К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»
1. Н.К. Рерих — выдающийся ученый и талантливый художник — часть жизни посвятил исследованию археологических памятников Европы, Азии и Америки. Раскапывая древние курганы и поселения, открывая новые наскальные изображения, он внес огромный вклад в изучение истории народов разных стран, — их быта и верований. На уровне археологической техники того времени его раскопки были передовым достижением и Николая Константиновича можно по праву причислить к крупным деятелям археологической науки. Процесс проведения Рерихом раскопок отличает четкая фиксация и детальное, полное описание и интерпретация всех вещественных источников, обнаруженных при исследовании археологического памятника. Одним из таких источников для Рериха, несомненно, являлись древние керамические изделия.
2. Возникновение керамического производства Николай Константинович относит к эпохе неолита. В статье “Радость искусству” он пишет: ”Выдвигается новое искусство — гончарство, богато украшенное”. Таким образом, Рерих обращает внимание на древнюю керамику не с позиции ее функционального назначения, а скорее как на произведение искусства, созданное человеком (то есть с культурологической точки зрения).
В своих работах — статьях, отчетах об экспедициях и разведках — Н.К. Рерих подробно рассматривает, в основном, керамику европейской части России, находит ей аналогии, сравнивает с коллекциями других ученых-археологов.
3. Уделяя немало внимания технологическому процессу изготовления керамики древним мастером, Николай Константинович особо останавливается на орнаментации сосудов. ”Две основы орнамента — ямка и черта… Соединение этих основ дает всякие фигуры; от их качества зависит самый характер узора… Работают пальцы, ногти; идет в дело орнамента все окружающее: перья, белемниты (чертовы пальцы), веревки, плетенья, наконец выбиваются из камня особые штампы для узоров” (Рерих, 1908). Орнаментация сосудов, считал Николай Константинович, претерпевала изменения в разные эпохи. Сначала керамика была богато украшена различными узорами, но в эпоху переходную к металлу “гончарство … теряет свое разнообразие, а орнаменты иногда нисходят до фабричного штампования тканями и плетениями” (Рерих, 1908). Применение ткани при изготовлении сосудов Рерих связывает с необходимостью увеличения производства керамических изделий.
Однако, в древности керамику не только орнаментировали, но и окрашивали в разные цвета. Причиной этого, по мнению Рериха, было стремление каждого мастера к самобытности. “…Человеку, — отмечает Н.К.Рерих, — мало разнообразия узоров. Он находит растительные краски, чтобы дать еще более особенности своему изделию … Сосуды красятся сплошь узорами” (Рерих, 1908).
Николай Константинович постоянно подчеркивал своеобразие каждого керамического изделия: ‘‘В многотысячных собраниях предыдущих эпох вы не найдете ни одного точного повторения вещи … Всякий стремится украсить свои сосуды чем-то особенным, сделать их более ценными, более красивыми, более нужными” (Рерих, 1908).
Рерих был убежден, что семантика орнаментации керамики несомненно являлась отражением культуры народа в целом. Поэтому “те же украшения богато украшали и одежду, и тело, и разные части деревянных построек, все то, что время истребило. Те же орнаменты вошли в эпохи металла” (Рерих, 1908 ).
4. Как мы уже отмечали, система отбора археологических источников была скорее отражением философских и культурологических взглядов Н.К. Рериха. Вещественные источники служили ему опорой для проведения реконструкции быта и идеологии живших ранее народов. С этой точки зрения интересно рассмотреть вопрос о роли керамики в погребальной обрядности.
Реконструируя обряд погребения племени водь, где преобладало трупосожжение, Рерих пишет: «Посередине посажен покойник, голова бессильно ушла в плечи, руки сложены на ноги. Сбоку копье и горшок с кашей”. Таким образом, Николай Константинович высказывает мнение о том, что наличие керамических изделий в курганах указывает на наличие у води представлений “о жизни после смерти”,выражавшееся в обеспечения умершего пищей и оружием. Глиняная посуда использовалась также при поминании сородича: ”Идет тризна. Заколот козленок, над огнем медные котлы подвешены … Звенят о кости ножи, брякают черепки горшков” (Рерих, 1898).
5. Керамический комплекс являлся для Рериха-ученого, безусловно, также одним из факторов определения культурной принадлежности и датировки памятника: “Особо заметим осколки гончарства. В них — все будущее распознавание племен и типов работы” (Рерих, 1998 ). Основным методом, который Николай Константинович при этом использовал, был метод аналогий. Так, в “Экскурсии Археологического Института 1899 г. в связи с вопросом о финских погребениях С.-Петербургской губернии” он пишет:”… По найденным предметам (бусы, браслеты, кольца, перстни, горшки, топор, дротик) исследованные насыпи принадлежат к XII в. и отчасти переходному времени XIII в. На детальной характеристике предметов останавливаться излишне, ибо все они представляют ремесленные типы, хорошо известные по аналогиям в атласе раскопок Ивановского” (Рерих, 1900). Датировку слоев при раскопках древнего Новгорода Н.К. Рерих основывал на типологии вещей известного российского археолога А.А. Спицына: “Можно думать по черепкам, что мы находимся в ХIII в. Может быть даже раньше, так как А.А. Спицын не раз отодвигал датировку гончарных форм и орнаментов. Горшки такие же, как на Днепре под Смоленском, в славном варяжском гнезде в Гнездове” (Рерих, 1911).
Таким образом, можно сделать вывод, что среди множества вещественных источников, характеризующих древние культуры, Рерих использовал керамический материал как дополнительный для воссоздания картины быта и культуры народов исследуемых территорий. К сожалению, многие материалы раскопок, и собранные Н.К. и Ю.Н. Рерихами коллекции хранятся за пределами нашей страны, поэтому трудно более полно осветить взгляды Николая Константиновича на данный вопрос. Это является целью нашего дальнейшего исследования.