Лебедева М.Л. Зимнюкова Г.С. Жизненный путь Джованни Бельцони

История путешествий является важной частью научного творчества, частью истории культуры. «Путешествие — один из величайших факторов развития культуры», — отмечал выдающийся историк И. М. Гревс [4, с. 3]. Оно выступает на всех этапах развития истории стержневой частью культуры. Путешествия способствовали формированию системы географических и страноведческих знаний, взаимообогащению разных культур. В исторической науке путешествие как часть исторического познания было до определенной степени обойдено вниманием.

Предметом нашего внимания является всестороннее изучение жизненного пути итальянского путешественника Джованни Баттиста Бельцони. Без научных исследований Бельцони египтология была бы лишена ценнейших материалов, большая часть которых могла пропасть бесследно и навсегда. «Это был один из самых замечательных людей за всю историю египтологии», — отмечал Говард Картер — английский археолог, который приобрел всемирную известность благодаря открытию гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году.

Проблемы истории и культуры стран Востока, их влияния на историческое развитие человечества в целом, всегда представляли интерес для европейских ученых и продолжают волновать их и сейчас, обозначая новые вопросы и ракурсы изучения. Вся мировая история представлена включенностью народов, стран и регионов нашей планеты в определенную совокупность, представляющую собой общецивилизационный поток. Этот поток определяется сочетанием неповторимых ценностных составляющих, традиций, культурного опыта, накопленного в течение всего исторического процесса. К сожалению, мирное «течение» этого потока постоянно прерывается разного рода конфликтами, отражающими определенное противостояние Запада и Востока. Поиски путей урегулирования конфликтов, грозящих человечеству гибелью, лежат через познание чужеземных культур в их историческом развитии, поэтому важным представляется обращение к нашему далекому «детству» — эпохе возникновения цивилизаций, которую историки обозначают понятием «Древний Восток» [5, с. 3-4].

Одной из самых притягательных и таинственных древневосточных цивилизаций является Египет, «который был отцом европейской государственности, европейского искусства, многих явлений нашей религиозной жизни и быта» [6, с. 189].

Однако познание этой цивилизации требует значительных усилий. Отечественные историки Г. А. Белова и Т. А. Шеркова, подчеркивая привлекательность путешествий в загадочную долину Нила, отмечали в этой связи: «Древний Египет не торопится на свидание — священным свитком он упрятан в футляр ночных … коттеджей Гелиополя, охраняемый седобородой цитаделью Каира» [2]. Древний Египет не оставил собственной истории. его историю приходится реконструировать [4, с. 20-59]. Путешествия — это начальный источник развития науки.

Джованни Баттиста Бельцони (Giovanni Battista Belzoni) родился в Италии (15 ноября 1778, Падуя — 3 декабря 1823, Гато (Бенин)) в семье бедного цирюльника, происходившего из старинного римского рода. Воспитывался в Риме, подготавливаясь к духовному званию. Бельцони писал: «Мой родной город — Падуя» [8, с. 6].

Падуя — это старинный город, расположенный в Северной Италии. Многие столетия сюда едут паломники, студенты и любители изящных искусств. Город вырос в IV веке до н. э. из рыбацкой деревушки. В 45 г. до н. э. Падуя вошла в состав Римской империи. В 1222 году в Падуе был основан Университет, второй в Италии, куда приезжали преподаватели и студенты со всей Европы. Главенство семьи Da Carrara закончилось в 1405 г.: в городе установилась власть Венеции. В XVI веке в Падуе продолжалось строительство: Palazzo del Capitanio, базилика S. Giustina, Кафедральный Собор, Ботанический сад, анатомический театр и Palazzo del Bo, где преподавал Галилео Галилей. После падения Венецианской республики (1797 г.) и периода правления Наполеона Падуя перешла в руки Австрии (1813) и принадлежала ей до 1866 года, когда город был аннексирован Итальянским Королевством. Новый период экономического роста начался в первые годы XX в., в период между двумя мировыми войнами рост еще усилился, а за последние тридцать лет Падуя стала одним из важнейших центров Северо-Восточной Италии.

