Материальное производство и материальная культура

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Этнография восточнославянских народов принадлежит к числу сравнительно хорошо разработанных областей нашей науки. Материалы по быту и культуре восточных славян накапливались с самого возникновения русской письменности (летописи, «Русская Правда», «Слово о полку Игореве» и др.). Сборники произведений народного творчества, народных поверий, обычаев и пр. начали публиковаться с 70-х годов XVIII в. 1.

Ближайшей причиной этого был общий рост культурного уровня России, появление, хотя и немногочисленной, интеллигенции, а конечной причиной — начавшееся расшатывание феодально-крепостнических устоев общества, великая крестьянская война — восстание Пугачева. В самом конце века, в 1799 г., вышло 2-е расширенное издание огромного «Описания всех обитающих в Российском государстве народов», где самое большое место было уделено русским (и украинцам) 2; автор этих глав М. И. Антоновский нарисовал широкую картину всех сторон тогдашней русской жизни. С 1-й половины XIX в. все более размежевывались два основные направления в изучении русского народного быта и культуры: консервативно-реакционное, представители которого — Снегирев, Сахаров, Пассек, Даль, Терещенко, Киреевский, Афанасьев и др. — идеализировали народную старину и патриархальный сельский быт 3, и прогрессивное, революционно-демократическое, представленное декабристами, Белинским, Герценом, позже Добролюбовым и революционерами-народниками 60—70-х годов и близко к ним стоявшими этнографами-собирателями 4; это направление видело конечную цель изучения быта народа в том, чтобы уметь лучше бороться за освобождение народа.

До 1860-х годов предметом преобладающего интереса в изучении народа было главным образом, его художественное творчество, фольклор. С 60—70-х годов в связи с ломкой феодально-крепостнических пережитков, распадом общинного быта русской деревни на первый план выдвинулись вопросы общественной жизни, народные юридические обычаи, семейный уклад и т. п. (работы Н. Калачова, П. С. Ефименко, А. Я. Ефименко Е. И. Якушкина и др. 5). К концу XIX в. развитие музейного дела, краеведческая деятельность на местах породили интерес также и к материальной культуре народа: появляются описания сельских построек, одежды, земледельческих орудий и пр.

Особенно усилилась эта собирательско-исследовательская этнографическая работа в советские годы, когда бурный рост культуры и в центре и на периферии, пробуждение самих народных масс к культурной жизни — все это вылилось в создание обширной музейно-краеведческой сети, организацию научных экспедиций, систематическое собирание этнографических коллекций, появление множества научных публикаций.

В настоящее время русская, украинская, белорусская этнографическая литература весьма богата монографическими описаниями, исследованиями отдельных вопросов и сторон народной жизни, описаниями и очерками, посвященными быту и культуре отдельных областей, районов, деревень. Зато, к сожалению, мало имеется сводных работ по этнографии восточных славян и по отдельным общим вопросам культуры русского, украинского и белорусского народов. Народы эти настолько велики по численности и занимаемой ими территории, что действительно чрезвычайно трудно дать общее сводное описание быта и культуры всех территориально весьма разбросанных и разнообразных его частей, описание, где бы учитывались все местные особенности, все культурные связи и взаимоотношения. В сущности говоря, в настоящее время, если не считать совершенно устаревших сводных работ по русской этнографии, можно назвать только одну большую этнографическую сводку. Это работа Зеленина, «Russische (Ostslavische) Volkskunde» (1927). Она содержит много фактического материала, но в ней много и ошибок, в том числе и принципиального характера. По украинской этнографии имеется сводная работа Ф. К. Волкова «Этнографические особенности украинского народа» (сборник «Украинский народ в его прошлом и настоящем», т. 2, П., 1916), но она очень неполна и тоже не лишена существенных ошибок, вытекающих больше всего из буржуазно-националистических взглядов автора. По белорусам есть капитальная сводка Е. Ф. Карского «Белоруссы» (1903—1922 , тт. 1—3), но она освещает лишь некоторые стороны народной жизни.

В общем полная сводная работа по этнографии русских, украинцев, белорусов остается фактически еще не решенной задачей. Разнообразие отдельных местных культурных типов восточнославянского населения требует тщательного собирания материалов по отдельным географическим областям 6.

