Лопари

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Северными соседями карел издавна были лопари (лапландцы или саами) — жители Лапландии, или той легендарной страны Похьолы, против которой вели борьбу герои «Кале¬валы». Лопари — народ, стоящий несколько особняком в среде других народов Восточно-Европейского Севера и во многом близкий к народам северной части Сибири.

Значение слов лопарь, Лапландия не совсем ясно. Связывают его с финскими и эстонскими словами: lappe — дальний, последний, lорр—конец, lаре — особое, отдельное место. Во всяком случае это то название, под которым саами стали известны финским народам, а через их посредство и русским. Недаром и часть северных карел называет себя «лаппи». Самоназвание же их саами, очевидно, имеет связь с самоназванием финнов — суоми, и, по-видимому, с тем корнем, который лежит в основе слова самоядь, самоеды.

По языку лопари принадлежат к финской группе народов (к ее северной ветви), но вопрос о их происхождении очень сложен. Антропологически лопари, хотя и не вполне однородны, но в общем стоят особняком среди окружающих народов, принадлежа в большинстве к так называемому лапоноидному расовому типу. В этом типе соединяются черты европеоидной и монголоидной расы, но некоторые черты отличны и от той, и от другой. Наиболее характерные особенности этого типа: низкий рост, слабая растительность на лице, вогнутая спинка носа, очень низкое лицо. Вне лопарского населения этот тип встречается редко. Однако следы его обнаружены новейшими антропологическими исследованиями в составе и северного русского населения, и восточнофинского, вплоть до коми-пермяков, манси-вогулов и других народов.

Область современного расселения лопарей представляет собой, по-видимому, лишь небольшую часть той более обширной территории, которую лопарское население занимало когда-то раньше. Еще в новгородских и московских документах XIV, XV и даже XVI веков упоминаются «лопские погосты» в Прионежье и Приладожье. Есть основания думать, что лопари занимали значительную часть современной территории Финляндии, Карелии, Беломорья и немалую часть Скандинавии. По мере колонизации, с одной стороны, скандинавской, с другой стороны, карело-финской, а позже русской происходило постепенное оттеснение лопарей на север и частичная их ассимиляция. Последние остатки этой, когда-то довольно многочисленной, группы занимают теперь только часть Кольского полуострова, а преимущественно — некоторые провинции севера Скандинавии. По-видимому, и теперешний свой язык они заимствовали от финнов.

Лопарская "кережка"

Лопарская «кережка»

Первые известия о лопарях относятся примерно к IX веку. Под именем «финнов» о них упоминает скандинавский путешественник и промышленник Отер. В скандинавских сагах говорится о «финнах» (лопарях), о походах на них викингов и королей норвежских и шведских. В русских, в частности новгородских, источниках, XIV—XVI вв. имеются упоминания о лопарях или «лоплянах», о «лопских погостах», «верхней лопи» и т. д.

Довольно подробные сведения о лопарях были собраны в XVII в. в сводной работе Шеффера на латинском языке о Лапландии. В дальнейшем этнографические сведения о лопарях продолжали накапливаться. В 1890 г. появилась большая монография Николая Харузина «Русские лопари», которая и сейчас остается классической работой.

В советское время исследования о лопарях продолжались. Можно указать интересную книгу В. В. Чернолуского — «Материалы по быту лопарей», работы антропологической экспедиции Д. А. Золотарева, лингвистические и этнографические исследования Института народов Севера (3. Е. Черняков, H. Н. Волков и др.).

Современная численность лопарей, если брать вместе с зарубежными, около 35 тыс., но из них около 70% живут в Норвегии, около 20% в Швеции и только по 5% приходится на СССР и Финляндию. На нашей территории численность лопарей составляет всего около 1,7 тыс. человек. Таким образом, уже по своей малой численности лопари выделяются из числа прочих народов Европейской части СССР и сближаются с так называемыми «малыми народами Севера», основная масса которых живет в северной Сибири.

Хозяйство

Среди народов Восточной Европы лопари стоят по типу своего хозяйства совершенно особняком. У них сохранились своеобразные, очень архаичные формы так называемого «промыслового хозяйства», типичного в основном для «малых народов Севера» (с которыми мы познакомимся позже). Их хозяйственный уклад до недавнего времени был целиком основан на комбинации трех отраслей хозяйства: оленеводства, рыболовства и охоты. Земледелия у них не было совершенно. Оленеводство лопарей своеобразного типа. Прежде всего, применение оленей в качестве транспортного средства у лопарей имеет другой вид, чем у остальных народов. Они запрягали одного оленя в так называемую кережку: это бесполозная повозка, напоминающая по форме перерезанную поперек лодку. В настоящее время, впрочем, кережка почти вышла из употребления и заменена нартой ненецкого типа, с которой лопари познакомились во второй половине XIX в., когда ненцы появились на Кольском полуострове. Груз, однако, на оленя навьючивают, хотя верховой езды не знают. Вьючное седло своеобразной формы, из двух дощечек, вставляющихся одна в другую.

