Кызласов И.Л. Средневековая Евразия в свете новых открытий

К содержанию 215-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Основное развитие археологической медиевистики, изучающей степи Евразии, в 50-90-е годы XX столетия шло в Отечестве путем выявления новых культур и прояснения конкретных вопросов их возникновения, хронологического (поэтапного) развития, географического распространения и иных особенностей существования (Археология СССР, 1981). Именно эта скрупулезная работа, проводившаяся в Южной Сибири Хакасской археологической экспедицией, руководимой Л.Р. и И.Л. Кызласовыми, подготовила три особенно важных открытия, сделанных в последнее десятилетие прошедшего века в области средневековой археологии. Одно из них затрагивает средневековую историю всего Старого Света, два других — только широтно расположенную срединную полосу Евразийского материка.

1. СЕВЕРНОЕ МАНИХЕЙСТВО

Обнаружено широкое распространение в Южной Сибири одной из мировых религий средневековья — манихейства.

Возникнув в III в. в Месопотамии, одно из самых книжных и энциклопедических учений Востока распространилось от Испании до Китая. Манихейство просуществовало, по крайней мере, до XVI в. и всюду было гонимо (Литвинский, Смагина, 1992). Лишь две страны мира во второй половине VIII в. избрали эту религию государственной: Уйгурский и, как выяснено ныне, Древнехакасский (Кыргызский) каганаты. Научной мысли предстоит не только осознать, но и понять этот исторический феномен.

До сих пор наука знала западное и восточное манихейство, теперь открыта его северная, сибирская разновидность. В Хакасии на месте двух обнаруженных городов раскопано 12 храмов и святилищ, соответствующих вавилонским сабейским канонам архитектурного обожествления планет. На р. Уйбате такие храмы сменяли друг друга пять столетий подряд (Кызласов Л.Р., 1998; 1999; 2001). Значение столь длительного духовного центра, действовавшего в сердце раннесредневековой Сибири, трудно переоценить. Исследование этого вопроса отныне составляет самостоятельную задачу в той области науки, которая изучает историю культуры Отечества.

Манихеи всюду проповедовали на национальных языках и, сознательно распространяя грамотность, применяли местные письменности. Новая религия вызвала в Южной Сибири подлинную культурную революцию, поэтому, начиная с VIII в., памятников рунического письма сохранилось так много. Ныне выделено 42 енисейские надписи манихейского содержания (Кызласов И.Л., 2001). Число их непрерывно растет по мере прочтения и обнаружения новых эпиграфических памятников Саяно-Алтайского нагорья и Монголии. Их оставляли и миряне, и приходские проповедники, и миссионеры.

Другое полученное доказательство распространения этой веры в Срединной Сибири и Азии — особые нормы правописания: из манихейской сирийской письменности в руническое письмо была привнесена до того не свойственная ему полногласная орфография (Кызласов Л.Р., Кызла¬сов ИЛ., 1994; Кызласов ИЛ., 1997).

Манихейство, сделавшись официальным вероучением Древнехакасского государства, многие века объединяло народы в его обширных пределах: от Оби до Селенги и от Ангары до Иртыша. Потому воздействие манихейства и поныне заметно в живой культуре не только саяно-алтайцев, но и таежников-кетов, и степняков-монголов {Кызласов Л.Р., 1998; 2001).

2. МНОГООБРАЗИЕ ТЮРКСКИХ РУНИЧЕСКИХ ПИСЬМЕННОСТЕЙ

Классификацией раннесредневековых написаний как восточноевропейской, так и азиатской частей Евразии доказано бытование в то время 7-8 отдельных рунических азбук. Три из них — енисейская, орхонская и таласская — происходят от одного корня и были распространены в Азии, а 4-5 других (применявшихся в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири) имеют совершенно другие истоки {Кызласов И.Л., 1987, 1990, 1994). Убежденность в былом существовании единой орхоно-енисейской письменности VIII-X вв. отныне принадлежит прошлому науки.

Две самостоятельных области возникновения и развития ранних рунических письменностей указывают на древнее разделение тюркоязычных народов Евразии на два культурно обособленных мира. Их истоки и историю науке предстоит отыскать. За самобытными письменными традициями стоят как существенные духовные различия, так и своеобразие существовавших политических формирований.

Сохранение кубанского рунического письма в Волжской Болгарии через столетие после ее мусульманизации, как и применение енисейских рун манихеями Древнехакасского государства, равно указывают на древнюю, глубокую укорененность этих местных письменностей.

Стойкие алфавитные различия свидетельствуют о давнем культурно-политическом самосознании отдельных тюркоязычных народов. Так, строгое разграничение азиатских алфавитов и письменных канонов VIII-ХIII вв. показывает, что Южная Сибирь и Монголия были разделены на два культурных полюса, — так сказать, орхонский и енисейский.

Вероятно, процесс разделения каждого из двух алфавитных стволов — азиатского и евроазиатского — на отдельные рунические азбуки был некогда вызван политическими условиями, сходными с распадом Ахеменидской державы, официальное арамейское письмо которой стало родоначальником ряда самостоятельных письменностей образовавшихся новых государств Сред¬ней Азии: хорезмийской, согдийской, персидской и т.д.

