Молдаване

К оглавлению книги «Этнография народов СССР»

Самый крупный из народов юго-западной окраины СССР — это молдаване, единственный из народов романской группы на нашей территории. Они составляют основное население Молдавской ССР, одной из союзных республик, образованной в 1940 г.

Численность молдаван, по последним предвоенным данным, около 1,5 млн. Расселены они преимущественно между Днестром и Прутом, в Бессарабии, занимая главным образом центральную часть этой исторической области, а также на левобережье Днестра — в Тираспольском, Слободзейском и Дубосарском районах. За рубежом молдаване живут в северной части Румынии — в Молдавии, а также в Трансильвании. Но вопрос об отношении молдаван к румынам нуждается в особом объяснении.

Румынское государство образовалось в 1859 г. из слияния двух так называемых «Дунайских княжеств» — Валахии и Молдавии. До этого не существовало и румынской нации, а слово «румын» не имело этнического значения: оно означало нечто вроде «простых людей, крестьян». Этнически существовали валахи и молдаване, два народа, близкие между собой по языку и культуре, но все же во многом различные. После создания Румынского государства начал постепенно распространяться термин «румын» в смысле нации. Молдаване, находившиеся на территории России (в Бессарабии), не вошли в состав румынской нации.

Этногенез

Вопрос о происхождении молдавского народа тесно связан с вопросом о происхождении румын-валахов. На этот счет существует целая литература, но до сих пор проблему нельзя считать до конца разрешенной. Полемика о ней велась и прежде главным образом между румынскими учеными, с одной стороны, и венгерскими и немецкими — с другой, и полемика эта порой делалась довольно острой, ибо к ней примешивались политические интересы — вопрос о правах на Трансильванию.

Румыны, как и молдаване, являются одним из романских народов и обычно рассматриваются как прямые потомки древнего дако-фракийского населения, которое было романизовано римскими колонистами, поселенными при императоре Траяне в завоеванной им провинции Дакии — на территории теперешней Румынии. Однако именно вопрос о преемственности между этими древнефракийскими романизованными поселенцами Дакии и современными валахами и молдаванами и вызывает разногласия. По этому вопросу наметились две главные точки зрения, друг друга исключающие. Одна из них сводится к признанию непрерывности пребывания романского населения в Дакии. Эта точка зрения была высказана еще в XVIII в. историком Тунманом и поддерживалась главным образом румынскими учеными — Ксенополем, Ончулом, Денсушану, Иоргой, Барбулеску и др. По мнению этих ученых, оставление римлянами в конце III в. (при Аврелиане) Дакии не означало ухода оттуда всех римских элементов, которые там остались и прямыми потомками которых и являются современные румыны. В противовес этой точке зрения «непрерывности» была еще в том же XVIII в. выдвинута (Зульцером) «теория прерывности», согласно которой римское и романизованное население Дакии в эпоху варварских нашествий совершенно исчезло. Оно удержалось только в более южных местностях, в Мизии, Фракии и Иллирии. Там-то и сформировалась позднейшая румынская народность. Лишь гораздо позже, когда прекратились набеги степных кочевников, т е. после XIII в., румыны начали вновь заселять свою теперешнюю территорию, а также Трансильванию, где, таким образом, румыны являются не более поздним элементом, чем венгры, пришедшие туда еще в IX в. Эту «теорию прерывности» особенно обстоятельно развил немецкий историк Рёслер (1871 г.). Однако она вызвала серьезные возражения не только со стороны румынских ученых, но и некоторых других. В новейшее время в этот затянувшийся спор внесено гораздо больше ясности, благодаря, во-первых, ценным работам румынского (молдавского) историка Александра Филиппиде
(1925-1928 гг.), а во-вторых, исследованиям советских ученых.