Английский исследователь Вильсон Дишер писал об этом городе: «Вдоль проселочных дорог и через деревенские улицы небольшой поезд от венецианской лагуны, продвигающийся из Malcontenta, скрипит к конечной остановке в Падуе. Желтые табачные поля, молочно-белые волы, впряженные в плуги. тонкие, отдаленные, остроконечные колокольни, возвышающиеся с равнин; насосы с маленьким голым мальчиком, находившимся под одним из них, и на канале — человек, запряженный в громадную баржу, с остановившимся неизменным взглядом» [1, с. 9]. Дишер замечает: «Когда вы покинете поезда и железнодорожные линии позади и пройдете современные указатели на перекрестке, ваш первый взгляд на Падую — это улица, названная по имени Бельцони — имя, выжженное на саркофаге в Коллекции Соуна (Soane) и вырезанное на пьедестале в Британском Музее большинство падуанцев были названы в честь Джованни Баттиста» [1, с. 9-10]. Английский исследователь подчеркивает популярность имени Баттиста для итальянского города Падуя, отмечая вклад этого искателя египетских древностей и исследователя Египта в историю египетской археологии.

Бельцони продолжает в своем дневнике: «Я из римской семьи, переселившейся сюда много лет назад» [8, с. 6]. После завоевания страны Наполеоном в 1798 г. Джованни покинул родину, отмечая, что положение и проблемы Италии в 1800 годы были так хорошо известны, не нуждались в его комментариях, именно они заставили Бельцони уехать; и с этого времени он посетил разные части Европы, испытал многие перемены.

Большую часть юношеских лет он провел в Риме, где жили его предки. Город Рим — столица одной из самых могущественных древних цивилизаций. Это один из старейших городов мира, «вечный город». Рим богат историческими, художественными и духовными ценностями. Являясь в прошлом столицей наиболее обширной античной империи, Рим сегодня и уже много веков является столицей христианства и духовным центром католической религии. Рим — это город, который привил вкус Джованни Бельцони к красивым памятникам и древностям старины.

В Риме, в возрасте 16 лет, Джованни Бельцони стал изучать гидротехнику. «Стена, которая теперь имеет мемориальную доску, чтобы ознаменовать его, была перед парикмахерской, которой управлял отец Бельцони» [1, с. 10]. Бельцони писал о себе: «Я подготавливал себя, чтобы стать монахом, но внезапное вторжение французской армии в этот город внесло изменения в мое обучение, и, будучи предназначенным к путешествиям, я был странником с тех пор. Моя семья иногда снабжала меня денежными средствами; но так как родители не были богатыми, я не мог стать обузой для них, и замыслил жить на мои собственные усилия и на немногие знания, которые я приобрел в различных областях. Я стал заниматься гидравликой, обратил свое внимание на науку, которую изучал в Риме» [8, с. 6]. Именно эта наука была последней и главной причиной, по которой Джованни Бельцони позже отправится в Египет, пытаясь устроить свою судьбу.
Через несколько лет Бельцони бросил увлечение гидротехникой, ушел в монастырь, где пробыл недолго. В 1797 году Рим захватили французы. Бельцони меньше всего хотел попасть во французскую армию, а потому, оказавшись в рядах армии, вскоре дезертировал, поспешив в Париж, а затем в Голландию.

В 1803 году, в возрасте 25 лет, он приехал в Англию. Несколько лет Бельцони странствовал по Англии со своей труппой в качестве актера и фокусника, выступал в шалаше на ярмарке «Бартоломеу» (Смитфилд). Его называли «Патагонским Самсоном». Бельцони поражал своими размерами: его рост равнялся 7 футам (2 м 13 см), хотя, скорее всего, это преувеличение. Доподлинно известно, что он был на несколько дюймов выше, чем его брат Франческо, рост которого составлял 6 футов и 1 дюйм (1 м 85 см). Братья производили внушительное впечатление в эру, когда рост среднего англичанина не превышал 5 футов (1 м 52 см) [6, с. 86].

Поражала также и могучая сила Джованни. Природа наградила его широкоплечими мощными плечами и длинными мускулистыми руками. Видимо, можно говорить о влиянии столь внушительной внешности силача и восточного властителя на умение вести диалог, договариваться с арабами, внушая тем самым авторитет, понимая под этим нечто среднее между уважением и страхом.

