Крейнович Е.А. Медвежий праздник у нивхов // Бронзовый и железный век Сибири. — Новосибирск: Наука, 1974. — С. 339-349
Зимой 1927 г. 23-летний нивх Кешкер из селения Масхлаво па Охотском побережье о. Сахалина сделал по моей просьбе рисунки медвежьего праздника 1. Рисунки были сделаны карандашом на страницах школьной тетради для арифметики. Замысел, композиция я выполнение рисунков принадлежат автору. Никто не мог влиять на выполнение рисунков, напоминающих писаницы на скалах, принадлежат Кешкеру. Он рисовал их один в глубине сахалинской тайги, в верховьях р. Набиль, где он в том году зимовал. Никто не мог подсказать ему композиции рисунков. Они — плод его индивидуального творчества. Умер Кешкер в 1965 г. па Охотском берегу Сахалина. Пусть эти рисунки, прекрасно отражающие некоторые стороны жизни нивхов Сахалина, послужат вечной памятью о своеобразном художнике и человеке Кешкере из нивхского рода Сахвонынг.
Рисунок 1. Изображены землянка хозяина медведя и приготовления к празднику. Слева в землянке сидит женщина за изготовлением любимого нивхского угощения «мось». Оно изготовляется из сваренных кож кеты или горбуши, которые растирают в корыте при помощи терки, куда постепенно подливают по чашке нерпичьего жира и воды. Когда из жира и воды при помощи клея, содержащегося в коже рыб, образуется эмульсия, то в нее насыпают бруснику или голубицу. Эмульсия вместе с ягодой застывает в виде холодца. Одна женщина на коромысле в чумашках из бересты несет воду. Женщина у очага снимает айник. На задней почетной наре в землянке сидят четверо приглашенных на праздник гостей-чужеродцев, которым после праздника отдадут медвежье мясо и жир, за исключением костей. Один же из гостей-чужеродцев убивает медведя, так как членам рода, к которому принадлежит хозяин медведя, убивать его запрещено. Двое гостей курят из одной трубки. На рисунке показано, как один из них протягивает руку к другому за трубкой. Выше изображены два нивха, готовящие при помощи специальных, слегка искривленных ножей священные стружки—инау, которыми украшают жилище и другие места, где проводится праздник. Позади гостей изображен нивх с ножом. Он занят изготовлением новой священной чаши (нъхыр), в которую будет положено сердце убитого медведя. Эта чаша украшается скульптурными изображениями медведя. Внизу двое юношей борются. В середину землянки сквозь ее дымовое отверстие вставлен ствол молодой ели, очищенной от коры до самой кроны. Под кроной подвешены белоснежные стружки, окрашенные посередине соком брусники.
Слева от землянки изображена медвежья клетка, медведь, находящийся в ней, и нивх, кормящий медведя при помощи длинной корытообразной ложки, которую он вместе с пищей вталкивает в клетку.
Между медвежьей клеткой и землянкой нивх тащит нарту старинного типа, которая в настоящее время у нивхов уже не бытует. Такая же нарта изображена в середине рисунка.
Выше слева изображена специальная площадка, которую подготавливают для убиения медведя. На площадке два нивха при помощи лопат разравнивают и утрамбовывают снег. Двое других нивхов устанавливают по сторонам площадки елочки вместе с загруженными тальниковыми деревьями. Белоснежные стружки посередине окрашиваются соком брусники. В конце площадки стоит священное дерево, возле которого всегда происходит убиение медведя. По обеим сторонам от него втыкаются две елочки, очищенные до самой кроны от коры. На оставленные ветки навешиваются длинные белоснежные стружки, окрашенные в нескольких местах соком брусники. Площадка для убиения медведя имеет нарядный и праздничный вид.
Справа в середине рисунка изображено изготовление специальной площадки для устройства состязаний собак в беге. У старта воткнуты две елочки. На одну из них навешено боа из беличьих хвостов.
В верху рисунка изображены собаки, отобранные для беговых состязаний. Каждая из них привязана к отдельной жерди, воткнутой в землю. На жердях поверх голов собак висит собачья упряжь. К крайней собаке слева подходит нивх, держащий в руке юколу, которой он будет ее кормить. Собаки прыгают, натянув поводки, с нетерпением ожидая, когда им принесут пищу.