Филиппиде в своем капитальном труде «Происхождение румын» сумел избежать односторонности обеих боровшихся точек зрения и взял положительные стороны той и другой. На основании изучения всех доступных исторических источников, а также данных лингвистики он пришел к выведу, что процесс формирования румынской народности происходил на большой территории и к югу и к северу от Дуная; в эпоху переселения народов северная часть этой области была занята варварами, но уже с VII в. предки румын вместе со славянами начинают вновь ее заселять. Продвижение с юга на север, через Дунай, шло двумя потоками: один направлялся через Банат и Трансильванию, а оттуда за Карпаты, в Буковину, Молдавию и Бессарабию; другой поток шел восточнее — в Валахию и юго-восточную часть Трансильвании. Эти два потока дали начало двум народностям — молдаванам и валахам. Районы этой новой романской колонизации, однако, не были безлюдными: в них сохранялись остатки еще древнего романского населения, которое и смешалось с пришельцами. Взгляды Филиппиде нашли себе широкое признание и подтверждаются работами других исследователей.

Много ценного внесли в эту проблему исследования советских ученых, особенно М. В. Сергиевского и С. Б. Бернштейна. Используя положительные достижения зарубежной науки, советские ученые ставят вопрос на строго историческую почву. Они вскрывают всю сложность процесса этногенеза; в частности, советскими учеными обнаружено наличие еще одного этнического компонента в формировании восточных романцев — кельтского. Очевидно, фракийское население еще с IV в. до н. э. подверглось в сильной степени кельтизации (отсюда и название валахи, волохи, влахи: кельтский этноним). Впоследствии романизация этого населения совершилась легко ввиду близости кельтских языков к латинскому.
Установлена также большая роль славянских элементов в формировании румынского народа, что, правда, отмечалось и некоторыми зарубежными учеными. Важно отметить, что, судя по данным диалектологии и топонимики, здесь участвовали не одни и те же славянские группы: среди валахов прослеживается наличие южнославянского (болгарского) элемента, а среди молдаван—восточнославянского (украинского). М. В. Сергиевский (1936 г.) очень хорошо показал, основываясь на данных диалектологии, самостоятельное положение молдавского языка среди румынских диалектов, близкую связь его с диалектами Трансильвании, а также выяснил историю продвижения молдаван на восток, за Днестр: на левом берегу Днестра они появляются только в XVIII в.

Пастух-молдаванин (Бессарабская губ., начало XX в.)

Пастух-молдаванин (Бессарабская губ., начало XX в.)

И в языке и во всей культуре молдаван очень сильны восточнославянские элементы. Они объясняются прежде всего исконной исторической общностью, участием славянского элемента в самом формировании молдавского народа, но отчасти и тем, что молдаване на протяжении последних столетий, особенно когда в 1812 г. Бессарабия вошла в состав Русского государства, жили в тесном общении с украинцами и русскими. Молдавский язык, хотя и романский по происхождению, переполнен славянизмами: в разговорной речи молдаванина насчитывается 40—50% славянских слов или корней. Кстати, и в Молдавии и в Валахии до XVII в. литературным языком был церковнославянский, на нем же совершалось и богослужение. В материальной культуре молдаван, как мы дальше увидим, очень много общего с украинцами.

Хозяйство и материальная культура

Основу хозяйства молдавского населения составляет земледелие. В северной и южной части Молдавской ССР преобладают полевые культуры — особенно кукуруза и пшеница, в средней, холмистой части — виноградники и сады. Земледельческая техника сходна с южноукраинской. Ремесла и другие неземледельческие занятия слабо развиты, кроме домашнего прядения, ткачества и ковроделия, а также бондарного производства, связанного с широко распространенным виноделием. Крупная промышленность в прошлом почти отсутствовала; в советский период создан ряд фабрик и заводов, оснащенных передовой техникой.

Молдавское крестьянство было прежде в большинстве бедно; главной пищей служила обычно «мамалыга» — круто сваренная кукурузная каша, которую можно резать ножом. Она заменяла хлеб, ее ели с творогом, с маслом. Пшеничный хлеб был мало кому доступен. Широко употребляются разные овощи, из которых варится борщ, с большим количеством перца, составляющего излюбленное кушанье, а также арбузы, дыни, тыквы, орехи. Из молочных продуктов больше всего едят брынзу. Масло прежде употреблялось лишь зажиточными. Обычным напитком служит самодельное виноградное вино.