Доение оленей, развитое молочное хозяйство, тоже характеризует лопарей (у других оленеводов тундры нет доения оленей). С другой стороны, сохранилась своеобразная архаическая черта — отпуск оленей на лето в тундру. В настоящее время, правда, лопари, познакомившись с оленеводством ненцев и ижемцев, переняли от них более рациональный способ держания оленей летом; но еще недавно обычай летнего отпуска оленей соблюдался. С весенней кочевки лопари отпускали оленей в тундру и переставали о них заботиться, зато осенью на них ложилась тяжелая работа по собиранию этих оленьих стад — так называемое «имание оленей», — которая отнимала много времени и сил и иногда сопровождалась потерями оленей.

Вьючное седло на оленя у лопарей

Вьючное седло на оленя у лопарей

"Имание" оленей у лопарей (детский рисунок)

«Имание» оленей у лопарей (детский рисунок)

"Вежа" скандинавских лопарей (разрез)

«Вежа» скандинавских лопарей (разрез)

Некоторые авторы, в частности А. Н. Максимов, считали, что лопарское оленеводство имеет особое от сибирского происхождение, что оно не очень древнее и заимствовано от скандинавов и финнов не раньше IX в. Так это или нет, во всяком случае лопарское оленеводство развивалоcь обособленно от ненецкого и сибирского.

Второй по значению отраслью хозяйства у лопарей является рыболовство, озерное и морское. Промышляют больше всего сига и семгу. Морское рыболовство составляет занятие преимущественно мужское, а на озерах рыбу ловят и мужчины и женщины.

Часть лопарей извлекает значительный доход из охоты на гренландского тюленя. Этот так называемый «торосовый промысел» происходит в феврале и марте. Промышляют также нерпу и других морских зверей. Шкуры их употребляются на разные изделия, обувь, ремни.

Сухопутная охота (на дикого оленя, песца, волка и др.) также играет крупную роль в зимнее время, но далеко не такую важную, как у норвежских лопарей, которые являются охотниками по преимуществу. Орудиями промысла служат главным образом капканы. Интересны охотничьи лыжи лопарей, резко отличающиеся от сибирских, но сходные с нашими спортивными лыжами: они узкие и голые. Вероятно, наши спортивные лыжи как раз и заимствованы через скандинавов или финнов от лопарей.

В советские годы хозяйственный уклад лопарей, объединившихся (1934—1935) в колхозы, сильно изменился. Оленеводство сохранило ведущее значение, но оно реконструировано и стало более доходным. Удельный вес охоты понизился, а рыболовство, напротив, успешно развивается. Местами разводится и крупный рогатый скот, вводится огородничество и даже полеводство (ячмень, рожь, овес, кормовые травы). В связи с этим улучшился пищевой режим: в него вошли хлеб, овощи, коровье молоко и изделия из него.

Поселения и жилища

С комплексным оленеводческо-рыболовецко-охотничьим хозяйством связан был и прежний образ жизни лопарей, их полукочевой быт. Лопари до последнего времени не были по-настоящему оседлым народом. Они жили так называемыми «погостами», которые делились на зимние и летние. Зимние погосты расположены в глубине тундры; летние — на берегу озера или моря. Харузин насчитывал 17 пар этих погостов: Лумбовский, Иокангский, Семиостровский, Ловозерский, Кильдинский, Нотозерский, Пазрецкий и другие.

Обычным жилищем лопарей была так называемая тупа или пырт (тупа у скандинавских, пырт у советских лопарей). Это срубное жилище, отличающееся от русской избы только некоторой примитивностью — отсутствием потолка и наличием вместо печи чувала (пристенного камелька с трубой). Есть предположение, что тупа заимствована лопарями от более культурных соседей, от русских или скандинавов, хотя это, по-видимому, старинное жилище.

Дом лопаря (ст. Пулозеро, Мурманской жел. дор.) (фото 1927 г.)

Дом лопаря (ст. Пулозеро, Мурманской жел. дор.) (фото 1927 г.)

Более усовершенствованным типом жилища, уже явно заимствованным от русских, является изба, которая у лопарей называется русским словом «дом».

Но наряду с этими жилищами постоянного типа у лопарей были временные формы жилищ полукочевого или кочевого типа. Наиболее характерна так называемая «вежа». Сами лопари ее называют «кюйт» (ср. «куда», «куд» у финских народов). Она представляет собой сооружение в форме четырехгранной усеченной пирамиды из досок, горбылей, жердей, покрытое сверху землей. У скандинавских лопарей сохранилась своеобразная вежа на изогнутом сферическом каркасе.

