Молодин В.И. О связях ирменской культуры с бегазы-дандыбаевской культурой Казахстана

Молодин В.И. О связях ирменской культуры с бегазы-дандыбаевской культурой Казахстана // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. – Новосибирск: АН СССР, 1981. – Вып. 3. – С. 15-17.

За последние годы силами Западносибирского отряда Североазиатской комплексной экспедиции ИИФиФ СО АН СССР в Барабинской лесостепи открыто и исследовано около двадцати памятников, относящихся к эпохе поздней бронзы — ирменской культуре, выденной в свое время Н.Л. Членовой (Членова Н.Л., 1955). Среди них следует выделить ряд могильников и поселений, исследованных достаточно основательно.

Полученный материал позволяет представить нам историко-культурную ситуацию, сложившуюся в Барабе в эпоху поздней бронзы.

Среди ирменских погребений, изученных в Барабе, количество которых приближается к полуторастам, совершенно отчетливо выделяется ряд захоронений достаточно своеобразных, как по погребальному обряду, так и по обнаруженной там керамике, хотя число могил в общей массе исследованных погребений и невелико (3 захоронения на могильнике Преображенка-3; 4 захоронения на могильнике Абрамово-4, 1 захоронение на могильнике Гандичевский совхоз) однако своеобразие этих материалов очевидно, чтобы оставить их без внимания и объяснения.

Полученный комплекс керамики представляет из себя небольшие плоскодонные сосуды с плавно профилированным туловом, весьма напоминающие по форме ирменскую керамику, наиболее характерную для погребений. (Грязнов М.П., 1956). Однако существуют и различия, не позволяющие говорить об ее полном тождестве. Так в рассматриваемой керамике венчик не орнаментировался. По шейке наносился своеобразный разделительный поясок в виде двух параллельных линий, заполненных иногда наклонными радами штампа. Тулово орнаментировалось узором в виде горизонтально нанесенных ромбов, реже свисающих треугольников, а также узором из треугольных фестонов и меандровидных фигур. Орнамент нанесен аккуратно поставленным гребенчатым штампом, что отличает технику орнаментации от резной ирменской. На могильнике Абрамово-4 обнаружен кубковидный сосуд.

Погребальный обряд данных захоронений так же достаточно своеобразен и отличается в целом от ирменского. Прежде всего отмечены курганы, где останки умершего отсутствуют, а на уровне погребенной почвы обнаружены сосуды и следы от костров (Абрамово-4). Встречено две могилы, где найдены групповые захоронения (Преображенка-3), хотя отнесение данных могил к выделяемому кругу и могут вызывать сомнение. Наконец, выделяемая керамика встречается в погребениях, совершенных по обряду характерному для ирменской культуры Барабы. Костяк лежит на правом боку, в скорченном положении, с южной ориентацией, на уровне погребенной почвы (Абрамово-4, Гадичевский совхоз).

Рассматриваемая керамика более всего, по нашему мнению, сопоставима с посудой бегазы-дандыбаевской культуры Центрального Казахстана (Кызласов Л.P., Маргулан А.Х., 1950; Грязнов М.П., 1952; Маргулан А.Х., 1979) как по форме, так и по принципам и способу нанесения орнамента.

Анализируя материалы могильника Еловка-II В.И. Матющенко отметил рад сходных черт в керамике этого памятника с бегазы-дандыбаевской посудой. (Матющенко В.И., 1974) М.Ф. Косарев пришел к выводу о наличии постоянных устойчивых связей бегазы-дандыбаевской культуры с населением томского Приобья (Косарев М.Ф., 1976).

Наши материалы не только подтверждают эту точку зрения, но и говорят видимо о проникновениях отдельных групп населения из Казахстана в Барабинскую лесостепь, где оно сосуществовало с ирменским населением, вступая с последним в активные контакты, о чем свидетельствует нахождение такой керамики в виде небольших комплексов на ирменских поселениях. Очевидно, такое сосуществование обусловлено в значительной степени родственностью андроновского субстрата лежащего в основе как бегазы-дандыбаевской, так и ирменской культуры (в большей или меньшей степени).

Бегазы-дандыбаевцы проникали на Верхнюю Обь, где в районе с. Ордынское найдены два сосуда наиболее близкие этой культуре (Троицкая Т.Н., Молодин В.И., 1974).

Погребения с керамикой, близкой рассматриваемой нами и бегазы-дандыбаевской, известны в Среднем Прииртышье, на городище Потчеваш (Федорова Н.В., 1974) (Стефанов В.И., 1979) куда, очевидно, также проникали племена из Казахстана.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014