Мониторинг индивидуального роста и популяционные стандарты

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

Как уже отмечалось, для практической медицины наиболее существенным представляется тот из аспектов ауксологии, который связан с мониторингом и оценкой индивидуального роста.

Существует большое количество нарушений роста (карликовость, дефицит гормона роста, акромегалия, синдром Шерешевского-Тернера, патология щитовидной железы и т. д.).

С развитием профилактической медицины, проблема диагностики и коррекции отклонений от нормального хода ростовых кривых представляет собой одну из наиболее важных задач педиатрии.

Одним из самых распространенных методов оценки нарушений роста является процентальный.

Процентильный (перцентильный, центильный) метод основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора ростовых кривых, служащих для оценки характера роста в популяции. Хотя разработка подобных кривых была предложена еще Ф. Гальтоном, особую популярность процентили приобрели во второй половине XX столетия. Одними из первых их ввели в педиатрическую практику американские исследователи X. Стюарт и X. Мередит, разработавшие соответствующие диаграммы для целого ряда антропометрических характеристик: длины и веса тела, роста сидя, ширины таза, обхватов груди и голени, толщины жировых складок.

В настоящее время практически во всех развитых странах мира (Великобритании, США, Голландии, Бельгии, Германии, Польше, Чехии и др.) имеются наборы процентильных сеток, основанные на измерении здоровых представителей коренного населения, и в этом смысле вполне соответствующие понятию «стандарты».

В нашей стране разработка процентильных кривых и их использование в практике медицинских учреждений для оценки роста детей были впервые осуществлены сотрудниками Научно-исследовательского Института антропологии Московского Государственного Университета совместно с Институтом экспериментальной эндокринологии и химии гормонов АМН СССР на основании обследования контингента московских школьников конца 60-х — начала 70-х гг. (Година и др., 1977). В дальнейшем, в связи с имеющими место секулярными изменениями, подобные кривые были рассчитаны и по материалам 80-х гг. (Миклашевская, Соловьева, Година, 1988).

Как и сами ростовые кривые, процентильные графические стандарты могут быть двух видов: дистантные и скоростные. В первом случае оцениваются величины признаков (в большинстве случаев длины и веса тела), достигнутых к тому или иному возрасту, во втором — их приросты (рис. VI. 19; VI. 20). Необходимо отметить также, что процентили строятся на основании как поперечных, так и продольных обследований, при этом для получения оценочных нормативов в национальном масштабе чаще используются поперечные данные, а для характеристики скоростей роста — продольные.

Процентильные кривые могут быть получены для большого числа признаков. Необходимо отметить, однако, что сама процедура их получения предполагает наличие нормального распределения, что осложняет задачу их построения для целого ряда характеристик, включая вес, толщину жировых складок и т. д. В настоящее время предлагается ряд статистических приемов по

Рис. VI. 19. Процентильные кривые длины тела французских мальчиков. Представлены 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й процентили Рис. VI. 3. "Пульсы" и "стазисы" ростового процесса на основании еженедельных измерений длины голени у 8-летнего мальчика

Рис. VI. 19. Процентильные кривые длины тела французских мальчиков. Представлены 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й процентили Рис. VI. 3. «Пульсы» и «стазисы» ростового процесса на основании еженедельных измерений длины голени у 8-летнего мальчика

Рис. VI. 20. Процентильные кривые скорости роста длины тела французских мальчиков. Представлены 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й процентили

Рис. VI. 20. Процентильные кривые скорости роста длины тела французских мальчиков. Представлены 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й процентили

трансформированию распределений признаков в нормальное с последующим построением процентильных кривых. У исследователей, занимающихся созданием процентилей, возникает и другая методическая задача: их выравнивание. С одной стороны, процентили должны хорошо отражать эмпирические данные, с другой — быть визуально приемлемыми. На заре «процентильной эры» задача решалась каждым исследователем индивидуально, путем прорисовывания кривых от руки. В наши дни во всех статистических пакетах, входящих в программное обеспечение персональных компьютеров, имеются методы, осуществляющие выравнивание, или сглаживание, процентильных кривых с использованием тех или иных моделей (Cole, 1998).

