Site icon Археология

Мореплавание. Плот. Лодка

Мореплавание

Теперь нам нужно рассмотреть, какие средства нашел человек для передвижения по поверхности воды. Разного рода челноки, лодки, корабли, несмотря на их различную форму, все представляют в общем один и тот же основной вид: продолговатый, овальной формы деревянный корпус с углублением внутри.

Живя около воды, человек уже давно замечал, что одни вещи тонут в воде, а другие плавают; но он еще не догадался, конечно, устроить себе какое-либо приспособление для плавания. Мысль к этому мог подать такой случай, когда человек попавши в воду и желая вылезти оттуда, цеплялся за плывущее бревно или доску. Он замечал сейчас же, что этот деревянный предмет оказывает ему в плавании большую поддержку. После этого он, конечно, отправляясь вплавь куда-нибудь по реке или по морю, мог употреблять такую подмогу совершенно сознательно.

Рис. 15. Каяк эскимосов.

Плот

Но ему хотелось большего: он стал задумываться над тем, чтобы ему самому нисколько не погружаться в воду, и, естественно, для этого он старался только увеличить количество бревен и скрепить их; таким образом получился плот, который можно было или пустить по течению, или подталкивать длинною жердью, упираясь в дно реки.

Рис. 16. Австралийцы ловят рыбу в своих каное.

Стоя на плоту, человек легко мог заметить, что при ветре он плывет быстрее, что ветер ударяет в него и гонит таким образом плот. Отсюда зародилась мысль устроить мачту с парусом. Конечно, таким парусом первоначально служило то, что только умел человек приготовить из волокнистых частей растений. Очень вероятно, что эту должность первоначально исполняла рогожа, сплетенная из мочалы, а может быть, что этот парус был прежде не из ткани, а просто из широкого пласта древесной коры или луба.

Но плот очень неуклюж в своих движениях, и им управлять нелегко. Поэтому человек начинает придумывать приспособления для более свободного движения. Во-первых, он замечает, что одно большое бревно может сдержать человека на воде, но ему не хватает устойчивости: оно вертится. Однако, попадаются и такие бревна, которые в воде не вертятся. Это бывает, именно в том случае, когда бревно несколько стесано с одной стороны.

Рис. 17. Военная лодка новозеландцев.

Лодка

Теперь для того, чтобы построить лодку, первоначально вроде корыта, человеку оставалось только выдолбить для себя помещение в таком бревне. Но легко сказать — выдолбить, да сделать то это и при наших усовершенствованных инструментах не очень легко, а что-же было во время каменного топора? Конечно, первоначально человек так и выдалбливал, тратя на такую работу очень много времени. Но он вскоре придумал способ выжигать углубления: он раскладывал на бревне огонь, тушил его, выскабливал обуглившуюся часть дерева и продолжал это до тех пор, пока не получалось нужное углубление. Теперь уже нетрудно было усовершенствовать эту лодку- корыто и придать ей форму нынешнего челна. Вместе с тем изобретается и весло: оно построено по образцу человеческой руки. Дальше идут всевозможные усовершенствования: делают деревянный остов лодки из отдельных досок и обтягивают всю лодку шкурами, чтобы не проходила вода, или же замазывают смолою все отверстия, остающиеся между досками. Словом, теперь дело идет довольно легко: и лодка, и парус растут и доходят до большого парусного корабля.

Лодка не только давала человеку возможность с удобством заниматься рыбною ловлею, но и облегчала сообщение людей между собою, конечно, там, где были удобные для плавания реки, озера или моря. Переплывая с одного острова на другой, человек находил новые места для поселения и, таким образом, распространялся все дальше и дальше по земному шару. Плавание по морю играло большую роль в расселении людей, например, в Австралии, которая окружена массой различной величины островов. То же было и в древнем мире, в области Средиземного моря, и в особенности в той части его, которая лежит между западным берегом Малой Азии и Балканским полуостровом, т.-е. в Эгейском море или Архипелаге.

Exit mobile version