Металлические перстни и печати

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

Металлические перстни и печати (табл. CLIX— CLXI; CLXVI). Обычай употреблять печать был принесен в Северное Причерноморье первыми переселенцами из Средиземноморья. Личная печать нужна была каждому гражданину, так как своим отпечатком она охраняла личную его собственность и ею скрепляли документы. Самые ранние печати, найденные в Северном Причерноморье, относятся к VII—VI вв. до н. э. и представляют собой восточного типа каменные геммы — цилиндры и скарабеи (табл. CLIX, 1, 2) (ОАК, 1881, табл. V), украшенные углубленной резьбой, воспроизводящейся в оттиске. Они имеют вращающуюся металлическую дужку. Носили их на запястье, на шее, у пояса. Одновременно в архаическую эпоху появляются и металлические перстни-печати с резьбой на щитке. Наиболее древний экземпляр такого перстня-печати, носимого на кольце, найден в Ольвии (табл. CLIX, 1). Это серебряный перстень с изображением готовящегося к прыжку льва. По углам ромбовидного щитка вделано по гвоздику из электра, что должно было, по воззрениям древних повысить его магические свойства (Максимова М. И., 1955, с. 439, рис. 1). В скифских курганах нередки находки 10 перстней на руках одного погребенного, в погребении грека обычно бывает только один перстень. В конце IV в. до н. э. геммы на вращающейся дужке исчезают, появляются металлические перстни с каменной вставкой-печатью на щитке, сосуществующие с традиционными цельнометаллическими перстнями. Геммы и перстни в Северном Причерноморье импортировались из Передней и Малой Азии, Ирана, Ионийских о-вов, материковой Греции (VII—IV вв. до н.э.), а в эллинистическую эпоху также из Этрурии (IV—III вв. до н. э.), Северной Африки (III—I вв. до н. э.), в римскую эпоху из Италии и балканских провинций. Особенно большое количество перстней V—IV вв. до н. э. найдено в богатых погребениях Боспора. К ним относятся уникальные произведения известных античных мастеров: золотой перстень с изображением летящей цапли, вырезанной на голубом халцедоне работы Дексамена (табл. CLIX, 7) (Максимова М. И., 1955, с. 441, рис. 2), золотой перстень с изображением знатного перса работы Афинада (табл. CLX, 8) (Максимова М. И., 1955, с. 440). Рядовые жители носили простые бронзовые или серебряные перстни-печатки со стеклянными вставками-отливками с настоящих гемм, вырезанных на камнях. Позднее перстнями-печатями стали пользоваться и представители местных племен. В IV— III вв. до н. э. начинается деятельность местных причерноморских мастерских и своего расцвета она достигает в эпоху Августа в Пантикапее и во II — III вв. в Херсонесе. Местными мастерами делались перстни с портретами боспорских царей Савромата II и Котиса III (Максимова М. И., 1955, с. 443, табл. II, 5, 6).

[adsense]

Таблица CLIX. Типы каменных печатей на подвижных дужках 7 — ладьи Солнца, сердолик, скарабей, Финикия; 2 — силен и менада, агат, скарабей, Иония; 3 — сфинкс, сердолик, скарабей, Иония; 4 — лев, обесцвеченный камень, скарабеоид, Иония; 5 — битва персидского царя с греками, обесцвеченный камень, цилиндр, Иран; 6 — битва персидского царя с чудовищем, халцедон, многогранник, Иран; 7 — цапля, работа Дексамепа Хиосского, халцедон, скарабеоид, Восточное Средиземноморье; 8 — грифон, агат, сегментированный цилиндр, Восточное Средиземноморье; 9 — персидский царь и богиня Анаитис, халцедон, цилиндр, Иран; 10 — а) воин-нерс, б) грек с собакой, в) бой петухов, г) танцовщица — сердолик, многогранник, Малая Азия; 11 — бык, обесцвеченный камень, скарабеоид, Восточное Средиземноморье; 12 — трофей, сердолик, львиный нсевдоскарабей, Восточное Средиземноморье; 13 — Аполлон, халцедон, скарабеоид, Иония; 14 — халцедон, скарабеоид, Восточпое Средиземноморье; 15 — бык, обесцвеченный камень, скарабей, Этрурия; 16 — женщина у лутерия, обесцвеченный камень, скарабей, Этрурия 1, 2, 5, 7, 8, 11, 12, 15, 16 — из Пантикапея; 3 — из Ольвии; 6 — из Большой Близницы; 9, 10, 13 — из Горгиппии; 14 — из Артюховского кургана. Составитель О. Я. Неверов