Наконец, был еще один тип жилищ, уже чисто временных, которые ставили на весенних и осенних становищах; это так называемая «кувакса», или «стан» — простой шалаш, покрытый корой или кожами; примитивное жилище, мало отличающееся от типа сибирских чумов.

Таковы старые типы жилищ, в советское время почти исчезнувшие. Ныне почти повсеместно распространен дом русского типа. Вежа и кувакса почти не встречаются, да и тупа начинает выходить из употребления.

Одежда

У лопарей сохранились архаические черты и в их типе одежды. Характерен покрой одежды, надевающейся через голову: суконная летняя одежда, так называемая «юна», и такая же зимняя одежда — «печок», который шьется из оленьего меха. К концу XIX в. этот тип одежды стал вытесняться русским кафтаном (по-лопарски «кяхтан»). Женская одежда «кохт» — подражание русскому сарафану. Теперь лопари-колхозники носят в большинстве покупную одежду.

Лопарка (Иокангский погост)

Лопарка (Иокангский погост)

Старый головной убор лопарей

Старый головной убор лопарей

Старый женский головной убор лопарей

Старый женский головной убор лопарей

Самобытные головные уборы теперь уже редко встречаются. Один из интересных типов — меховая шапка с четырехугольным верхом («каппер»), наподобие польской конфедератки. Из женских головных уборов интересны шлемовидные головные уборы, очень своеобразной формы: цилиндр, плотно охватывающий голову, с эллиптическим выступом спереди, вероятно, влияние русского кокошника, либо с высоким гребнем в виде каски.

Исторические особенности общественного быта

На протяжении многих столетий лопари подвергались жестокой эксплуатации. Началось это с тех завоевательных походов, которые предпринимали в Лапландию шведы с XIII в., норвежцы и новгородские ушкуйники с XIV в. Включение Лапландии в состав Русского государства (конец XV в.) до некоторой степени оградило лопарей от шведских и норвежских набегов. Но московские воеводы тоже притесняли лопарей, их грабили торговцы, а особенно православные монастыри, появившиеся в стране лопарей.

Самый известный монастырь был основан в 1550 г. в устье Печенги «преподобным» Трифоном с целью обращения лопарей в христианство. Судьба его своеобразна. Он несколько раз сжигался, потом вновь восстанавливался. В 1764 г. он был упразднен и лишь в конце XIX в. восстановлен. Но деятельность его состояла не столько в христианизации лопарей, сколько в их экономической эксплуатации. Монастырь получил в пожалование от царского правительства, а частью приобрел от самих лопарей большие земли и отдавал их в аренду лопарям, собирая соответствующую мзду. Кроме этого, существовали формы торговой и ростовщической эксплуатации. В исследовании Харузина приведены факты, свидетельствующие о том, что вся деятельность монастыря на Печенге в XVII и частью в XVIII веке состояла в ограблении лопарского народа. Позднее к этому прибавилась деятельность Кольских и архангельских кулаков. История лопарей была историей обнищания и упадка этого народа вследствие колониального грабежа.

Но наряду с этим происходил и процесс внутреннего расслоения лопарской общины. Выделялись зажиточные группы, которые усваивали себе европейские замашки, держали деньги в банке и т. д., сохраняя, однако, в домашней жизни прежний уклад, живя по-прежнему в тупе или веже.

Это не могло не разлагать самобытный общественный уклад лопарей. В настоящее время от древних форм общественного устройства сохранилось очень мало. Родовые пережитки сохранились у лопарей только в слабой форме. Даже большая семья у них отсутствует. Уже в XIX в. низшей общественной единицей стала малая семья. Женатый сын обычно сразу же выделяется и обзаводится отдельным хозяйством. Однако семьи, носящие одно фамильное имя, помнят о своем общем происхождении. Впрочем, фамильные имена — русские (Афанасьевы, Калинины, Титовы и др.). Из пережитков родовых обычаев отмечается употребление тамг—знаков собственности, которые применялись также и в качестве подписей на документах. Тамги когда-то были родовыми, потом стали семейными; у семей одной фамилии тамги сходны и представляют видоизменения первичной тамги.

Религиозные пережитки

В области религиозных верований также сказалось длительное соседство лопарей с более культурными народами. Все лопари числятся христианами: зарубежные — протестанты, а русские лопари были православными. Христианизация русских лопарей началась в XVI в. со времени деятельности Трифона. Христианство довольно глубоко вошло в быт лопарей. Однако сохранились, пережитки, хотя и слабые, более древних верований. Но и на них отразились связи с южными соседями—финнами и скандинавами.