Дать полный обзор явлений материальной культуры, общественного быта, духовного творчества восточнославянских народов в рамках общего курса совершенно невозможно. Даже специальными этнографическими исследованиями охватывается только часть этих явлений. Мы ограничим свое рассмотрение только важнейшими, наиболее показательными и притом, сравнительно лучше изученными сторонами материальной культуры восточных славян с целью подчеркнуть, с одной стороны, исконное единство восточнославянской культуры, с другой — отдельные исторически сложившиеся культурные типы внутри восточнославянского населения и, наконец, отметить те культурные связи, которые существовали и существуют между восточными славянами и их соседями. С этой целью мы остановимся на следующих явлениях народной культуры: основы хозяйственного быта, элементы земледельческой техники, затем типы поселений и крестьянской народной архитектуры, типы одежды, некоторые стороны общественного быта, верования, народное искусство.

Notes:

  1. М. Д. Чулков, Краткий мифологический лексикон, 1767; Собрание разных песен, ч. 1—4, 1770—1774; Русские сказки, ч. 1—10, 1780—1783; Словарь русских суеверий, 1780. Мих. Попов, Краткое описание славянского баснословия, 1768; «Собрание 4291 древних российских пословиц». М., 1770; Вас. Трутовский, Собрание русских простых песен с нотами, 1776—1795; Иван Прач, Собрание русских народных песен с их голосами, 1790; Гр. Калиновский, Описание свадебных украинских простонародных обрядов, СПб., 1777; Яков Маркович, Записки о Малороссии, 1798; «Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым», 1804.
  2. «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», 2-е изд., ч. 4, 1799: главы «О владычествующих Россиянах» и др.
  3. И. Снегирев, Русские в своих пословицах, кн. 1—4. М., 1831—1834; Русские простонародные праздники и суеверные обряды., вып. 1—4. М., 1837—1839; Русская народная галлерея или лубочные картинки. «Отечеств, записки», 1822, т. 12 и др.; И. П. Сахаров, Сказания русского народа о семейной жизни своих предков, ч. 1, 1836, ч. 2, 3, 1837 и др.; Вадим Пассек, Очерки России, кн. 1—5. М., 1838—1842; В. Даль (казак Владимир Луганский), Русские сказки. СПб., 1832; Пословицы русского народа, М., 1862; Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1—3. М., 1863—1865;
    A. Терещенко, Быт русского народа, ч. 1—4, СПб., 1848; А. Афанасьев, Народные русские сказки, вып. 1—8, 1855—1864; Русские народные легенды, 1859; Песни, собранные П. В. Киреевским, вып. 1—10, 1860—1874.
  4. См. В. К. Соколова, Взгляды и исследования декабристов в области этнографии и фольклора. «Сов. этнография», № 2, 1953; В. И. Богомолов, Борьба В. Г. Белинского за научное собирание и издание народной поэзии, там же, № 1, 1949; B.Е. Гусев, Герцен и народная поэзия, там же, № 3, 1951; В. Е. Гусев, Добролюбов и проблемы фольклористики, там же, № 4, 1950; Л. Н. Пушкарев, К истории революционно-демократической этнографии; И. А. Худяков (там же, № 3, 1949); И. Г. Прыжов, Очерки, статьи, письма, 1934; А. П. Разумова, Из истории русской фольклористики — П. Н. Рыбников, П. С. Ефименко. М.—Л., 1954. Сочинения Павла Якушкина, СПб., 1884.
  5. Н. Калачов, Артели в древней и нынешней России. СПб,, 1864; П. С. Ефименко, Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, 1877; А, Я. Ефименко, Исследование народной жизни на Севере. М., 1876., Е. И. Якушкин, Обычное право. Материалы для библиографии обычного права, выл. 1—4, 1875- 1909 и др.
  6. Уже во время печатания настоящей книги вышел в свет «Восточнославянский этнографический сборник» (М. 1956), где даётся очень полное описание некоторых важнейших сторон материального быта русских, украинцев и белорусов — поселений, построек, одежды, техники прядения и ткачества.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1858 Умер Жан Батист Феликс Лажар — французский археолог, составил богатую коллекцию вавилонских цилиндров, находящихся в настоящее время в Парижской национальной библиотеке. Особое значение имеют труды Лажара, посвященные митраизму.
  • 1971 Умер Уильям Фоксуэлл Олбрайт — американский востоковед, эпиграфист, один из основоположников библейской археологии.
  • 2001 Умер Борис Андреевич Фоломеев — советский и российский археолог, музейный работник, исследователь эпохи бронзы лесной полосы европейской части России, организатор современного этапа археолого-географических работ на территории Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
  • Открытия
  • 1991 Двое альпинистов — супружеская пара Эрика и Хельмут Симон — в Этцальских Альпах обнаружили останки древнего человека эпохи неолита, прозванного позднее Этци.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 22.12.2018 — 12:18

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Археология © 2014