Рисунок 2. Вверху изображен медведь в клетке. Справа от него на елочках, воткнутых под углом в снег, повешено сухое «музыкальное» бревно, на котором женщины играют во время праздника. На одном конце бревна вырезана голова медведя, к которой привязаны стружки. Справа изображена землянка, в которой одна женщина пьет за чайным столиком чай, а другая занята изготовлением угощений. В центре рисунка изображены беговые состязания собак. Собаки бегут всегда по направлению ко входу в жилище, где их хватают специально поджидающие нивхи. У старта на нарту, в которую впряжены собаки и на которую посажен мальчик, стоит мужчина. Он отвязывает нарту от стартовой елочки. Как только собаки почувствуют свободу, они с огромной силой устремляются за собакой, бегущей впереди них, так как к ее шее привязано дразнящее их беличье боа. Нивхи, стоящие по сторонам площадки, внимательно следят за поводками ошейников, при помощи которых собаки привязываются к общей веревке — потягу. Если поводок натянут ровно, то это означает, что собака сильна и бежит вровень с лучшими собаками упряжки. Если же поводок ослаблен и согнут, то это говорит о том, что собака слаба и не в силах бежать вровень с лучшими. Слабых собак к беговым состязаниям больше не допускают.
Рисунок 3. Изображено запутывание медведя в клетке. С этой целью в нее просовывают веревочную петлю, вдетую в расщепленные концы палок. Петлю набрасывают на голову медведя и пропускают сквозь нее его передние лапы, чтобы петля оказалась на его туловище. Когда после многих попыток это удается сделать, то сквозь заднюю стенку клетки продевают конец петли, за который ухватываются несколько нивхов. При помощи нее медведя притягивают к задней стенке. Затем в клетку всовывают вторую петлю, которую также надевают на туловище медведя. Конец второй петли просовывают сквозь переднюю стенку клетки, и за него также ухватываются несколько нивхов. После этого с переднего края клетки сбрасывается часть бревен, и медведя начинают извлекать
из нее. Передние вытаскивают его на петле, а задние удерживают, чтобы он не мог наброситься на передних. У передней стенки клетки стоит нивх, готовящийся к прыжку на голову медведя. За ним изображены два нивха с ременными петлями на палках, которые набрасывают на передние лапы медведя, как только он высунет их из клетки. Выше, головой вниз, изображен нивх с петлей на палке, которую суют в пасть зверя. Когда мед¬ведь с яростью схватывает палку зубами, его челюсти к палке плотно прижимает петля. Вверху справа старик и женщины наблюдают за сценой извлечения медведя их клетки.
Рисунок 4. Изображен дальнейший процесс запутывания медведя. Как только он ступает из клетки на землю, на его голову прыгает нивх и обхватывает шею медведя руками. Следом за ним второй нивх быстро обнимает туловище первого, хватает медведя за уши и тянет их к себе, чтобы плотнее прижать голову зверя к груди нивха, находящегося под ним. (Второй момент на рисунке не изображен.) Тяжесть двух человеческих тел не позволяет медведю двигать головой. В этот же момент другие нивхи запутывают лапы медведя петлями и привязывают их к жерди, положенной на землю. Нивхи же стоящие по обеим сторонам медведя, быстро крест-накрест просовывают под его брюхо жерди и крепко зажимают его между ними. В таком положении зверь оказывается беспомощным, что позволяет нивхам надеть на его грудь под передние лапы ременный пояс и скреппть его с ошейником, надеваемым на шею. К вращающемуся железному кольцу ошейника прикреплены две железные цепи, чтобы медведь не мог перегрызть их и убежать.
Рисунок 5. Изображен момент обведения медведя вокруг зимника, в котором устраивается праздник. Медведя ведут по ходу солнца — самца три раза, а самку четыре раза. Старик, стоящий в дверях, кроной тоненькой елочки гладит шкуру медведя, а затем обламывает ее конец, ткнув елочкой в бок зверя. Во время обведения медведя из зимника должны все выйти. Оставаться в нем может только старик, совершающий указанный обряд. После обведения медведя дом считается как бы принадлежащим духам гор, к которым относятся медведи. Слева внизу четыре женщины играют на музыкальном бревне. Одна обычно выстукивает ритм какой-либо определенной песенки из числа песенок, исполняемых только на медвежьем празднике. Другие же женщины через одинаковые промежутки времени одновременно наносят но бревну ритмичные удары. Слева вверху две женщины исполняют танец, подражающий походке медведя, когда он ходит на задних лапах. Там же изображены женщина с ребенком и старик с посохом в руке, курящий трубку.
Рисунок 6. Медведя ведут на площадку, где его привяжут между двумя елочками. Два нивха, находящихся в непосредственной близости к медведю, тычут в него палками и дразнят его. Позади процессии изображен старичок. Ниже три нивха везут па нарте кушанья, которыми в последний раз будут угощать медведя. Внизу изображена пустая медвежья клетка и длинная корытообразная ложка, при помощи которой медведя кормили в клетке.
