К содержанию журнала «Советская археология» (1964, №2)
В 1958 г. в Музей истории материальной культуры при Томском университете была доставлена коллекция бронзовых вещей с р. Васюгана. Более точных сведений о месте находки неизвестно. В инвентарной книге коллекция описана как клад. Вещи составляют, по-видимому, единый комплекс. Данный комплекс представляет большой интерес, так как здесь имеются антропо- и зооморфные изображения вместе с вещами поясного набора. Предметы звериного стиля на территории Западной Сибири известны часто в виде случайных находок, поэтому датировка их затруднена и до настоящего времени в достаточной степени не разработана. Имеющиеся в кладе части поясного набора могут быть довольно точно датированы. Эта датировка будет относиться ко всему кладу и аналогичным вещам звериного стиля, известным в качестве случайных находок из разных мест. Клад состоит из 17 предметов. В нем, кроме упомянутых выше вещей, имеются медная чаша, обломки других чаш, а также части медных предметов неизвестного назначения.
Приводим краткое описание клада.
1. Чаша (рис. 1) эллиптической формы с круглым дном, сделана из хрупкой золотистой бронзы, полирована снаружи и внутри. Край венчика несколько утолщен по сравнению со стенками. У края венчика в одном месте просверлено небольшое отверстие для подвешивания. Размеры чаши: диаметры по венчику 15 и 11,8 см, глубина 4 см, толщина венчика 2 мм, толщина стенок у дна 0,6 мм.
Кроме этой чаши, в коллекции имеется еще три обломка от подобных чаш. Один из них использован для погребальной маски, для чего прорезаны вдоль венчика два небольших отверстия, расстояние между которыми равно приблизительно расстоянию между зрачками глаз человека, так что при наложении на лицо этот обломок чаши мог образовывать маску. Находки, масок с прорезными отверстиями для глаз встречаются среди металлических изделий Приуралья и Западной Сибири. Они известны по находкам в курганах Басандайки, которые относятся к началу II тысячелетия н. э. 1, в Барсовом городке (раскопки Ф. Р. Мартина), где могут быть датированы IX—X вв. 2. Об использовании масок при погребении у хантов сообщают также и этнографические материалы 3. Аналогичные чаши были найдены С. К. Кузнецовым в могильнике у Томска на берегу р. Малой Киргизки 4. Из Чердынского района Пермской области 5 известна случайная находка чаши вместе с двумя человекообразными изображениями.
2. Изображение медведя (рис. 2, 7) выполнено техникой плоского литья в односторонней форме. Толщина литья 0,8—1 мм. Оборотная сторона не обработана, лицевая гладкая, почти полированная, с ребристыми возвышениями, разделяющими отдельные части тела. На спине имеются два ушка для подвешивания. В целом изображение фигуры сделано в профиль, только ноги повернуты на лицевую сторону. Некоторую аналогию этому медведю может представлять изображение медведя из раскопок Тимирязевских курганов около Томска 6.
3. Изображение оленя в профиль (рис. 2, 2), размер 5,8 X 3 см; одностороннее плоское литье, на спине ушко для подвешивания, рога небольшие и разветвленные, от морды наклонно к ногам, а затем от передних ног к задним тянется полоса с насечками. На подобных привесках более раннего времени изображались «ящеры» или змеи. Оборотная сторона привески — плоская и необработанная. По технике изготовления и стилю фигура оленя близка описанному медведю.
4. Гривна с медвежьими головками (рис. 2, 5), длина по хорде 12 см, ширина обруча с насечками 8 мм, оборотная часть вогнута по принципу пустотелого литья, лицевая часть с насечками дугообразная. Медвежьи головы выполнены с большим реализмом также техникой полого литья, т. е. вогнуты с оборотной стороны. Отдаленную аналогию гривне подоб¬ного типа можно видеть в браслете со змеиной головкой из Бродовского могильника 7.
5. Головка медведя (рис. 2, 4) сделана способом пустотелого объемного литья; изображена раскрытая пасть, ноздри обозначены двумя наклонными чертами, уши торчат, как будто зверь прислушивается.