Кульминацией его выступления был номер с поднятием специально сконструированной железной рамы, на которой сидели 12 человек сразу. 12 взрослых мужчин вставали друг на друга в виде пирамиды. «Упряжь весила сто двадцать семь фунтов (127 фунтов — примерно 57 кг). Она состояла из железной рамки снаряженной выступом, на который 10 или 12 участников этого мероприятия могли усесться, и все это выглядело, как канделябр. Затем деликатно, с двух краев держа флаг, Бельцони прохаживался по сцене с тремя четвертями тонны массы людей, зависимых от его широких плеч. Когда он спускался вниз, чтобы быть увиденным с рамп (рампа — осветительное устройство в театре и на эстраде, размещаемое на авансцене по ее переднему краю; огни рампы освещают сцену, артистов и декорации спереди и снизу — прим. авт.), не видно было, чтобы хоть одна мускула дрожала, не было страдальческой взгляда на его красивом лице. Красота выступления Бельцони происходила из легкости, с которой он выполнял это» [10, с. 33].

Желание путешествовать «началось в день, когда он открыл для себя Робинзона Крузо, который вырос в Англии, но рано решил путешествовать» [1, с. 10]. К сожалению, Бельцони не упоминает, в каком возрасте произошла его встреча с книгой о приключениях моряка, который попал на необитаемый остров из-за кораблекрушения. Упоминание об этой книге доказывает нам, что этот отчаянный циркач был великим романтиком, и поэтому мы не склонны видеть в нем исключительно «шакала пустыни», который охотился за древностями только ради наживы.

К этому времени Бельцони женился на Саре Банне, ирландке или англичанке неизвестного происхождения [6, с. 87-88]. Сара была опорой мужу во всех начинаниях (хрупкого телосложения, она однажды даже стояла на самом верху пирамиды из людей, храбро махая флагом). Она была счастлива пройти с ним жизненный путь, без детей, часто живя одна, всегда готовая отправиться в путешествие — она была ему идеальной женой. Этот союз оказался на редкость удачным, Сара поддерживала своего супруга и вместе с ним разделяла все невзгоды.

После 9 лет, проведенных в Англии, семья Бельцони — Джованни, Сара и их слуга Джеймс Куртин — отправились в Южную Европу. В 1811 году они путешествовали по Португалии и Испании, затем шесть месяцев жили на Мальте. Здесь случай свел Бельцони с египетским капитаном Исмаилом Гибралтаром, доверенным лицом хедива (наместника Египта) Мухаммеда Али, который подыскивал для службы в Египте образованных и энергичных людей. Узнав, что в Египте до сих пор, как во времена фараонов, используют примитивные водоподъемные устройства, Бельцони представился Гибралтару как инженер-гидравлик и предложил ему свой «необычайно производительный водяной насос». В результате он получил приглашение посетить Каир и построить там действующую модель насоса. «Тут-то Бельцони и настигла его судьба — египтология» [6, с. 88].

Знаменитый хедив Египта Мухаммед Али был заинтересован в приобретении новых водоподъемников, а Джованни в свое время интересовался гидравликой, и потому почувствовал для себя здесь «хорошие деловые возможности» [6, с. 88].

Мухамед Али-паша (1769-1849) — хедив Египта, родился в албанской семье в Македонии. В качестве начальника албанского военного отряда был послан османской администрацией в Египет в 1798 году для войны против французов; в 1805 году был назначен пашой и хедивом (наместником, вицекоролем) Египта. В 1807 году в ходе англо-турецкой войны разбил и выгнал из Египта 5-тысячный британский корпус. В личных отношениях, особенно с европейцами, Мухаммед Али производил впечатление мягкого человека, не чуждого гуманности. Простота и доступность в обращении и частной жизни, презрение к условностям восточного этикета, прекрасно уживавшиеся в нем с властолюбием и честолюбием, импонировало общавшимся с ним европейцам. Он проводил реформы в армии, полиции, государственном устройстве и пр., имевшие целью сделать из Египта европейски цивилизованную страну.

