К оглавлению книги «Бараба в эпоху бронзы»
Барабинская лесостепь занимает обширные пространства Западно-Сибирской равнины между Обью и Иртышем, таежным Васюганьем и Кулундинской степью. Такое географическое положение предопределило историческую значимость региона в древней истории Западной Сибири. Бараба являлась, по сути, промежуточной зоной между территориями, населенными, с одной стороны, таежными на севере и степными на юге племенами, с другой — культурами, тяготеющими в своем развитии к Зауралью на западе и Минусинской котловине и Алтаю на востоке, что во многом обусловливало тенденции в развитии древних культур в ту или иниую историческую эпоху. Эти же факторы способствовали формированию на этой территории своеобразных и самобытных культур, роль и значимость которых в общем процессе этно- и культурогенеза древних народов Западной Сибири трудно переоценить.
Территория Барабы являлась зоной водораздела великих сибирских рек Оби и Иртыша, что приводило к мозаичному характеру развития на данной территории в определенный период древних культур, а это значит, что исторические процессы в исследуемом регионе шли порой весьма своеобразно в сравнении с соседними территориями (рис. 88; 89).
Основные моменты и общая историко-культурная картина Барабинской лесостепи в эпоху бронзы представляются нам следующим образом (см. рис. 88; 89).
В конце развитого неолита наблюдается приток в Барабу населения с севера и северо-запада — носителей керамики с гребенчато-ямочной орнаментацией. В конечном итоге на территории Западно-Сибирской равнины складывается гребенчато-ямочная культурная область. Можно полагать, что среднеиртышская культура сложилась на основе синтеза местных неолитических племен урало-западносибирской общностн и пришлых племен — носителей гребенчато-ямочной культурной традиции.
В период раннего металла в орнаментации и форме керамики фиксируется преемственность от неолитической посуды. Очевидное сходство прослеживается и в каменном инвентаре. Это сходство столь велико, что дает нам возможность констатировать генетическую связь в развитии материальной культуры эпохи неолита и раннего металла в лесостепной Барабе и относить памятники эпохи раннего металла к определенному байрыкскому этапу.
Анализ формы и орнаментации посуды на территории западносибирской лесостепи и Южной Сибири позволяет сделать еще один, не менее важный, вывод о том, что для периода характерны круглодонные и остродонные сосуды наряду с появлением керамики с уплощенным и плоским дном. Данная тенденция может являться своеобразным индикатором культурно-хозяйственных процессов, происходящих на территории Западной Сибири в начале II тыс. до н. э.
В Барабинской лесостепи выделяется группа памятников, достаточно своеобразных как в сопоставлении с гребенчато-ямочными байрыкского этапа, с одной стороны, так и с памятниками кротовской культуры — с другой. Мы считаем возможным объединить эти памятники с ишимскими
в единый культурно-исторический пласт и назвать их памятниками одиновского типа, отличными от боборыкинских. Хронологически одиновские памятники моложе. Байрыкских и, очевидно, генетически связаны с последними.
Одиновцы осваивали производящую систему хозяйства и имели довольно развитое бронзолитейное производство. Хронологически этот этап относится к первой половине II тыс. до н. э. и занимает место между памятниками байрыкского этапа и кротовской культуры.
В середине II тыс. до н. э. на территории Барабы существовала кротовская культура, происхождение которой пока не вполне ясно. Границы данной культуры определяются фактически лесостепной зоной Обь-Иртышья, захватывая часть левобережного Прииртышья; в широтном направлении культура распространяет и между таежной и стенной зонами, охватывая, по-видимому, северную часть Кутунды. В эволюции кротовской культуры выделяются два этапа. Нижнюю границу ее в абсолютных датах определить сложно, можно лишь говорить, что она, видимо, совпадает с концом одиновского этапа. Верхняя граница относится к XIV в. до н. э. Второй этап кротовской культуры следует датировать XIV — XII в в. до н. э. И в данном этапе кротовцы активно контактировали с андроновскими племенами, а в Барабе сосуществовали с последними определенный промежуток времени.
Андроновские (федоровские) памятники в системе относительной датировки эпохи бронзы Барабы следует размещать между кротовской и ирменской культурами. Предметы материальной культуры, погребальный обряд позволяют говорить о проживании в Барабе андроновцев (федоровцев). Последние, будучи по своей природе европеоидным населением, приходят в Барабинскую лесостепь не ранее XIII в. до н. э.
В период поздней бронзы в лесостепной части Западной Сибири, в том числе и в Барабинской лесостепи, проживают племена ирменской культуры, которая сложилась в результате синтеза племен андроновцев (федоровцев) и поздних кротовцев.
Среди ирменских захоронений в Барабе выделяется ряд погребений, весьма своеобразных как по погребальному обряду, так и по керамике, которые следует связывать с проникновением сюда племен бегазы-дандыбаевской культуры Центрального Казахстана. Ирменскую культуру в условиях Барабы следует датировать IX — рубежом VIII—VII вв. до н. э.
В эпоху поздней бронзы северо-западная часть Барабы являлась контактной зоной между племенами южных лесостепных районов, населенных ирменцами, и северными таежными племенами — носителями гребенчато-ямочной культурной традиции. В результате контактов в данном районе сложилась особая группа племен, материальная культура которой достаточно своеобразна и отражает результат синтеза таежных и лесостепных культур. Не исключено, что это была особая культура эпохи поздней бронзы, которую можно назвать барабинским вариантом сузгунской культуры; датировку данных памятников следует определить в рамках IX—VIII вв. до н. э.
В переходное от бронзы к раннему железу время в Варабе зафиксированы памятники, с одной стороны, генетически связанные с ирменскими и относящиеся к позднеирменской культуре, а с другой — испытывающие влияние раннесаргатских и большереченских племен. Этот период относится к рубежу VIII и VII—VI вв. до н. э. Территория распространения позднеирменских памятников совпадает в принципе с регионом, занимаемым и представителями ирменской культуры.
Наиболее значимыми моментами исторического процесса в древности, происходившего на любой территории, являются переходные эпохи от каменного века к эпохе бронзы, от эпохи бронзы к эпохе железа и т. д. В этом отношении Бараба не составляет исключения. Исследуя эти периоды, можно сделать вывод, что общие исторические закономерности, обусловленные прежде всего уровнем и характером развития производительных сил, порождающие, в свою очередь, изменения в производственных отношениях, типичны и для изучаемого региона. Вместе с тем существует ряд факторов, обусловивших некоторые тенденции регионального характера, фиксируемые, впрочем, на протяжении всей истории Барабы,- но особо значимые для переходных эпох. Мы имеем в виду, во первых, отсутствие на данной территории каких-либо запасов камня; во-вторых, отсутствие рудных источников; в-третьих, природные условия, благоприятные для ведения присваивающих отраслей хозяйства — охоты, собирательства, рыболовства, а также для развития производящих отраслей экономики, и прежде всего скотоводства; в-четвертых, удобное географическое положение территории и наличие водных магистралей, способствовавшие развитию экономических и политических контактов населения — представителей как различиных культур, так и различных этносов.
Такова краткая схема развития древних культур на территории Барабинской лесостепи и эпоху бронзы, построенная на основании современных данных. В заключении следует признать, что в силу ряда обстоятельств нам не вполне удалось рассмотреть вопросы хозяйства и быта древних, обществ.
Мы далеки от мысли, что эту схему следует понимать как окончательную и не подлежащую дальнейшим изменениям и дополнениям. Напротив, мы рассматриваем ее как определенный этап исследования данной территории. Завтрашние шаги по изучению Барабы дадут новые материалы и идеи, которые позволят совершенствовать предложенную схему, поднять и рассмотреть не затронутые нами аспекты развития палеоэкономики, идеологии, духовной культуры аборигенного населения Барабинской лесостепи.
К оглавлению книги «Бараба в эпоху бронзы»