Хотя процентильный метод неоднократно подвергался критике в антропологической литературе (см., например, Башкиров, 1962), в первую очередь, за то, что при его использовании все признаки физического развития рассматриваются вне зависимости друг от друга, он тем не менее, исключительно популярен в силу своей наглядности и удобства применения. Существуют также центильные сетки для оценки сочетаний признаков, например, веса тела по длине тела, которые, однако, не получили широкого распространения. Наиболее употребительными по-прежнему остаются процентильные графики по длине и весу тела, которые позволяют осуществлять мониторинг за характером роста детей в индивидуальном и популяционном масштабах. Помимо этих основных признаков, процентили могут быть получены практически для всех характеристик роста и развития. В изданной в 1998 г. в Кембридже фундаментальной ауксологической энциклопедии приведены графики для следующих признаков (помимо роста и веса): толщина жировых складок, весоростовой индекс Кетле, сегменты конечностей, зубная зрелость, костная зрелость и др.

Как же пользоваться процентильными кривыми и чем они удобны? На процентильном графике изображено, как правило, шесть кривых, соответствующих 3, 10, 25, 50 (медиана), 75, 90 и 97% случаев эмпирического распределения (см. вышеприведенные рисунки). Помимо простоты использования, процентили дают прекрасные возможности мониторинга ростового процесса. Рост — это в значительной степени канализированный процесс, поэтому всякое отступление от «заданной траектории» следует рассматривать под углом зрения возможных неблагоприятных влияний на рост. При этом процедура нанесения точек на стандартизированную диаграмму доступна для любого работника практического здравоохранения. Процентильные кривые служат хорошим разграничением нормы и патологии: 75-й и 25-й процентили примерно соответствуют границам ± 0,67 S, а 3-й и 97-й — ± 2 S.

В недавнее время, в связи с появлением новых компьютерных технологий, созданы универсальные программы расчетов процентильных нормативов на основе ограниченного числа исходных возрастных параметров (Hermanussen, 1999). Подобный подход значительно облегчает проблему создания локальных оценочных нормативов, что особенно важно в условиях такой обширной и многонациональной страны, как Россия. Практика использования процентилей для оценки индивидуального роста хорошо известна. Если длина тела 8-летнего мальчика составляет, к примеру, 123 см и соответствует (на определенном графике) 10-му процентилю, значит, она ниже средней величины и 90% детей в данной популяции обгоняют в росте обследованного ребенка. При выходе индивидуальных оценок за пределы 3-го процентиля следует говорить о явных нарушениях роста.

Процентильный метод, несмотря на присущие ему ограничения, несомненно, является важным и удобным инструментом мониторинга ростового процесса. Он, в частности, широко используется для выявления различных нарушений роста и оценки эффективности проводимой терапии.

Контрольные вопросы

Что такое «ауксология»? Расскажите о возникновении термина, об основных направлениях аутеологических исследований.
Назовите первое в истории ростовое исследование. Когда и кем оно было проведено?
Что понимают под онтогенезом? Какие схемы возрастной периодизации Вам известны? В чем сходство и отличие онтогенеза человека и приматов?
Что такое биологический возраст и каковы методы его оценки?
Как проводится определение «костного возраста», «зубного возраста», оценка стадий полового созревания.
Какие факторы оказывают влияние на реализацию ростового процесса? Расскажите о них.
Охарактеризуйте понятия «акселерации» и «секулярного тренда». Что такое акселерация внутригрупповая и межгрупповая?
Расскажите об основных гипотезах, объясняющих Причины акселерации.

Рекомендуемая литература

Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М., 1996.

«Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге (Руководство для врачей)». Под ред. А. А. Баранова, В.П. Кучмы. М., 1999.

Павловский О.М. Биологический возраст у человека. М., 1987.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

Рост и развитие детей и подростков. Под ред. А.А. Шнирельмана. «Итоги науки и техники. Серия Антропология», т. 3. М., 1989.

Рост и развитие ребенка. Под ред. Н.Н. Миклашевский. М., 1973.

Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникотп Н. Биология человека. 2-е изд. М., 1979.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. 2-е изд. М., 1999.

Bogin В. Patterns of Human Growth. 2 nd Edition. 1999.

Sinclair D., Dangerfield P. Human Growth after Birth. 6th ed., Oxford, New York, Tokyo, 1998.

Ujlijaszek S.J., Johnston F.E., Preece MA. (Eds.) The Cambridge Enclyclopedia of Human Growth and Development, 1998.

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 25.10.2014 — 20:31

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014