19 мая 1815 года Бельцони покинул Мальту и смело отправился в опустошенный чумою Египет, где оставался с семьей до 1819 года. Бельцони замечает: «Здесь меня посетила фортуна стать открывателем многих останков древности этой древней нации. Я преуспел в открытии погребений двух известных пирамид Гизы, нескольких гробниц царей в Фивах, прославленного бюста молодого Мемнона, который я вывез из Фив (сейчас он находится в Британском музее); и алебастрового саркофага, найденного в гробнице царей, который тоже движется в Англию» [8, с. 7].

Покушение на его жизнь заставило его покинуть Египет. Столкнулись интересы конкурентов — Бельцони и Дроветти.
Бернардино Дроветти — офицер французской армии, генеральный консул Франции в 1810-1815; 1820-1829 гг. Он входил в круг доверия хедива Мухаммеда Али. Дроветти нанял постоянную команду для поиска и вывоза предметов древностей и сам не упускал возможности поучаствовать в раскопках. Плоды его исканий составляют в настоящее время основу египетских коллекций в Турине, Париже и Берлине. Вначале Дроветти был добрым другом Бельцони, но вскоре стал соперником. Команда Бельцони (он сам, супруга и слуга) путешествовала под британским флагом, а Дроветти симпатизировал Франции [6, с. 91-92].

Находясь в Луксоре, Дроветти заявил от имени Франции права на монумент «Молодого Мемнона». Бельцони нужно было действовать быстро [6, с. 121]. Он доставил обелиск в Луксор, чем заметно разозлил французов и их сторонников. Поначалу Джованни посчитал это забавным, но когда на его слугу напали, а один из людей Дроветти стрелял в самого Бельцони, он впал в ярость. Неожиданно Луксор стал слишком опасным местом. Семья путешественника отплыла с обелиском и записями, сделанными в гробнице Сети I, алебастровым саркофагом и крышкой саркофага Рамзеса III на север.

До своего отъезда в Европу Бельцони предпринял еще одно путешествие к берегу Красного моря, во время которого открыл смарагдовые копи в Цубаре и развалины древней Береники, а оттуда отправился в оазис Сива для исследования развалин храма Амона. Путешественник писал: «Около второго порога Нила я открыл храм Абу-Симбел» [8, с. 8].

Абу-Симбел — это скала на западном берегу Нила, в которой в 1257 г. до н. э. были высечены два знаменитых древнеегипетских храма (Большой и Малый). Они являются свидетельствами победы фараона Рамсеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей жене Нефертари. Только 2 раза в году (22 февраля и 22 октября) лучи восходящего солнца проникают сквозь все помещения храма и освещают статуи фараона и трех богов, высеченные в последнем зале-святилище.

«Затем отправился в путешествие к берегам Красного Моря, в город Беренику (Berenice) … затем поехал в Европу после двадцатилетнего отсутствия, вернулся на родную землю, и к семье, откуда отправился в Англию. По приезде в Европу, я обнаружил как много ложных сведений были даны обществу по моим работам и открытиям в Египте. Моей обязанностью стало опубликовать настоящие факты; и если кто-либо подвергает сомнению их правильность, я надеюсь, что они сделают это открыто, чтобы я мог быть в состоянии доказать правоту своих утверждений» [8, с. 8]. Эти мысли Бельцони очень важны для понимания его жизненных принципов. Видимо, именно в это время итальянский путешественник и искатель древностей начинает записывать свои заметки и воспоминания относительно увиденного в Египте.

В сентябре 1819 года он вернулся в Европу со своей женой, которая мужественно сопровождала его во всех поездках и странствиях. Сначала они отправились в Италию, где Джованни впервые за 19 лет посетил свой родной город. Там ему устроили грандиозный прием — поблагодарили за подарок в виде двух статуй Сехмет.

С марта 1920 года семья Бельцони живет в Лондоне. Газета «Таймс» написала о его приезде: «Прославленный путешественник мистер Бельцони прибыл в столицу после десятилетнего отсутствия, пять лет из которых он провел в поисках любопытных предметов древности в Египте и Нубии. Отчет мистера Бельцони об открытиях, сделанных им в Египте, Нубии и оазисе будут опубликованы настолько скоро, насколько это возможно. Как только найдется подходящее место, будет построена модель прекрасной гробницы, обнаруженной мистером Бельцони в Фивах» [6, с. 123]. Эта статья в «Таймс» показывает интерес, который вызывали у широкой публики древнеегипетские памятники и достижения Бельцони по их «добыче».