Молдаване живут большими селами преимущественно разбросанного типа. Особенно крупны они в средней части Бессарабии, в лесисто-холмистых «Кодрах», а также на левобережье. Это — результат того, что в прошлом сюда бежало население, спасавшееся от турецко-татарских набегов.

Техника постройки крестьянского дома одинакова с южноукраинской. Преобладают глинобитные и саманные (глина с соломой) постройки. Прежде были и плетневые дома, обмазанные глиной. Местами, как например в Дубосарском районе, строят из камня. Крыша обычно черепичная или камышовая; в первом случае чаще двускатная, во втором — четырехскатная. Пол земляной или глинобитный. Планировка дома, как и у восточных славян, — трехраздельная, развившаяся из более раннего двухраздельного плана, вход в дом посредине длинной стены, в сени (тиндэ), откуда открываются две двери — направо — в жилую комнату (камара) с печкой, налево — в горницу (каса чей маре), летнее помещение без печи и часто без всякой обстановки. Отличие от восточнославянской планировки заключается прежде всего в том, что печь обычно (по крайней мере в левобережной Молдавии) топится из сеней; другое отличие — в отсутствии «красного угла», вместо которого считалась почетной восточная стена комнаты. В домах Бессарабии часть жилой комнаты нередко отделяется печью и превращается в кухню. Характерно очень низкое положение устья печи. Вдоль стен — неподвижные лавки, как и в восточнославянском жилище.

Дом молдавского колхозника

Дом молдавского колхозника

С 1947 г. в колхозах Молдавии развернулось широкое жилищное строительство, во многом меняющее традиционный быт молдавского крестьянина.

Национальная одежда молдаван тоже напоминает украинскую, но с некоторыми особенностями. Основу женского и мужского костюма составляла длинная домотканая белая рубашка туникообразного покроя, у женщин с вышивкой по подолу, рукавам и груди. Мужчины носили длинные и узкие белые штаны из холста, с красным поясом, а верхней одеждой служит «кьептар» — суконный жилет темного цвета, а зимой еще овчинный тулуп «кожок» с прямой спиной, подпоясываемый. Для девушек и женщин верхней одеждой служили широкая юбка и кофта; прежде обычно надевали по 2—3 юбки и кофты одна поверх другой. Девушки на выданье носили на бедрах особый треугольный платок углом вниз, заботливо следя, чтобы кончик его приходился строго посередине спины: от этого зависела хорошая репутация девушки. Головной убор для девушки — платок, зимой теплый, для замужней женщины в прошлом — особый сложный головной убор «кырпэ» из нескольких частей, сходный с южнорусской «сорокой». Обувью служили зимой сапоги, летом оба пола ходили босиком. В настоящее время старый национальный наряд редко где сохранился.

Исторические особенности общественного быта

В общественном быту отмечены черты патриархального уклада семьи. Строго соблюдалось почтение к старшим, которых младшие члены семьи называли обязательно на «вы», целовали руки. Жена к мужу обращалась тоже в почтительной форме. Однако женщина в семье и прежде занимала довольно независимое положение. Характерен бытовавший еще в XIX в. обычай, по которому мать новорожденного ребенка получала особые привилегии в день родов, и муж должен был ей во всем повиноваться. Это какой-то пережиток матриархата. Сейчас в колхозных семьях установилось равноправие полов.

В прошлом в Бессарабии господствовало, как и в других областях дореформенной России, крепостное право, но с некоторыми особенностями. Крестьяне-общинники издавна считались в Молдавии лично свободными, однако еще в средние века расхищение «боярами» общинных земель (XIV—XVII вв.) привело к фактическому закрепощению большей части крестьян («царанов»): они были обложены тяжелыми барщинными повинностями и оброками в пользу бояр. Переход части Молдавии (Бессарабии) под власть России в 1812 г. не изменил положения царанов. Они продолжали считаться лично свободными, но своей земли не имели, а за пользование «боярской» и монастырской землей несли тяжкие повинности. Крестьянская реформа прошла в Бессарабии в 1868 г., но фактически на крестьянах оставалось гнетущее бремя повинностей.

Бывшие помещичьи и монастырские крестьяне—цараны—составляли около 70% всего населения Молдавии. Кроме них, была еще прослойка-«резешей» (их было всего около 10% всего населения). Это были крестьяне на бывших общинных землях, не захваченных феодалами; но на резешских землях селились и выходцы из разных других сословий, поэтому состав резешей был пестрым.

Существовали и промежуточные классовые и сословные группы, стоявшие выше крестьян: «рупташи» — выходцы из духовного сословия, «мазылы» — низшее чиновничество; еще выше были «боеринаши» — мелкопоместное и служилое дворянство. Царское правительство приравняло (1847 г.) боеринашей к личным дворянам, рупташей и мазылов — к русским однодворцам.

Сохранение этих остатков средневековых сословий характерно для социального строя досоветской Молдавии.

В эпоху капитализма из крестьянской среды выделилась кулацкая верхушка. Беднота была в чрезвычайно тяжелом положении.

Сельской общины у молдаван не сохранилось, но следы ее бытовали до недавнего времени. Одним из них был обычай «клаки», соответствующий русским «помочам»: все должны были помогать односельчанину при постройке дома или в случае других надобностей. Этим обычаем пользовались, как и у русских, кулаки, заставляя бесплатно работать на себя односельчан.

С победой колхозного строя все виды классового гнета в Молдавии ликвидированы.

Религиозные пережитки

Молдаване — православные. Но наряду с православием у них, как и у других народов, сохранялись остатки более древних верований, очень близких к восточнославянским: вера в домового, русалок, нечистую силу, многочисленные приметы, гаданья, земледельческие, семейные и прочие обряды.

Народное творчество и культурное развитие

Молдавский фольклор богат и разнообразен. Сохранилась обрядовая поэзия — свадебные песни, колядки и т. п. Очень интересны лирические песни — «дойны», главным образом женские, проникнутые обычно грустным настроением. Известны и эпические песни — о героях-гайдуках, защитниках угнетенного народа, боровшихся с боярами-помещиками. Очень красивы молдавские народные танцы.

Молдаване — народ старой культуры, которая складывалась под прямым влиянием Византии и соседних славянских народов. Особенно велико было влияние славянской культуры. Вплоть до XVII в. старославянский язык был в Молдавии языком церкви, официальных документов и литературы. С XVI в. появляются первые документы и книги на молдавском языке. Формируется литературный молдавский язык, обогащенный многими славянскими корнями. Во 2-й половине XVII в. он становится государственным и церковным языком. Графика оставалась славянской. Литература, искусство, наука Молдавии развивались и в дальнейшем под сильным русским и украинским влиянием. Со своей стороны некоторые деятели молдавского происхождения играли видную роль в культурной жизни России (Николай Спафарий, Дмитрий Кантемир, Антиох Кантемир).

Однако культурный уровень основной массы молдавского народа, задавленного крепостническим и капиталистическим гнетом, до самой революции оставался низким. Около 90% молдаван были (1897 г.) неграмотными.

Этот культурный уровень чрезвычайно повысился в советские годы: сначала в левобережной Молдавии (где Советская власть установилась сразу по окончании гражданской войны), позже — и в правобережной (воссоединенной в 1940 г.). В Молдавии насчитывается около, 2 тысяч начальных и средних школ. Неграмотность ликвидирована. Имеется 9 высших учебных заведений, много техникумов. Работает несколько сотен клубов и домов культуры. В Кишиневе есть национальный театр, где ставятся спектакли классического репертуара и пьесы молдавских драматургов.

Создан Молдавский филиал Всесоюзной Академии наук, ведущий работу по всестороннему изучению республики.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 30.09.2018 — 20:17

Счетчики

Яндекс.Метрика

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Мне нравятся молдоване. Очень хорошая статья. Много интересного узнал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014