Таблица CLIX. Типы каменных печатей на подвижных дужках
7 — ладьи Солнца, сердолик, скарабей, Финикия; 2 — силен и менада, агат, скарабей, Иония; 3 — сфинкс, сердолик, скарабей, Иония; 4 — лев, обесцвеченный камень, скарабеоид, Иония; 5 — битва персидского царя с греками, обесцвеченный камень, цилиндр, Иран; 6 — битва персидского царя с чудовищем, халцедон, многогранник, Иран; 7 — цапля, работа Дексамепа Хиосского, халцедон, скарабеоид, Восточное Средиземноморье; 8 — грифон, агат, сегментированный цилиндр, Восточное Средиземноморье; 9 — персидский царь и богиня Анаитис, халцедон, цилиндр, Иран; 10 — а) воин-нерс, б) грек с собакой, в) бой петухов, г) танцовщица —
сердолик, многогранник, Малая Азия; 11 — бык, обесцвеченный камень, скарабеоид, Восточное Средиземноморье; 12 — трофей, сердолик, львиный нсевдоскарабей, Восточное Средиземноморье; 13 — Аполлон, халцедон, скарабеоид, Иония; 14 — халцедон, скарабеоид, Восточпое Средиземноморье; 15 — бык, обесцвеченный камень, скарабей, Этрурия; 16 — женщина у лутерия, обесцвеченный камень, скарабей, Этрурия
1, 2, 5, 7, 8, 11, 12, 15, 16 — из Пантикапея; 3 — из Ольвии; 6 — из Большой Близницы; 9, 10, 13 — из Горгиппии; 14 — из Артюховского кургана. Составитель О. Я. Неверов

Таблица CLX. Типы металлических перстней 1 — лев, серебро и электр, Иония; 2 — лев, золото, Иония; 3 — Дапая, электр, Иония; 4 — Ника, золото, Иония; 5 — филигранные пальметки, золото, Восточное Средиземноморье; 6 — конь и грифон, золото, Иония; 7 — олень и пантера, золото, Иония; 8 — воин-перс, работа Афинада, электр, Иония; 9 — Ника и лань, золото, Восточное Средиземноморье; 10 — голова богини, золото, Восточное Средиземноморье; 11 — женщина и олененок, золото, Восточное Средиземноморье; 12 — Афродита и Эрот, золото, Восточное Средиземноморье; 13 — четыре льва (в рельефе), золото, Восточное Средиземноморье; 14 — юноша и тунец, золото, Иония; 15 — утка, золото, Пантикапей (?); 16 — Афродита, серебро, Восточное Средиземноморье; 17 — Афродита и Эрот, золото, Северное Причерноморье; 18 — женщина с кифарой, золото, Восточное Средиземноморье; 19 — Афина Никефорос, золото, Восточное Средиземноморье; 20 — Эрот в раковине, золото, Восточное Средиземноморье; 21 — Птолемей II, бронза, Александрия; 22 — Арсиноя III, бронза, Александрия; 23 — Изида (в ре- льефе), бронза, Александрия; 24 — Кибела (в рельефе), бронза; 25 — Афродита (в рельефе), золото; 26 — Изида, Гор и Серапис (в рельефе), золото, Александрия; 27 — Изида и Серапис (в рельефе), бронза, Александрия (?); 28 — портрет династа, золото, Пантикапей; 29 — храм с пятиколонным портиком, бронза, Пантикапей; 30 — надпись: «дух всяческого добра», золото, Пантикапей; 31 — Афродита-Ападиомена, золото, Пантикапей; 32 — надпись: «(дар) Агафоклее», золото, Херсонес; 33 — олень и лев, бронза, Пантикапей; 34 — грифон, бронза, Пантикапей; 35 — змееногий демон, бронза, Пантикапей Из Ольвии — 1—3; из Нимфея — 4—6; из VI Семибратнего кургана — 7; из Пантикапея — 8—10, 13—14, 20—24, 26—31, 33—35; из кургана Большая Близница — 11, 12; из кургана Чертомлык —15; из Херсонеса — 16, 19, 32; из Горгиппии — 17; из кургана Карагодеуашх — 18; из Танаиса — 25; хранятся в Гос. Эрмитаже — 13—24, 26—35; из собрания гр. Мусина-Пушкина — 2. Составитель О. Я. Неверов