Некоторое время он путешествовал по европейским столицам. 1 мая 1821 года в Лондоне Бельцони организовал выставку своих египетских трофеев, которая имела у публики огромный успех. Специально к ее открытию Бельцони выпустил книгу «Описание деяний и последних открытий в пирамидах, храмах, гробницах и при раскопках в Египте и Нубии; а также путешествия к побережью Красного моря в поисках древней Береники и в оазис Юпитера Амона», которая и сегодня читается как приключенческая повесть. Приложением к книге являлся том, содержащий в себе 44 раскрашенных рисунка на меди [8]. Как отмечает Джойс Тилдесли, в книге «присутствуют некоторые огрехи, присущие написанной на скорую руку автобиографии» [6]. Однако, продолжает английский археолог, «многочисленные пропуски, ошибки, странный язык и необъективность вовсе не уменьшают, а наоборот, прибавляют книге очарование» [6, с. 124].

В первый день работы выставку посетили 1900 человек — это колоссальный успех для того времени, если учесть, что на ней не были представлены знаменитые памятники типа бюста Нефертити или Моны Лизы Леонардо да Винчи. Египетскую галерею оформил архитектор Питер Робинсон, который сконструировал высокий фасад египетского храма и поставил его среди домов и магазинов на Пиккадилли в центре Лондона.

Галерея оказалась прекрасным местом для представления коллекции Бельцони. Ее основой стали экспонаты из гробницы Сети I. Гробница Сети, который правил Египтом 1313-1292 гг. до н. э., часто называемая «гробницей Бельцони», вырублена в скале. Она имела 6 лестниц, 4 колонных зала и 16 других помещений. Гробница Сети I впечатляет не только своими масштабами, но и стенами, расписанными изображениями и иероглифами. В настоящее время выяснено, что длина гробницы составляет 136 м. Согласно данным Джованни Батиста Бельцони, нашедшего ее в 1817 году, ее размер составлял 100 м в длину. Бельцони обнаружил в гробнице также сотни деревянных фигурок, останки забальзамированного быка, царский алебастровый саркофаг в форме человека, покрытый рисунками и стихами из «Книги Врат»), статую богини Сехмет с львиной головой (Сехмет (Сохмет «могучая») — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха. Сехмет — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона. Множество ее статуй находились некогда в комплексе Карнакского храма — одну из них и вывез Бельцони (А. С. Норов такую же привез в Россию, в настоящее время она находится в Эрмитаже), мумии, папирусы, терракотовые статуэтки из Фаюма. После закрытия выставки часть ее экспонатов Бельцони продал с аукциона частным лицам. Другая часть коллекции Бельцони пополнила египетскую галерею Британского музея. Бельцони, который всегда хорошо ладил с людьми, имел большой успех. Бельцони прославился и мог наслаждаться лаврами, но вскоре его «опять одолела тяга к путешествиям» [6, с. 125].

В 1822 г. он отправился в Россию, где встретился с императором Александром I. Затем вернулся в Лондон, по дороге заехав в Финляндию, Швецию и Данию. В Париже он снова открыл выставку, но эта экспозиция не имела столь большого успеха, как в Лондоне.

Поскольку Египет для Бельцони был закрыт (конкуренция с Дроветти), он отправился в новое путешествие: по реке Нигер, на поиски исчезнувшего города Тимбукту. Со времени Средневековья о Тимбукту в Европе было известно как о сказочно богатом городе. В конце XVIII века европейские исследователи предприняли несколько попыток обнаружения когда-то крупнейшего в Сахеле торгового центра. Среди путешественников, дошедших до этого города, называют Мунго Парка, Гордона Ленга, Рене Кайе, Роберта Адамса, Генриха Барта, Оскара Ленца, Кристобаля Бенитеса. Среди людей, побывавших и, соответственно, обнаруживших этот город, не называют итальянского путешественника Джованни Бельцони. Может, в этом и сказывается неоднозначность отношения как современников, так и последующих исследователей к имени Бельцони, его открытиям и оставленным воспоминаниям?

Археолог Тилдесли сообщает нам, что Бельцони достиг только Бенина (но не города Тимбукту), где заболел дизентерией. Он умер 3 декабря 1823 года неподалеку от Тимбукту, близ деревни Гвато.

Оригинальные изображения, открытые Джованни Бельцони в египетской царской гробнице, были изданы его женой Сарой в Лондоне в 1829 году. Она, привыкнув к долгим разлукам, за которыми всегда следовала счастливая встреча, отказывалась верить в то, что ее любимый «мистер Джованни» никогда не вернется. Сара осталась без средств к существованию. Только в 1851 году, когда жила в Брюсселе, ей назначили британскую государственную пенсию в размере 100 фунтов в год. Сара Бельцони умерла на Нормандских островах 12 января 1870 году, пережив своего мужа на долгие 47 лет.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники и литература представляют основные вехи жизни Бельцони достаточно хаотично и неполно.

Жизненный путь Джованни Бельцони был определен им еще в начале его становления. С детских лет он обозначил свое предназначение — путешествия. На протяжении значительной части своей жизни Бельцони исследует «землю папируса и лотоса» [6, с. 7]. Знакомство с книгой о Робинзоне Крузо позволило Джованни окунуться в мир захватывающих путешествий и соединить воедино характеристики романтика и открывателя.

Одновременно с пониманием истории приходит осознание значимости максимально тщательных и осторожных раскопок, надлежащего хранения найденных древностей, записей и публикаций. Английский археолог Тилдесли пишет: «Археолог в ответе и за прошлое, и за будущее» [6, с. 287]. Путешествия способствовали возникновению новых очагов цивилизации. С путешествиями человека часто связано появление сходных культур на различных континентах. Воспоминания Бельцони относятся к литературе путешествий, центральная тема которой — странствия.

Изучение жизни Джованни позволило нам иначе посмотреть на этого человека, искателя древностей. Он был человеком своей эпохи, может, в какой-то степени и авантюристом. Однако он понял важность и необходимость записывания увиденного, что, несомненно, определило его значимый вклад в развитие как египетской археологии, так и египтологии в целом. На протяжении столетий в Египте сложилась своеобразная культура, которая, благодаря открытиям великих искателей, в том числе и Джованни Бельцони, стала известной и признанной во всем мире. Итальянский путешественник на основе эмпирических наблюдений, записанных в его воспоминаниях, позволил получить нам новые знания о Египте, одной из древнейших восточных цивилизаций, по-прежнему представляющей интерес для историков, египтологов, археологов и иных специалистов областей знания.

1. Белова Г. А., Шеркова Т. А. Русские в стране пирамид. Путешественники, ученые, коллекционеры. М.: Алетейа, 2003. 272 с.
2. Берлев О. Д. Источниковедение Древнего Египта // Источниковедение истории Древнего Востока; под ред. В. И. Ку- зищина. М.: Издательство «Высшая школа», 1984. С. 20-59.
3. Воронкова Л. П. История туризма: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. С. 88-128.
4. Зимнюкова Г. С., Лебедева М. Л. У истоков египтологии: Джованни Бельцони: монография. М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2011. 112 с.
5. Тураев Б. А. Древний Египет: науч.-попул. очерк. СПб.: Журн. «Нева»: Лет. сад, 2000. 189 с.
6. Тилдейсли Джойс. Египет. Возвращение утерянной цивилизации. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. 320 с.
7. Федорова И. В. «Путешествие в Святую землю и Египет князя Николая Радзвилла» в русской литературе XVI-XVIII века: автореф. дис. … канд. фил. наук. СПб., 2000. 24 с.
8. Belzoni G. B. Narrative of the Operations and recent discoveries within the pyramids, temples, tombs and excavations, in Egypt and Nubia; and of a journey to the coast of the red Sea, in search of the ancient Berenice; and another to the oasis of Jupiter Ammon. Second Edition. London, 1821. 484 p.
9. Mayes Stanley. The Great Belzoni: The Circus Strongman Who Discovered Egipt’s Ancient Treasures. London, 1959. 344 p.
10. Willson Disher М. Pharaoh’s Fool. Melbourne, Heinemann 1957. 252 р.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 05.11.2017 — 19:17

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014