В научной и популярной литературе часто встречается понятие «коренные народы». В связи с этим возникает необходимость раскрытия содержания этого понятия.
Согласно ст. 1 Конвенции Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989), к ним относятся народы в независимых странах, которые являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, чьей частью является данная страна, в период ее завоевания или колонизации либо в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Для отнесения к этой группе населения необходимо наличие и субъективного фактора — указание самих народов на их принадлежность к числу коренных (п. 2 ст. 1 указанной Конвенции). Главной отличительной чертой коренных народов является их неотъемлемая (материальная и духовная) связь с землей предков, и коренной народ без земли — это уже не «коренной» народ.
[adsense]
Коренные народы еще именуются аборигенами, к которым относятся коренные обитатели страны, какой-либо местности в отличие от прибывших позже переселенцев. Термин «аборигены» обычно употребляется в отношении коренных жителей Африки, Америки, Австралии, т. е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. В период колонизации значительная часть аборигенов была уничтожена белыми завоевателями, оставшаяся часть отнесена в специально отведенные районы-резервации.
Аборигенное население острова Тасмании, расположенного к югу от Австралии, было, например, полностью истреблено английскими колонизаторами. Если до появления европейцев тасманийцев насчитывалось по крайней мере 3 — 4 тыс. человек, то в 1876 г. умерла последняя тасманийка по имени Труганики. Немногим лучше была судьба аборигенов Австралии, которые также подвергались истреблению или были вытеснены в центральные и северные районы материка. В начале XIX в. общая численность австралийцев, по некоторым данным, достигала 250 — 300 тыс. человек. В настоящее время их насчитывается около 150 тыс. Столь же трагична судьба американских индейцев, которых до начала европейской котонизации в XVI в. было не менее 50 млн. а теперь насчитывается 38 млн. (около 6% всего населения американского континента).
В отношении коренных малочисленных народов с традиционным образом жизни употребляется термин «автохтоны». Этот термин, также означающий первоначальное, исконное население страны какой-либо местности, территории — был популярен 50 — 60 лет назад. В настоящее время в этнологии он используется редко и стал достоянием биологии. В научной литературе и в обиходе чаще употребляются термины «аборигены», «коренные народы», заменяющие термин «автохтоны».
Иногда трудно бывает установить, кто в той или иной стране относится к аборигенам, а кто нет. Отличия между аборигенами и не аборигенами в каждом конкретном случае свои. Так, в отношении аборигенов Австралии сомнений не возникает, поскольку они здесь обитают не одно тысячелетие. С той же уверенностью можно назвать маори аборигенами Новой Зеландии.
Аборигены в Северной Америке (как и в Центральной, и в Южной), конечно же, индейцы. Но в США в ходу и выражение «коренные американцы», то есть прямые потомки давних переселенцев — в отличие от эмигрантов, недавно приехавших в страну из других частей Америки, Европы, Азии.
В СССР (ныне — в Российской Федерации) понятию «коренные народы» придавался и придается особый смысл. Обычно на «коренные» и «не коренные» разграничивают этносы республик и других национально-государственных образований. К коренным относятся народы, реализовавшие право на самоопределение в той или иной форме национальной государственности и давшие свое наименование этим государственным образованиям. Остальное население республик относилось к «не коренному». В последние годы корректность употребления термина «коренные народы» в указанном смысле подвергается сомнению. Деление населения республик в составе Российской Федерации на «коренное» и «не коренное» вольно или невольно несет в себе оттенок сортности, противопоставляет граждан — «носителей государственности» остальным жителям. При таком положении «коренные» оказываются в роли «хозяев», а «не коренным» остается участь пришельцев, иммигрантов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но главное состоит в том, что нередко трудно определить, какой этнос на данной территории является коренным, а какой — не коренным. Как долго должен народ проживать на какой-либо территории, чтобы стать «коренным»? Где та хронологическая грань, которая отделяет коренных от не коренных? Калмыки живут в Поволжье почти 400 лет: кто они здесь — пришельцы или коренные? Каракалпаки поселились на нынешней территории в самом начале XIX в. — являются ли они коренными? Гагаузы в Бурджанской степи с XVI в. — они коренной этнос? Ответ однозначен: перечисленные народы являются коренными на своей территории. В связи с этим правомерно ли относить русских живущих, к примеру, в Сибири, к не коренному населению, если они поселились там около 400 лет назад, примерно тогда же, когда калмыки в Поволжье?
Эти примеры показывают, что русские и представители других народов, живущие многие столетия на территориях ныне существующих национальных территориально-государственных образований России, также являются коренными жителями этих республик и других национальных образований. Поэтому деление жителей республик в составе РФ на «коренных» и «не коренных» исторически и научно необоснованно, а в правовом отношении — неконституционно. Такое деление оборачивается дискриминацией «не коренных» жителей, двойственным стандартом в подходе к правам человека, «коренизацией», т. е. занятием руководящих должностей органов государственной власти и управления исключительно людьми коренной национальности. Все это, в свою очередь, может вести лишь к одному — межэтнической напряженности и конфликту.
Признавая права каждого народа, большого или малого, на развитие своей экономики, культуры, образования и т. д., нельзя вместе с тем согласиться, чтобы национальности автоматически получали преимущества перед людьми, принадлежащими к другим национальностям. Этой позиции вовсе не противоречит общая озабоченность судьбой малочисленных народов Севера или та помощь, которую пытаются оказывать американцы аборигенам Аляски, а прогрессивные «белые» австоалийцы — коренным народам пятого континента.