Таблица CLX. Типы металлических перстней
1 — лев, серебро и электр, Иония; 2 — лев, золото, Иония; 3 — Дапая, электр, Иония; 4 — Ника, золото, Иония; 5 — филигранные пальметки, золото, Восточное Средиземноморье; 6 — конь и грифон, золото, Иония; 7 — олень и пантера, золото, Иония; 8 — воин-перс, работа Афинада, электр, Иония; 9 — Ника и лань, золото, Восточное Средиземноморье; 10 — голова богини, золото, Восточное Средиземноморье; 11 — женщина и олененок, золото, Восточное Средиземноморье; 12 — Афродита и Эрот, золото, Восточное Средиземноморье; 13 — четыре льва (в рельефе), золото, Восточное Средиземноморье; 14 — юноша и тунец, золото, Иония; 15 — утка, золото, Пантикапей (?); 16 — Афродита, серебро, Восточное Средиземноморье; 17 — Афродита и Эрот, золото, Северное Причерноморье; 18 — женщина с кифарой, золото, Восточное Средиземноморье; 19 — Афина Никефорос, золото, Восточное Средиземноморье; 20 — Эрот в раковине, золото, Восточное Средиземноморье; 21 — Птолемей II, бронза, Александрия; 22 — Арсиноя III, бронза, Александрия; 23 — Изида (в ре-
льефе), бронза, Александрия; 24 — Кибела (в рельефе), бронза; 25 — Афродита (в рельефе), золото; 26 — Изида, Гор и Серапис (в рельефе), золото, Александрия; 27 — Изида и Серапис (в рельефе), бронза, Александрия (?); 28 — портрет династа, золото, Пантикапей; 29 — храм с пятиколонным портиком, бронза, Пантикапей; 30 — надпись: «дух всяческого добра», золото, Пантикапей; 31 — Афродита-Ападиомена, золото, Пантикапей; 32 — надпись: «(дар) Агафоклее», золото, Херсонес; 33 — олень и лев, бронза, Пантикапей; 34 — грифон, бронза, Пантикапей; 35 — змееногий демон, бронза, Пантикапей
Из Ольвии — 1—3; из Нимфея — 4—6; из VI Семибратнего кургана — 7; из Пантикапея — 8—10, 13—14, 20—24, 26—31, 33—35; из кургана Большая Близница — 11, 12; из кургана Чертомлык —15; из Херсонеса — 16, 19, 32; из Горгиппии — 17; из кургана Карагодеуашх — 18; из Танаиса — 25; хранятся в Гос. Эрмитаже — 13—24, 26—35; из собрания гр. Мусина-Пушкина — 2. Составитель О. Я. Неверов

Таблица CLXI. Типы перстней с каменными вставками 1 — Аполлон, обесцвеченный камень, золото, Восточное Средиземноморье; 2 — Афродита у трофея, гранат, золото, Пантикапей (?); 3 — Афина, гранат, золото, Пантикапей (?); 4 — Артемида, гранат, золото, Пантикапей (?); 5 — богиня у колонны, гранат, золото, Пантикапей (?); 6 — обесцвеченный камень, золото, Пантикапей; 7 — гранат, золото, Пантикапей; 8 — гранат, золото, Пантикапей; 9 — эмаль, гранат, золото, надпись: «Гестией (дарит) матушке», Пантикапей; 10 — воин, литик, золото, Пантикапей; 11 — портрет Митридата VI, литик, золото, Пантикапей; 12 — жрица Изиды, гранат, золото, Пантикапей; 13 — символ Изиды, гранат, золото, Пантикапей; 14 — гранат, золото, Пантикапей; 15 — полумесяц и звезда, грапат, золото, Пантикапей; 16 — портрет Митридата VI, сердолик, золото, Пантикапей; 17 — портрет императора, гранат, золото, Пантикапей; 18 — портрет императора Клавдия, работа мастера Скилакса, Италия; 19 — богиня, гранат, золото, Пантикапей; 20 — Артемида, гранат, золото, Пантикапей; 21 — Грилл, яшма, серебро, Херсонес; 22 — Аск лепий, сердолик, серебро, Херсонес; 23 — коза, сердолик, серебро, Херсонес; 24 — фортуна, сердолик, золото, Пантикапей; 25 — фортуна, надпись: «Душе Паллака», сердолик, золото, Пантикапей; 26 — Марс, сердолик, серебро, Херсонес; 27 — орел, сердолик, серебро. Западное Средиземноморье (?); 28 — Грилл, яшма, серебро, Пантикапей; 29 — фортуна, яшма, золото, Пантикапей; 30 — лев, гранат, золото, Пантикапей. 1, 7, 8, 10, 12, 20, 24, 25, 28—30 — из Пантикапея; 6 — из Горгиппии; 9 — из Артюховского кургана; 21—23, 26, 27 — из Херсонеса; 1—30 — хранятся в Гос. Эрмитаже. Составитель О. Я. Неверов

Таблица CLXI. Типы перстней с каменными вставками
1 — Аполлон, обесцвеченный камень, золото, Восточное Средиземноморье; 2 — Афродита у трофея, гранат, золото, Пантикапей (?); 3 — Афина, гранат, золото, Пантикапей (?); 4 — Артемида, гранат, золото, Пантикапей (?); 5 — богиня у колонны, гранат, золото, Пантикапей (?); 6 — обесцвеченный камень, золото, Пантикапей; 7 — гранат, золото, Пантикапей; 8 — гранат, золото, Пантикапей; 9 — эмаль, гранат, золото, надпись: «Гестией (дарит) матушке», Пантикапей; 10 — воин, литик, золото, Пантикапей; 11 — портрет Митридата VI, литик, золото, Пантикапей; 12 — жрица Изиды, гранат, золото, Пантикапей; 13 — символ Изиды, гранат, золото, Пантикапей; 14 — гранат, золото, Пантикапей; 15 — полумесяц и звезда, грапат, золото, Пантикапей; 16 — портрет Митридата VI, сердолик, золото, Пантикапей; 17 — портрет императора, гранат, золото, Пантикапей; 18 — портрет императора Клавдия, работа мастера Скилакса, Италия; 19 — богиня, гранат, золото, Пантикапей; 20 — Артемида, гранат, золото, Пантикапей; 21 — Грилл, яшма, серебро, Херсонес; 22 — Аск лепий, сердолик, серебро, Херсонес; 23 — коза, сердолик, серебро, Херсонес; 24 — фортуна, сердолик, золото, Пантикапей; 25 — фортуна, надпись: «Душе Паллака», сердолик, золото, Пантикапей; 26 — Марс, сердолик, серебро, Херсонес; 27 — орел, сердолик, серебро. Западное Средиземноморье (?); 28 — Грилл, яшма, серебро, Пантикапей; 29 — фортуна, яшма, золото, Пантикапей; 30 — лев, гранат, золото, Пантикапей.
1, 7, 8, 10, 12, 20, 24, 25, 28—30 — из Пантикапея; 6 — из Горгиппии; 9 — из Артюховского кургана; 21—23, 26, 27 — из Херсонеса; 1—30 — хранятся в Гос. Эрмитаже. Составитель О. Я. Неверов

Эволюция типов каменных печатей и металлических перстней в Причерноморье совпадает с развитием этого вида изделий художественного ремесла в других районах античного мира. В качестве специфических форм можно отметить лишь металлические перстни IV в. до н. э. с несомкнутой шинкой, получившие у исследователей название «понтийских» (табл. CLX, 15) и позднее — пантикапейские перстни с выпуклыми гранатовыми вставками эпохи Августа (табл. CLXI, 14, 15, 17, 19). В металлических перстнях развитие идет в сторону замены архаических перстней (табл. CLX, 1—4) с узким листовидным щитком и круглой в сечении шинкой тяжелыми классическими перстнями, имеющими гранение шинки и овальные щитки (табл. CLX, 6—12). В дальнейшем в эллинистических перстнях щиток становится полностью круглым, а шинка — плоской (табл. CLX, 19). Перстни римской эпохи, как правило, менее массивны, а во II—III вв. приобретают вычурные, изогнутые формы и ребристую поверхность (табл. CLX, 32—35).

[adsense]

Таблица CLXVI. Геммы-печати 1 — Медуза Горгона, Иония, V в. до н. э., халцедон; 2 — летящая цапля, подпись Дексамена Хиосского, V в. до н. э., халцедон; 3 — купальщица, V в. до н. э., сердолик; 4 — бегущий конь, V в. до н. э., яшма; 5 — Артемида, IV в. до н. э., халцедон; 6 — купальщица, IV в. до н. э., сердолик; 7 — оттиск печати, IV в. до н. о.; 8 — печать на подвижной дужке, женщина в восточной одежде, IV в. до н. э., халцедон, золото; 9— голова Афины, III в. до н. э., гранат, золото; 10 — портрет Птолемея, Александрия, III в. до н. э., бронза; 11 — Аполлон, Иония, III в. до н. э.; 12 — юноша с пальмовой ветвью, I в. до н. э.— I в. н. э., сердолик; 13 — портрет императора Клавдия, подпись Скилакса, Италия, I в. н. э., аме- тист; 14 — петух, I—II в., сердолик; 15 — портрет Митридата VI, I в. до н. э., сердолик; 16 — Амур и Психея, I в. до н. э.— I в. н. э., гранат, золото; 17 — портрет Филиппа Араба и Филиппа Младшего, Италия, III в. н. э., стекло; 18 — портрет боспорского царя Савромата II, II в. н. э., яшма; 19 — Гермес, II в. н. э., сердолик; 20 — символы благополучия и согласия, Восточное Средиземноморье, I в., сердолик 1—6, 9, 10, 13, 15, 19, 20 — из Пантикапея; 7, 11 — из Горгиппии; 8, 14 — из Фанагории; 17, 18 — из Херсонеса; 12, 16 — из Тирамбы. Составитель О. Я. Неверов

Таблица CLXVI. Геммы-печати
1 — Медуза Горгона, Иония, V в. до н. э., халцедон; 2 — летящая цапля, подпись Дексамена Хиосского, V в. до н. э., халцедон; 3 — купальщица, V в. до н. э., сердолик; 4 — бегущий конь, V в. до н. э., яшма; 5 — Артемида, IV в. до н. э., халцедон; 6 — купальщица, IV в. до н. э., сердолик; 7 — оттиск печати, IV в. до н. о.; 8 — печать на подвижной дужке, женщина в восточной одежде, IV в. до н. э., халцедон, золото; 9— голова Афины, III в. до н. э., гранат, золото; 10 — портрет Птолемея, Александрия, III в. до н. э., бронза; 11 — Аполлон, Иония, III в. до н. э.; 12 — юноша с пальмовой ветвью, I в. до н. э.— I в. н. э., сердолик; 13 — портрет императора Клавдия, подпись Скилакса, Италия, I в. н. э., аме-
тист; 14 — петух, I—II в., сердолик; 15 — портрет Митридата VI, I в. до н. э., сердолик; 16 — Амур и Психея, I в. до н. э.— I в. н. э., гранат, золото; 17 — портрет Филиппа Араба и Филиппа Младшего, Италия, III в. н. э., стекло; 18 — портрет боспорского царя Савромата II, II в. н. э., яшма; 19 — Гермес, II в. н. э., сердолик; 20 — символы благополучия и согласия, Восточное Средиземноморье, I в., сердолик
1—6, 9, 10, 13, 15, 19, 20 — из Пантикапея; 7, 11 — из Горгиппии; 8, 14 — из Фанагории; 17, 18 — из Херсонеса; 12, 16 — из Тирамбы. Составитель О. Я. Неверов

В каменных печатях происходит постепенный отказ от чуждых Греции восточных форм: скарабей (табл. CLIX, 1—3) заменяется скарабеоидом (табл. CLIX, 4, 7, 11) или псевдоскарабеем (табл. CLIX, 12), полые цилиндры (табл. CLIX, 5, 9) — сегментированными (табл. CLIX, 8). В эллинистическую эпоху изображение перемещается на выпуклую сторону (табл. CLIX, 13, 14). Перстни, сочетающие металлическую оправу и каменную печать, поначалу очень массивны — напаянные концентрически полоски металла окружают гемму, удерживая ее в гнезде (табл. CLXI, 1—3, 5). В дальнейшем все элементы изделия становятся миниатюрнее, а их связь органичнее (табл. CLXI, 12—20). С социальной структурой общества связана разница в материалах: золото, серебро, бронза, цветные камни и их дешевые заменители. Перстни из бронзы, печати из стекла, находимые в грунтовых могильниках, могут быть сопоставлены со «стеклянными печатями в простонародных перстнях», о которых упоминает энциклопедист Плиний (Nat. Hist., XXXV, 43).

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014