6. Изображение птицы с медвежьей головой или крылатого медведя (рис. 2, 5), держащего в когтях за плечи человеческую фигуру. Голова полая, оборотная сторона вогнута, не обработана. Крылья трактованы в виде отдельно торчащих перьев, соединенных около концов жгутом; перья украшены жемчужным орнаментом. Четырехпалые лапы имеют около пальцев углубления, заполненные жемчужинами. По наличию ребристых возвышений на лапах и перьях можно говорить о близости художественного стиля стилю описанной выше фигуры медведя. Размер изображения 10,4 X 11,5 см при толщине около 1 мм. Изображения, аналогичные описываемому, были найдены при распашке земли у с. Спасского бывшей Усть-Тартасской волости Томской губернии 8 и в 1896 г. при раскопках могильника в окрестностях Томска на берегу р. Малой Киргизки 9. Упомянутые в качестве аналогий изображения настолько близки в деталях описываемому, что можно говорить о том, что они сделаны одним мастером.
Стилистически близко стоит птицевидное изображение с личиной на груди с горы Азов, где оно в составе комплекса жертвенного места найдено вместе с другими более ранними вещами 10.
7. Часть птицевидного изображения с человеческой личиной на груди (рис. 2, 6). Голова птицы, вероятно орла, сделана техникой полого литья, с внутренней стороны вогнутая и необработанная. Вокруг шеи идет кант в виде ожерелья из мелких жемчужин. Такое украшение имеет описанное выше изображение птицы. Крылья орнаментированы сочетанием линий и мелких жемчужин. Размеры фрагмента 4 X 3,1 см. Наличием мелких жемчужин и линий к описанной фигуре близко изображение птички из Зародят, но она сделана более примитивно и не имеет человеческой личины 11.
8. Композиция из трех человеческих фигур (рис. 2, 7). Монголоидность лиц подчеркнута сильно выступающими скулами. Центральная фигура изображает мужчину с усами; в руках у груди он держит две человеческие головы, меньше по размерам, чем головы главных трех фигур, возможно, схематизированное изображение детей. Руки всех фигур трехпалые. Против коленной части ног у всех фигур обозначен рубец, который, возможно, имитирует одежду, заправленную в сапоги.
9. Конец гривны (?), выполнен в технике полого литья. Размер 4 X 0,9 см.
10. Медная обкладка тонкая выпуклая, полированная с наружной и внутренней сторон. По краю имеет отверстия для укрепления и насечку, сделанную острым предметом с внутренней стороны. Размеры ее 8,5 X X 5 см.
Части поясного набора представлены наконечниками ремней (рис. 2, 8—10) и петлевидной подвеской (рис. 2, 11). Все они отлиты из белой бронзы, наружная поверхность их полирована, внутренняя не обработана после литья, шероховата и имеет штифты для скрепления с ремнем (кроме подвески, которая таковых не имеет). Описанные части поясного набора находят аналогии в кладах и погребениях VI—VII вв. юга Европейской части СССР.
Наконечник широкого ремня (рис. 2, 9) близок к наконечникам из нижнего слоя могильника Суук-Су 12, Мартыновского и Суджанского кладов 13, а также бляшкам из поясных наборов впускных погребений Пантикапея 14. Наконечники удлиненной формы, близкие к описываемому (рис. 2, 8), представлены в кладе из с. Суджи и из с. Новая Одесса Харьковской области 15. Обломок Т-образного наконечника (рис. 2, 10) имеет аналогии в кладе у с. Хацки 16, во впускных могилах Пантикапея и в поздних памятниках бахмутинской культуры Башкирии 17. Подобные Т-образные наконечники из нижнего слоя могильника Суук-Су В. К. Пудовин датирует между 600 и 650 гг. 18 Последняя дата будет являться определяющей для всего клада. Если взять ее более широко, учитывая сравнительно большую территориальную удаленность аналогий, клад может быть датирован VII в. Эта датировка твердо устанавливается комплексом вещей поясного набора, соответствующих аналогичным комплексам на юго-западе Европейской части СССР, а не одной вещью.
Реализм является характерной чертой зооморфных изображений описываемого клада. У птицы с головой медведя и у птицы с личиной на груди стилизация выступает довольно сильно, но не смазывает общего реалистического характера изображения, особенно в трактовке головы.
Жемчужины на хвосте и крыльях мелкие, в более позднее время они ста¬новятся крупнее. Здесь же стилизация не изменяет реалистической сущности предмета.
