Культурный рост в Средней Азии

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

В истории народов Средней Азии известны выдающиеся деятели культуры, ученые, передовые мыслители, поэты, зодчие. Но им приходилось вести неравную борьбу против сил реакции, мусульманского фанатизма, деспотизма ханов. Сейчас, в эпоху социализма, творческие силы народов получили полный простор для деятельности. В короткое время республики Средней Азии вступили в полосу невиданного расцвета культуры, и эта культура — достояние широких масс.

Специфика культурного строительства в Средней Азии в первые годы состояла в том, что новая советская культура проникала туда в борьбе против реакционной, пропитанной исламом «культуры». Советская школа была не первой формой школы (как, например, на Севере): она должна была вытеснить и заменить собой довольно широко распространенную сеть религиозных школ—мектебов и медрессе, которые имели за собой многовековую традицию и поддержку старого байства и духовенства. Но авторитет советской культуры оказался сильнее их авторитета. Уже через несколько лет влияние мектебов и медрессе стало падать, и они мало-помалу исчезли.

Точно так же и письменность не впервые была принесена народам Средней Азии Советской властью. Письменность существовала у них давно. Но она была доступна лишь немногим — главным образом духовенству, — учившимся в церковных школах. Значительная часть литературы была религиозной на арабском языке. Если писали и на своих языках — таджикском, узбекском, — то тем же арабским шрифтом, который мало приспособлен к этим языкам. Поэтому и проникновение новой письменности к народам Средней Азии проходило в борьбе со старой. Большое значение имело здесь введение латинизированного алфавита, значительно более простого, вместо архаического арабского шрифта (1927—1928 гг.). Но так как одновременное изучение двух алфавитов — русского и латинского — создавало лишние трудности, а русский алфавит сам по себе гораздо лучше приспособлен к фонетике и тюркских и иранских языков, то с 1937—1940 гг. письменность языков Средней Азии переведена на русскую графику.

Сейчас советская литература таджиков, узбеков, туркмен, киргизов, каракалпаков успешно развивается, опираясь на традиции лучших образцов национальной поэзии и обогащаясь опытом классической русской литературы.

Неслыханными успехами может похвалиться научная работа в среднеазиатских республиках. Там работают многие десятки исследовательских учреждений, большая часть которых разрабатывает вопросы, тесно связанные с развитием производительных сил республик: таковы институты Ботанико-растениеводческий, Зоолого-зоотехнический, Геологический и многие другие. Эти научные институты объединяются Академиями наук, которые сейчас созданы во всех среднеазиатских республиках.

В этот день:

1718 Вышел указ Петра I о собирании коллекций для Кунсткамеры: «Также, ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенным; также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно — такожь бы приносили, за что будет довольная дача»
Дни смерти
1910 Умер Осман Хамди — турецкий живописец, известный археолог, а также основатель и директор Стамбульского Археологического Музея и Академии Искусств в Стамбуле.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 08.08.2021 — 17:56

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014