Рисунок 7. Медведь привязан к двум елочкам. Слева внизу стоят ритуальные чаши, из которых в последний раз кормили медведя. Там же лежат замороженные рыбины, от которых ему также давали поесть, и стоит парта с чашами, наполненными едой. Напротив морды медведя в снег воткнуты три елочки. Ими его будут дразнить, чтобы отвлечь внимание от стрелка, который убьет его из лука. В самом начале площадки нивхи стреляют в медведя стрелами с деревянными наконечниками. По обе стороны от нивхов у самых краев площадки на снегу стоят котелки и рядом с ними в снег воткнуты топоры, лезвия которых должны быть обязательно, обращены в сторону медведя. Один топор и котелок принадлежит хозяину медведя, а другой — чужеродцу, который убьет медведя. По окончании праздника они обмениваются этими топорами и котелками.
Рисунок 8. Изображен момент убиения медведя. Чужеродец-нивх, выставив вперед левую ногу и опираясь на правую, держит лук с вложенной в него стрелой и целится в правый бок медведя (нивхи на праздниках почему-то стреляют в правый, а не в левый бок медведя), хотя при этом труднее угодить в его сердце. В это же самое время старик тычет в морду медведя кроной елочки, чтобы он не повертывался и стоял правой стороной к нацелившемуся в него чужеродцу. Остальные нивхи стоят кругом и молча наблюдают за сценой убиения медведя.
Рисунок 9. Медведь убит. Нивхи уложили его на брюхо, вытянули вперед передние лапы и уложили на них его голову. Ошейник снят и повешен на елочку. Мертвый медведь привязан к елочке при помощи ремня. Возле медведя на снегу лужи крови. Нивхи сидят напротив него полукругом и едят пищу из чаш, откуда медведя кормили в последний раз. Двое нивхов борются, развлекая как бы пришедшего к ним в гости медведя.
Рисунок 10. Нивхи на нартах увозят с площадки медвежье мясо. Тушу медведя по строгому религиозному ритуалу делят на части старики. Голова медведя не отделяется от шкуры, а вместе с нею вносится в землянку. Вносить медвежье мясо нужно не через дверь, а через дымовое отверстие. Сперва на ремне в землянку опускают голову медведя вместе с подвернутой под нее шкурой. На рисунке хорошо изображен момент опускания головы в землянку. Вслед за ней по ели, воткнутой в очаг ползет нивх, поддерживающий голову и шкуру медведя. Старик, стоящий в землянке, ударяет по ели палочкой и встречает медведя с песней, в которой сообщает ему имя старика, кормившего его (обычно в таких случаях называют имя сородича, умершего три поколения назад, а потом этим именем нарекают мальчика, родившегося уже после праздника). Женщины в это же самое время усиленно играют на бревне, встречая медведя музыкой, Нивхи с площадки везут медвежье мясо, которое также будет опущено в землянку через дымовое отверстие. Мясо везут в определенной последовательности — сперва переднюю часть туши, а затем заднюю, чтобы не нарушить расположения органов живого медведя. В землянке два нивха готовятся к принятию медвежьего мяса, чтобы расположить его па задней почетной наре. На задней паре лежат две священные чаши, в одной из которых находится сердце медведя.
Рисунок 11. Женщины несут в землянку воду на коромыслах. В землянке женщины играют на музыкальном бревне, увеселяя медведя музыкой. Юноши борются, развлекая медведя борьбой. В потолок землянки воткнуты белоснежные стружки. На почетной паре на переднем месте лежит медведь (точнее, его голова с подвернутой под нее шкурой). По сторонам от него стоят елочки, на сучки которых навешены некоторые части его туши. Позади медведя расположились старики, которые при помощи священных ножей производят дальнейшее членение его туши. Части туши, которые запрещено есть женщинам, готовятся для жаренья на вертелах, а части, которые им разрешается есть, варятся в большом котле.
Рисунок 12. Изображен момент передачи медвежьего мяса четырем гостям-чужеродцам, один из которых убил медведя. Гости сидят на почетной наре, а перед ними стоят чаши, в которых им в определенной последовательности передается жир и мясо медведя. Котел, в котором варилось мясо, висит теперь в стороне. Шкура, снятая с медведя, подвешена снаружи на ели, ствол которой воткнут в огневище. В землянке молодежь играет — борется и прыгает через ремень.
Полученные мясо и жир чужеродцы увозят в свое селение. Хозяевам медведя остаются лишь шкура, кости и череп медведя. Кости складывают в специальную клетку, а череп хранят в специальном родовом амбаре, где хранятся черепа всех медведей, убитых членами данного рода. Хозяева медведя полностью съедают только мясо собак, которых после медвежьего праздника приносят в жертву духам гор и леса.
Notes:
- Подробное описание медвежьего праздника см. В. А. Крейнович. Нивхгу. М., 1973, стр. 169-240. ↩