В отливках сочетается техника объемного и плоского литья, которое производится в односторонней литейной форме. Все вещи отлиты из белой бронзы и полированы с наружной стороны.
Вещи, представленные в кладе, связаны, по-видимому, с погребением. Д. Н. Анучин описывает погребение с подобным инвентарем, раскопанное в 1896 г. в окрестностях Томска на берегу р. Малой Киргизки, где под небольшим курганом была найдена полушаровидная бронзовая чаша, в которой лежали обгорелые кости человеческого черепа; перед этой чашей находилось воткнутое хвостом в землю аналогичное нашему изображение летящей птицы, обращенное передней стороной к юго-западу, а задней к чаше 19.
Большинство зооморфных изображений, известных в виде случайных находок в Западной Сибири, происходит, вероятно, из могильников и реже из жертвенных мест. Об этом говорит материал могильников у Архиерейской заимки 20 Ленг-Понк и Юрт Кинтусовских 21, курганов аксеновских, эбаргульских и др., где предметы звериного стиля представлены в большом количестве.
Жертвенные места, за небольшим исключением, не были подвергнуты внимательному изучению, и к ним относили обычно местонахождения нескольких зооморфных и сопутствующих им вещей. На этих местах незначительные раскопки или поверхностный осмотр не обнаруживал ни культурного слоя, ни костей человека, которые могли не сохраниться и при трупоположении. Особенно это относится к раннему времени — к концу I тысячелетия до н. э. и первой половине I тысячелетия н. э. Возможно, чтр при дальнейшем изучении этот вопрос будет решен более определенно, чем это представляется нам сейчас. С погребальными комплексами, вероятно, можно будет связать часть находок, которые считаются происходящими с культовых мест, что, конечно, не отрицает существования последних.
Notes:
- А. П. Дульзон. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар. Уч. зап. ТГПИ, X. 1953, стр. 196. ↩
- Т. J. Аrnе. Barsoff Gonodok. Stockholm, 1935, стр. 82. ↩
- В. Бартенев. Погребальный обычай обдорских остяков. «Живая старпна». год V, вып. III—IV, 1895. стр. 487. ↩
- Д. Н. Анучин. К истории искусства и верований у приуральской ЧУДИ. МАВГР, III. М., 1899, стр. 127—128. ↩
- Фонды Чердынского краеведческого музея. ↩
- М. Ф. Косарев. Отчет о раскопках 5-го Тимирязевского курганного могильника за 1960 г., табл. 7, 9. Архив ИИМК. ↩
- В. Ф. Г енинг. Бродовский могильник. КСПИМК, 52, 1953. рис. 34, 11. ↩
- Д. Н. Анучин. Ук. соч., стр. 102, рис. 24. ↩
- Там же. стр. 127. 128. ↩
- К. В. Сальников. В глубине веков. Свердловск. 1959, стр. 93. ↩
- А. Спицын. Шаманские изображения. ЗОРСА, VIII, 1—2, СПб., 1906, стр. 122, рис. 303. ↩
- Н. П. Репников. Некоторые могильники области Крымских готов. ПАК, 19, СПб.. 1906, стр. 73, рис. 71. ↩
- Б. А. Рыбаков. Древние Русы. СА, XVII, 1953, рис. 7, б и 17—25. ↩
- В. Д. Блаватский. Раскопки Пантикапея в 1952 г. КСИПМК, 58, 1955, рис. 32. ↩
- Б. А. Рыбаков. Ук. соч., рис. 7, б и 13. ↩
- Там же, рис. 7, а. ↩
- Материалы ППЯЛ БФ АН СССР. ↩
- В. К. Пудовин. Датировка нижнего слоя могильника Суук-Су. СА, 1961. 1, стр. 177—185, рис. 1. ↩
- Д. Н. Анучин. Ук. соч., стр. 127—128. ↩
- А. А. Спицын. Вещи из курганной группы близ Томска. ЗРАО, И, СПб., 1899, стр. 316—323, табл. 1—10, 12—14. ↩
- В. Н. Чернецов. Нижнее Приобье в I тысячелетии нашей эры. МПА. 58 1957, табл. XXII, XXIX. ↩