Л.М. Плетнева — Взаимодействие культур в период тюркизации в Томском Приобье

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»

Исследователи: археологи, антропологи, лингвисты и этнографы неоднократно обращались к проблеме миграций тюркского этноса на территорию Томского и Среднего Приобья. (Дульзон А.П., 1952, 1953,1960; Могильников В.А., 1973, 1960, 1981, 1984; Розов Н.С., 1947, 1961; Дремов В.A., 1969, 1973, 1979, 1984, 1984а; Томилов H.A., 1983).

Накопленные в последние годы археологические источники позволяют вновь обратиться к этому вопросу и внести некоторые дополнения.

[adsense]

Причинами миграций тюркского населения в Томское и Среднее Приобье были социально-экономический и политический факторы. Исходя из сложившегося хозяйственно культурного типа, тюрки осваивали, прежде всего, те районы, экологические условия которых позволяли вести то же хозяйство, что и на прежней территории. Этим условиям отвечал климат Томского Приобья. Находясь на границе леса и лесостепи, этот район при любых изменениях климата имел более благоприятную обстановку для проживания и ведения хозяйства, чем районы, расположенные в зоне леса или степи (Косарев М.Ф., 1984).

Тюркизация Томского и Среднего Приобья заняла продолжительный период. Следствием ее явилось формирование тюркоязычного населения: томских татар-эуштинцев, чулымских тюрок и, возможно, обских татар.

В Томском Приобье этот процесс прошел несколько этапов. Первый этап — вторая половина VII-VIII вв. На юге Сибири складываются первые государства. Завоевательная политика тюркских каганов привела в движение многие народы и способствовала расширению торговых связей с окружающим миром. В Томском Приобье наблюдается традиционная связь с югом. Появляются предметы тюркского облика: поясные наборы, одинаковых форм наконечники стрел.

Население VII-VIII вв. в Томском Приобье было, видимо, самодийским с прослеживающимся тюркским влиянием, а возможно, и с отдельными вкраплениями тюркского этноса, что отмечал В.А. Могильников (1980). Подобный процесс происходил в это время в Новосибирском (Троицкая Т.Н., 1979) и Среднем Приобье (Могильников В.A., 1984).

Второй этап мы относим к IX-X вв. На юге Западной Сибири это период сложения и расцвета сросткинской культуры, носителей которой связывают с кыпчако-кимаками (Савинов Д.Г., 1984, с. 181) Их соседями на Северном Алтае были алтае-телесские тюрки, входившие в это время в состав государства енисейских кыргызов. В Хакасско-Минусинской котловине сложилось могущественное государство енисейских кыргызов. Завоевания приняли более широкий размах.

В Томском Приобье есть памятники, отнесенные исследователями (Могильников В.A., 1983, с. 88; Савинов Д.Г., 1934, с. 147) к сросткинской культуре. Это часть погребений из могильников у д. Еловка (Матющенко В.И., Старцева Л.М., 1970) и Басандайки (Басандайка, 1947). Особенностями этих погребений являются: трупоположения с сопроводительным захоронением либо целого коня, либо черепа и конечностей. Кроме названных памятников в Томском Приобье есть другие тюркские погребения, совершенные по обряду трупосожжения: это погребение в Архиерейской заимке, (Плетнева Л.М., 1984). Здесь прослеживаются те же культурные традиции тюркского этноса, которые были характерны для второй половины VII-VIII вв. Из исследования источников вытекает, что в Томское Приобье в IX-X вв. проникало тюркское население двух культур: сросткинской и кыргызской.

Третий период падает в основном на XII-XIII вв., возможно,
ХIV в. Томское Приобье в это время по-прежнему связано с политическими событиями на юге. Монгольские завоевания существенно изменили политическую карту. В Томское Приобье продолжают вливаться тюркские группы населения. Памятниками этого времени являются курганная группа у устья М.Киргизки и Астраханцевская курганная группа, материалы о которых получены в последние годы из раскопок Л.М. Плетневой, а также группа погребений из Басандайского могильника. Во всех могильниках выделяются погребения воинов-всадников с захоронением коней — чаще всего это череп, положенный на конечности. Воины-всадники на всем протяжении рассматриваемого периода являлись элитарной прослойкой общества. О контактах местного населения и пришлых тюрков свидетельствуют захоронения в Астраханцевском могильнике, где большинство захоронений произведено по местному обряду с традиционной керамикой, меньшая часть погребений типично тюркская.

Археологические свидетельства постоянного проникновения тюркского компонента на территорию Томского Приобья и длительного контакта местного населения с тюрками подтверждаются данными антропологии. Так, В.А. Дремов отмечал, что черепа из Басандайки имеют несомненное сходство с черепами тюрксках кочевников предгорного Алтая, Кузнецкой котловины и Енисея (Дремов В.A., 1969, с.147). Черепа из могильников ХVI-ХVII вв. Томского Приобья принадлежат ближайшим предкам татар-эуштинцев. Они сближаются с черепами Басандайки и Алтае-Саянского нагорья. Это сходство, по мнению В.А. Дремова, свидетельствует о проникновении групп населения на нижнюю Томь из южных районов (Дремов В.A., 1969, с. 147-148; 1979, с. 19-20). В результате длительных контактов тюркского и местного населения к XVI в. произошло изменение антропологического типа, усвоение языка пришельцев, сложилась единая культура, основой которой была местная.

Поздние археологические памятники (ХVI-ХVII ви,) отражают взаимодействие культур и характеризует культуру этнографической группы сибирских татар-эуштинцев.

[adsense]

Подводя итог, следует отметить, что на примере Томского Приобья прослеживается длительный процесс сложения тюркского этноса в этом районе, который сохранил до настоящего времени некоторые черты в традиционной культуре, уходящие своими корнями в I тыс. н. э.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014