К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу
К северу от провинции Кортайо — в свайных поселениях на Констанцском озере, в торфяных поселках к северу от Рейна, в стоянках на вершинах холмов в Юго-Западной Германии и в кремневых рудниках Спиенна в Бельгии — культуру Кортайо сменяет иная, хотя частично современная ей форма западной культуры, получившая название от стоянки на вершине холма в Михельсберге, в Бадене.
[adsense]
Торфяные поселки состоят из домов числом до 24, расположенных вдоль правильных улиц, образованных настилами из бревен. В отдельных поселениях были обнаружены остатки домов числом до 75; однако, поскольку хижины, возможно, сносили сразу после смерти владельца, нельзя датировать все эти строения одним и тем же временем. Дома были опять-таки прямоугольные; размеры их колеблются от 6X3,6 м до 5,3X3,2 м или менее. Обычно они состоят из двух комнат; во внутренней находится очаг, в наружной — печь (как на рис. 134). Стоянки на суше в Германии обычно окружены плоскодонными рвами и частоколами; во многих стоянках рвы пересекаются многочисленными плотинами, как в Англии.
В отношении развития экономики культуры Михельсберга и Кортайо стоят на одном уровне. Однако в числе источников пропитания людей михельсбергской культуры охота занимает гораздо более видное место, а среди их кухонных остатков встречаются кости лошади, по-видимому, дикой. Более того, поселение в, Спиенне представляло собой общину рудокопов, специализировавшихся на добыче кремня, выкапывавших глубокие шахты и сооружавших подземные галереи. Михельсбергское население образовало ремесленную общину с определенной специализацией, пополнявшую средства существования благодаря экспорту кремня из рудников и изделий из мастерских; и поселение в Спиенне — не изолированное явление внутри западного культурного комплекса. Оно свидетельствует также о переходе охотничьих экспедиций и кочевья к начаткам регулярной торговли. Клады западных топоров в Южной Германии принадлежат, возможно, торговцам михельсбергской культуры. В результате такой торговли некоторые группы, например Вейер близ Тайнгена, стали получать медные топоры и пуговицы из янтаря.
Но в целом инвентарь михельсбергской культуры — типично неолитический, в общем совпадающий с инвентарем культуры Кортайо, если не считать того, что в бельгийских стоянках более широко распространены листообразные наконечники стрел и иногда попадаются проушные топоры дунайского типа. Сосуды все еще лощеные, однако некоторые из них плоскодонны, кувшины имеют иногда уже настоящие ручки. Характерны так называемые кубки-тюльпаны (рис. 133. 12 и 14) и плоские круглые пластинки, употреблявшиеся, возможно, для печения лепешек. Для обработки кож в Спиенне употреблялись, как и в Англии, гребни из оленьего рога, похожие на щетки.
Покойников обычно хоронили в скорченном или вытянутом положении в самом поселении, иногда в развалинах хижин. Однако были найдены также небольшие могильники, имеющие до семи могил. Черепа принадлежат долихо- и мезоцефалам, опять-таки никак не брахицефалам!
Михельсбергская культура процветала, по-видимому, в течение долгого времени; например, Вейер был затоплен наводнением и затем вновь отстроен. Древнейшее поселение относится к атлантической фазе, то есть к периоду до того, как в горных долинах появился отлогий берег. Фогт приходит к выводу о частичном синхронизме культур Кортайо и Михельсберга; в самом деле, черепки культуры Кортайо были обнаружены в поселениях михельсбергской культуры на Констанцском озере. Жители древнейших михельсбергских поселений распространились из Альп и Рейнской области через Юго-Западную Германию в Верхнюю Австрию и на восток до Саксо-Тюрингии, Силезии и Чехии. В результате этой экспансии люди западной культуры проникли на территорию, которая некогда была занята людьми дунайской культуры, появившихся, в свою очередь, в области западной культуры. Благодаря контрасту между западной экономикой, преимущественно скотоводческой, и дунайской, преимущественно земледельческой, установление контакта произошло, возможно, с запозданием и резких столкновений не было; однако в конечном счете именно их контакт дает ключ к определению хронологических соответствий между этапами западной и дунайской культур.
Наличие связей на территории Рейнской области между поздней михельсбергской культурой и культурой боевых топоров свидетельствует, по-видимому, о том, что Михельсбергская культура существовала до позднейших стадий III дунайского периода. В Гольдберге (Вюртемберг) люди михельсбергской культуры сменили оседлых представителей рёссен- дунайской культуры (стр. 156), которые построили на холме первое укрепление. Однако черепки рёссенской керамики из самого Михельсберга, из михельсбергских свайных построек на Констанцском озере и из Швейцарии свидетельствуют о значительном совпадении во времени этих двух культур, так что михельсбергская культура отодвигается ко II дунайскому периоду. На озере Федер, к югу от Дуная (Вюртемберг), в древнейшей торфяной деревне в Айхбюле обнаружен инвентарь, явно ведущий свое происхождение
от инвентаря II дунайского периода — дома из двух комнат с печью во внешнем помещении (рис. 134), клиновидные топоры в форме сапожной колодки, проушные топоры-молоты и сосуды на поддонах. Эти предметы встречаются вновь в поселениях Вейера и «классического» Михельсберга в Рейнской области (но не в Бельгии) в
таком большом количестве, что создается впечатление, что II дунайский период является верхней границей собственно михельсбергской культуры. Однако в целом экономика Айхбюля и некоторые детали производства указывают на то, что среди жителей этого поселения уже имелись представители западной культуры. Кроме того, хотя Айхбюль I был затоплен наводнением, это наводнение, по-видимому, совпадает с наводнением на Невшательском озере после среднего неолита, а не после раннего. Культура Кортайо соответственно отодвигается к I периоду.
К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу