Антропология в ходе развития неоднократно «меняла свое лицо»: она то выступала чисто морфологической дисциплиной, близкой к анатомии, и поэтому, естественно, ограничивала круг исследований трактовкой лишь биологических особенностей человека; то в виде философской антропологии входила в число гуманитарных дисциплин, начиная рассматривать философскую сущность человека и игнорируя его биологические свойства. В обоих случаях это был отход от традиционного облика науки. Ее главные задачи в свое время сформулировали основатели научной антропологии И.-Ф. Блюменбах, К. М. Бэр, П. Брока, П. Топинар и др.: это — изучение происхождения человека и естественноисторической динамики человечества. В соответствии с таким ее пониманием антропология стала осознаваться как биологическая наука (стоящая в одном ряду с зоологией и ботаникой), основная особенность которой заключается в том, что в своих конкретных исследованиях она широко использует историко-этнологические и археологические данные. И поныне в странах, где распространен английский язык, в отличие от общеевропейской традиции антропологию объединяют (вместе с этнологией и археологией) в «антропологическую триаду» и подчеркнуто называют физической антропологией.
[adsense]
Исторический аспект антропологических исследований традиционен для русской науки. Общеизвестен, например, выдающийся вклад Карла Максимовича Бэра в разные разделы биологии; среди прочего он стал пионером антропологических исследований в России, организовав широкий сбор краниологических материалов по народам России и самостоятельно проведя изучение палеоантропологических коллекций из раскопок скифских и других курганов юга нашей страны. Результаты антропологических измерений, во многом усовершенствованных К. Бэром, сопоставлялись им с историческими сведениями о древних народах и археологическими наблюдениями. Анатомический кабинет Российской Академии наук, который К. М. Бэр возглавил, став академиком, был переименован по его инициативе в Антропологический кабинет. Позже его коллекции составили основу антропологического собрания Музея антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде.
Интенсивное развитие в последние три десятилетия популяционной физиологии, изучение адаптивных процессов в человеческих популяциях привели к выделению в качестве самостоятельной области знания физиологической антропологии или биологии человека. В наши дни на многих международных и отечественных симпозиумах горячо дебатируется вопрос об отношении этой новой области знания к другим традиционным антропологическим методам и подходам (классической антропологии).
И хотя до сих пор проблему нельзя считать окончательно решенной, надо учитывать тот факт, что изучение физиологических и иммунологических особенностей внутренней среды организма (например, групп крови и сывороточных компонентов) насчитывает уже несколько десятилетий; и то же можно сказать об исследовании адаптивной функции расовых признаков человека. Поэтому нет ни теоретических, ни практических оснований противопоставлять биологию человека антропологии. Все то, что ныне понимается как биология человека, представляет собой закономерный результат внутреннего развития именно антропологической науки, антропологию сегодняшнего дня, обогащенную популяционными и физиологическими методами, насыщенную эволюционными концепциями, уделяющую огромное внимание исследованию проблем соотношения биологических и социальных факторов в формировании ископаемых предков человека, а также современного вида Homo sapiens и человеческих рас.
Так как эти выкладки могут встретить возражения, стоит заметить, что их нельзя считать новыми. Ф. Энгельс, касаясь содержания антропологии и ее места в системе наук, писал в предисловии к первому изданию книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства», что в понятие «производительные силы общества» входят не только орудия производства, но и сам человек, его воспроизводство, продолжение человеческого рода 1. Антропология как раз и представляет собой науку о человеке как о части производительных сил общества. Поэтому не только морфологические особенности отдельных человеческих групп и индивидуумов, определяющие их физическую дееспособность (то, что в
антропологии традиционно называется физическим развитием человека), но и их физиологические свойства, обнаруживающие групповую дифференциацию и географическую изменчивость, популяционная структура человеческого вида, демографическая динамика человеческих популяций — все это фундаментальные проблемы современной антропологической науки, разрабатываемые как за рубежом, так и в нашей стране.
В системе Академии наук СССР эти проблемы разрабатываются в отделе антропологии Института этнографии АН СССР и в антропологических лабораториях некоторых республиканских академий наук.
Определив объем и содержание антропологии как некоей системы наук, рассмотрим, какое положение в ней занимает историческая антропология. Термин «историческая антропология» появился довольно давно: он встречается в антропологической литературе уже в первые десятилетия нашего века. Однако в течение многих лет под исторической антропологией подразумевалась лишь какая-то часть палеоантропологии, занимающаяся изучением людей, живших в сравнительно поздние периоды истории — в эпоху бронзы, раннего железа и средневековья. Иными словами, историческая антропология в соответствии с этим ее пониманием охватывала лишь периоды истории, представленные письменными памятниками. Но ведь палеоантропологическое исследование людей, живших, скажем, в период раннего неолита, ни по методике, ни по существу своему не отличается от изучения костных остатков людей более близких к нам эпох. Поэтому ограничение историко-антропологического исследования лишь рамками «письменных эпох» и теоретически и практически неоправданно.
Можно было бы идентифицировать историческую антропологию с палеоантропологией (изучением древнего населения земли) и противопоставить ее исследованию современного населения, что в советской литературе обозначается как этническая антропология. Но и это будет неверно, ибо этническая антропология во многом помогает реконструировать пути этногенеза человечества, а в рамки палеоантропологии невозможно включить рассмотрение и оценку остатков ископаемых предков человека, так как эти исследования требуют специального подхода (в советской антропологической литературе эта область знания обоснованно выделяется в особый раздел — антропогенез, или учение о происхождении человека). Но так как при исследовании остатков ископаемого человека извлекается ценная историческая информация, палеоантропология почти целиком включается в сферу исторической антропологии (исключение составляет лишь палеопатология, ибо она лишь в исключительных случаях дает историческую информацию). Подчеркнем, однако, что историческая антропология по своим хронологическим рамкам значительно шире палеоантропологии, ибо охватывает всю историю человечества, начиная с эпохи появления первых гоминид и кончая современным человечеством.
Notes:
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 25—26. ↩