К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»
У восточных славян издавна применялись различные способы обмолота хлеба. Самым примитивным можно считать «хвыстание»; сноп брали за комель и ударяли колосьями о доску, край кадки и т. п. Такой способ применялся в старину в некоторых местностях. Гораздо более был распространен сохранившийся местами до сих пор способ обмолота цепами. Цеп — это две крепкие палки, длинная и короткая, скрепленные между собой ремнем; длинную (рукоять, держак) берут в руки, короткой (било) ударяют по расстеленным на земле снопам. Расстилают их на «току», — плотно утрамбованной площадке перед гумном или внутри него. Молотят — или в одиночку, или группами по 2—3—4 человека, причем бьют в такт, по очереди, что требует особой сноровки. Устройство цепа, хотя и несложно, но различается у русских, белорусов и украинцев по длине и по способу скрепления рукояти и била.
В южной части Украины, в степной полосе, издавна известен совсем иной способ обмолота: копытами скота или при помощи молотильных досок, или вальков, которые рабочий скот волочит по снопам, расстеленным на земле. Этот способ вообще характерен для южных народов: на Кавказе, в Средней Азии, в Южной Европе.
Теперь в колхозах почти повсеместно практикуется механическая молотьба при помощи конных, паровых или электрических молотилок, в высокой степени увеличивающих производительность труда и облегчающих его. Зачастую молотьба как особый процесс вообще отпадает, ибо хлеб убирают комбайнами. Но обмолот цепами частично сохраняется: или при нехватке машин или в тех случаях, когда нужно приготовить немытую солому — «старновку».
Обмолоченное зерно провеивали обычно лопатой, подбрасывая его вверх или перебрасывая маленькой лопаткой вперед (в Новгородской обл.), чтобы отделить зерно от мякипы и остатков соломы. Это ручное веяние теперь почти заменено работой веялок и сортировок.