В результате получилось довольно сложное переплетение и примитивных и высоко развитых форм верований у лопарей. У них существовали шаманы, так называемые нойды. Правда, уже в конце XIX в. эти нойды не отличались ничем от русских колдунов, но по более ранним сообщениям XVI—XVII вв. нойды были именно шаманами. Лопарский шаманизм отличался от сибирского некоторыми внешними чертами. Например, тип бубна лопарских нойд был необычен: он имел вид неглубокой чаши с выпуклым дном; в дне — два параллельных прореза, образующих рукоятку бубна; верх чаши обтянут кожей. Этот бубен употреблялся не только в качестве шаманского инструмента, но и для гадания. Кожа бубна покрывается изображениями, где можно найти ряд исторических наслоений: тут и Иисус Христос, и скандинавские, и лопарские боги.

Но наиболее интересное в лопарской религии — это наличие сложного и довольно многочисленного пантеона. Древняя лопарская религия носила некоторые черты политеизма. Большинство богов представляет собой олицетворения явлений природы. Бога Радиен Атчие европейские наблюдатели сопоставляли с Юпитером. По-видимому, это — олицетворение неба. Юбмел — параллель известного финского верховного божества Юмала. Существовало божество Пейве — солнце; Айеке — бог грома, который изображался с молотом, подобно скандинавскому Тору. Это божество смешивалось с божеством—покровителем охоты, который, однако, фигурировал и под другим именем — Арома-Телле. Существовал также культ божества Сторьюнкаре, или Стурра Пассе — «великого святого». Некоторые из этих имен — скандинавские; культ этих божеств сложился под влиянием скандинавской мифологии.

Но наряду с этим существовали божества, более близкие к человеку и развившиеся скорее на почве самой лопарской жизни. Это — божества-покровители промыслов. В особенности большим почетом пользовалась так называемая хозяйка оленей Луот Хозик (искаженное русское слово «хозяйка»), женское божество, считавшееся покровительницей оленьего промысла. Образ ее зооантропоморфный: она «ходит на ногах, как человек, и лицо человечье, только вся в шерсти, словно олень». Когда оленей на лето отпускали в тундру, то поручали их покровительству этой оленьей хозяйки и обращались к ней с молитвой: «Луот Хозик, береги наших оле¬ней». И после сбора оленей осенью обращались к ней: «Спасибо тебе, Луот Хозик, что поберегла наших оленей». Существовали и другие божества охотничьего и рыбного промыслов: например, Аккрува, покровитель рыболовства, получеловек-полурыба; Мец-хозин—дух-хозяин леса и др.

Отражением разлагающихся родовых отношений был культ умерших и предков, покровителей семьи и рода — так называемых «сайво». Культ этот был связан с почитанием священных камней «сейдов». Сейдам приносили жертвы и считали, что они тоже помогают на промысле. Домашним духом- покровителем считался «Пырт-хозин» («хозяин дома») — домовой, местопребывание которого—камелек.

Таким образом, в лопарской религии мы видим отражение того своеобразного исторического положения, в котором находился этот народ; сохраняя примитивный промысловый уклад хозяйства, лопари в то же время находились под влиянием своих более культурных соседей. С этим и связано наличие в их религии и примитивных черт промыслового семейно-родового культа и более развитых форм сложной мифологической системы политеизма; поверх всего этого нало¬жило свой отпечаток христианство.

Художественное творчество и культурное развитие. Народное творчество у лопарей также отражает эти сложные, противоречивые влияния. Их фольклор довольно разнообразен. В нем можно найти целый ряд жанров. Во-первых, сказки: о животных, волшебные, сказки бытового характера. Затем героические или эпические сказания, отражающие прошлое народа, войны с соседями и т. д.; лирические песни; рассказы о шаманских подвигах и чудесах, о знаменитых нойдах. В более новых фольклорных текстах сильнее сказывается русское влияние.

В изобразительном искусстве наиболее интересно отметить орнамент довольно простой геометрической формы, но своеобразный, с частыми мотивами креста, в том числе гаммированного. Им украшались главным образом предметы одежды.

Культурный уровень лопарей до революции был низким. Никто почти не знал даже простой грамоты.

Сейчас введено всеобщее обязательное обучение, школы имеются в каждом селении. Есть саамы, получившие высшее образование, учителя, агрономы, советские и партийные работники. В лопарских селениях широко распространено радио. Кочевые становища обслуживаются «Красными чумами».

В этот день:

Дни смерти
1935 Умер Васил Николов Златарский — крупнейший болгарский историк-медиевист и археолог, знаменитый своим трёхтомным трудом «История Болгарского государства в Средние века».

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 09.03.2019 — 09:01

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014