3. ДРЕВНИЕ ХАКАСЫ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Выделение аскизской археологической культуры конца Х-ХVII вв., характеризующей государственную культуру Древнехакасской державы Южной Сибири, приобрело ныне общее евразийское значение.

Аскизские изделия XI — начала ХIII в. обнаружены теперь не только на коренных саяно-алтайских землях, но также в городах и поселениях по всей Руси и Волжской Болгарии, областях мордвы и удмуртов (Кызласов И.Л., 1996; 1997а; 1998; 2000; 2001а; Руденко, 2001; Аскизские древности, 2000). Они связаны с важнейшими торговыми путями и центрами Восточной Европы. Приуралье и Поволжье в ту пору пережили моду на сибирские вещи. Всего этого не могли породить эпизодические торговые связи. В восточно-европейских землях за 200 лет до монгольского нашествия возникли и веками существовали постоянные южносибирские торговые фактории и купеческие городские кварталы. Длительные добрые отношения сибиряков и европейцев сказались в грозные 1236-1242 гг. — застигнутые большой войной в Восточной Европе средневековые хакасы не покинули принявших их городов, а сражались на стороне оборонявшихся (Белорыбкин, 2001).

Письменные и археологические источники свидетельствуют, что международной торговле в Древнехакасском государстве оказывалась официальная поддержка {Кызласов Л.Р., 1984). Совсем неслучайно аскизская культура оказалась в X-XII вв. единственной из раннесредневековых культур Южной Сибири, проникшей в Восточную Европу. Широкая направленность и дальность торговых предприятий Древнехакасского государства, их постоянный, многовековой характер заставляют признать: перед нами — одна из мировых держав раннего средневековья.

Совершенное археологией открытие столь ранних средневековых евразийских связей и особая роль в них Древнехакасского государства, Волжской Болгарии и Руси — новая тема в отечественной медиевистике. Значение ее для изучения истории нашей страны переоценить трудно.

Изложенные новые научные факты требуют обновления подходов к исследованию средневековой и питающей ее древней истории Евразии. Новые задачи столь обширны, что заслуживают внимания всего ученого сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

Археология СССР: Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.
Аскизские древности, 2000. Аскизские древности в средневековой истории Евразии: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конф. Казань.
Белорыбкин Г.Н., 2001. Золотаревское поселение. СПб.
Кызласов ИЛ., 1987. Две группы тюркских рунических алфавитов: Олыт выделения // Задачи советской археологии в свете решений XXVII съезда КПСС. М.
Кызласов ИЛ., 1990. Древнетюркская руническая письменность Евразии: Опыт палеографического анализа. М.
Кызласов ИЛ., 1994. Рунические письменности евразийских степей. М.
Кызласов ИЛ., 1996. Сибирские землепроходцы на Руси // Горный Алтай и Россия: 240 лет. Горно-Алтайск.
Кызласов ИЛ., 1997. Разновидности древнетюркской рунической орфографии: (Отра¬жение манихейской письменной культуры в памятниках енисейского и орхонского письма) // Acta Orientalia. Budapest. Т. L, fasc. 1-3.
Кызласов ИЛ., 1997а. Следы пребывания древних хакасов в городах Руси Х1-Х1П вв. // Памятники старины: Концепции. Открытия. Версии. СПб.; Псков. Т. 1.
Кызласов ИЛ., 1998. Пребывание древних хакасов в Восточной Европе (конец X — нача¬ло XIII в.) // Славяне и их соседи: Тез. конф. М.
Кызласов ИЛ., 2000. Успехи в изучении древнехакасских изделий, найденных на Руси и в Поволжье // Аскизские древности в средневековой истории Евразии. Казань.
Кызласов ИЛ., 2001. Смена мировоззрения в Южной Сибири в раннем средневековье: (Идеи единобожия в енисейских надписях) // Древние цивилизации Евразии: История и куль¬тура. М.
Кызласов ИЛ., 2001а. Аскизская культура Южной Сибири и ее древности в Восточной Европе // Руденко К. А. Тюркский мир и Волго-Камье в XI-XIV вв. Казань.
Кызласов Л.Р., 1984. Торговые пути и связи Древнехакасского государства с Западной Сибирью и Восточной Европой // Прошлое Средней Азии. Душанбе.
Кызласов Л.Р., 1998. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии // Вестн. МГУ. Сер. 8, История. № 3.
Кызласов Л.Р., 1999. Средневековый манихейский храм в котловине Сорга (Республика Хакасия) // РА. № 2.
Кызласов Л.Р., 2001. Сибирское манихейство // Этнографическое обозрение. № 5.
Кызласов Л.Р., Кызласов ИЛ., 1994. Новый этап развития енисейской письменности (ко¬нец XIII — начало XV вв.) // РА. № 1.
Литвинский Б.А., Смагина Е.Б., 1992. Манихейство//Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Этнос, языки, религии. М.
Руденко К.А., 2001. Тюркский мир и Волго-Камье в XI-XIV вв.: Изделия аскизского кру¬га в Среднем Поволжье: Исследование и каталог. Казань.

К содержанию 215-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

В этот день:

Открытия
1934 Экспедиции под руководством французского археолога Андре Парро удалось открыть руины шумерского города Мари.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014