он сжег 70 кораблей норманнов. Однако в 830 г. скандинавские викинги вновь разграбили островные монастыри близ берегов Вандеи, вторгались во Францию, Ирландию, юго-восточную Англию, пока в 832 г. не были разбиты при Каргаме Эгбертом, королем Уэссекса («бретвальдой» Англии с 827 г.); флот этих викингов насчитывал 35 кораблей (Стриннгольм 2002: 29-30).
Гибель Готфрида привела к междоусобной войне в Дании. Его сыновья стремились к продолжению борьбы с Империей (хотя первый из наследников конунга, Хеммиг, незамедительно заключил с Карлом Великим мир в 811 г., но после смерти обоих правителей братья Хеммига стремились этот договор расторгнуть). Претенденты на датский престол из древнего королевского рода Скьёльдунгов были сторонниками мира с франками. Однако они, в конечном счете, потерпели поражение. В 826 г. конунг Харальд, сын Хальвдана, по прозвищу Клак (Ворон), Хериольд франкских источников, прибыл со своим войском, двором и родом в Майнц (Могунциа) и отдался под покровительство императора Хлодвига (Людовика) Благочестивого (Chlodovicus Pius). Придворный поэт красочно описывает появление сотен кораблей под белоснежными парусами на Рейне, крещение датского конунга и торжественные празднества по этому поводу (Wood 1987:36).
[adsense]
Хериольд получил в лен область вдоль реки Везер, на границе Фрисландии и Саксонии, именуемую Рюстрингия (Rustringen), а позднее и остров Вальхерен с богатым торговым портом («виком») Домбург, у побережья Северного моря. Среди его родичей был племянник Рорик, внук Хальвдана Скьёльдунга, в дальнейшем известный как Рерик Фрисландский, также вассал франкских императоров. Ради укрепления и распространения христианской веры среди датчан и других язычников Людовик Благочестивый по представлению Вала, аббата Корвейского монастыря, предоставил Хериольду двух монахов-бенедиктинцев, Ансгара и Аутберта, вместе с конунгом на корабле из Кельна через Дорестад, морской порт франков во Фрисландии, они прибыли в Рюстрингию (Vita Anskarii, 7).
Через три года, когда Аутберта уже не было в живых, к Людовику Благочестивому явились, проделав длительный путь по Балтийскому и Северному морям, послы конунга свеев (свионов, шведов) Бьерна, объявившие «тишайшему кесарю, что в их народе есть много жаждущих принять христианскую веру, и что король их, достаточно к этому благосклонный, позволил, чтобы там были священники Божии, только бы им удостовериться от его милости [Людовика], чтобы назначил он им достойных проповедников» (Vita Anskarii, 9). Фризский Дорестад в течение ряда десятилетий был связан уже со шведским портом Биркой на озере Мелар в Свеаланде (Средней Швеции), с начала IX в. там обосновалось немало христиан, и франкский император охотно направил Ансгара с миссией к шведам.
Ансгар с бенедиктинцем Витмаром отправились в Швецию морем; недалеко от скандинавского побережья корабль их был остановлен и ограблен викингами; оставив разбойникам около сорока богослужебных книг, с немногой церковной утварью миссионеры смогли вброд добраться до берега и после мучительного странствия по суше и многочисленным заливам Мелар прибыли в Бирку к осени 830 г.
Миссия оказалась успешной. Конунг Бьерн Курганный (Haugensis, Bjorn vid Haugen) сам, правда, крещения не принял, но разрешил построить в городе церковь, а «префект» Бирки Хергейр (Herigar) стал ревностным христианином. Проведя у шведов полгода, бенедиктинцы вернулись с адресованными императору «письменами, начертанными по тамошнему обычаю рукой самого короля» (вероятно, с руническим «ставом», палочкой с текстом, вырезанным по дереву рукою конунга свеев). Обнадеженный видимым успехом проповеди, Людовик добился в 834 г. рукоположения Ансгара в архиепископы Гамбурга (Hammaburg) провинции Нордальбингия; новый архиепископат основывался для продвижения христианства в земли за Эльбой (Губанов, Муханова 1997:105-107), и Ансгар получил права папского легата «во всех окрестных племенах шведов, датчан и даже славян и других народов, живущих в северных областях» (Vita Anskarii, 13). Однако последующие события резко разрушили эти надежды, и в свете судьбы самого Ансгара, его современников, города Гамбурга и всей северной части христианской Европы, под взлетом новой волны экспансии викингов следует сделать вывод, скорее, о конечном «коллапсе миссии» (Wood 1987: 36-42).
К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе