С.В. Коньшина — Особенности старообрядческой архитектуры на примере села Верх-Уймон

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

Многие ученые проявляют интерес к Горному Алтаю, изучают природные ресурсы Уймонской долины, этнографию и историю местного населения — коренных жителей-алтайцев, а также переселенцев-староверов — выходцев из центральных районов России.

Старообрядческая культура привлекала внимание многих исследователей: К. Ледебура, Н. М. Ядринцева, Г. Д. Гребенщикова, Г. Н. Потанина, Р. П. Кучугановой и др. Архитектурой староверов занимались Н. И. Каплан, А. М. Родионов, В. А. Липинская.

Со второй половины XVIII в., времени заселения старообрядцами Уймонской долины, и по наши дни формировалась уникальная общность — уймонские староверы. Поселившись в отдаленных от внешнего мира местах, староверы принесли с собой культуру и сохранили свои исконные традиции.

Строительные традиции сибиряков сформировались в европейской части страны и уходят корнями в глубокую древность, к первым сельским постройкам. Дома и хозяйственные постройки староверов и их потомков сохранились до наших дней, и в некоторых до сих пор живут люди. С течением времени на смену этим постройкам строятся другие, в новом современном стиле, с использованием новых технологий. Таким образом, уходят в прошлое и исчезает то, о чем знали, то, что берегли и ценили наши предки.

Поскольку в наши дни, с одной стороны, утрачиваются памятники архитектуры и навыки возведения традиционного жилища, а с другой стороны, усиливается интерес к оставшимся сооружениям и традициям староверческой архитектуры, перед исследователями встает одна из наиболее важных проблем — сохранение и изучение опыта староверов и использование его в современных условиях. Для этого необходимо знать историю староверов. 1654 г. стал поворотным в истории России. На соборе православных патриархов была одобрена реформа патриарха Никона, которая навсегда поделили верующих на никониан и староверов.

[adsense]

Предки нынешних старожилов Уймонской долины пришли сюда, спасаясь от гонений на старую веру. После раскола ушли поначалу на реку Керженец в Семеновский уезд Нижегородской губернии, но там они не нашли себе спасения. Бегство от реформ патриарха Никона приводило старообрядцев на Север, в Полесье, на Дон, а кого и в Сибирь, как тогда говорили, за камень… [1, с. 7]. По пути великомученика протопопа Аввакума начинался великий исход России на восток, где утверждалось вопреки всему «древлее правочестие» и где всех старообрядцев стали называть кержаками — по имени реки, давшей им первый приют. Их вела в Сибирь переходившая от одного поколения к другому легенда о заветном Беловодье.

Старожилы Верхнего Уймона относят появление своих предков в долине к концу XVII в. Лука Осипатрович Огнев, прямой потомок одного из первопоселенцев, рассказывал: «Первым пришел Бочкарь, стал землю возделывать, а земля тут хорошая, плодородная. После другие селились. Лет 300 назад это было». Старожилы уверяют, что Верхний Уймон на самом деле появился раньше официальной даты его основания (1786 г.) лет на сто. Первыми основателями деревни были семьи Бочкаревых, Огневых, Атамановых.

Что же означает слово «Уймон» или «Оймон»? Единого мнения на этот счет до сих пор нет. Алтайские мудрецы и сказители объясняют и переводят слово «Оймон» как «десять моих мудростей», и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье. Другие сопоставляют слово «Уймон» с русским словом «уйма» — в том смысле, что всего в благодатной долине для них было вдоволь, в достатке, и они благодарили Бога, открывшего им эту «пустынь тишайшую» [2, с. 4].

С давних времен жилища играли важную роль в жизни человека. Первопроходцы принесли в Уймонскую долину образцы строительного ремесла средневековой Руси. Дома строились хозяевами. Особое место в подготовке строительных материалов занимал выбор древесины, из которой заготавливали стройматериалы. В Верхнем Уймоне в основном строили из лиственницы, велся тщательный подбор древесины. Дерево должно было быть «живым», то есть растущим, «лежалая» древесина не подходила. Материалы для строительства дома определяли также и по внешнему виду. Дерево должно было иметь засохшую вершину и гладкий высокий ствол. Большим успехом у строителей пользовался кондовый лес (сосна, ель) — смолистые деревья с плотной древесиной, отличавшейся большой прочностью. Рубкой и заготовкой строительных материалов занимались в определенное время: в августе, январе и марте, когда месяц был на ущербе.

В соответствии с поверьями дом строили обычно там, где спал скот и играли дети. При переезде в новый дом печную заслонку в старом доме оставляли открытой.

В Верхнем Уймоне получили распространения крестовые дома («круглая» крыша, внутри — две перпендикулярные капитальные стены в форме креста); те, что назывались по старинке «дом-связь» (из холодных сеней: направо — изба, налево — горница); дома-пятистенки и дома-клети (одно помещение). Старинные дома по-прежнему очень крепкие. У некоторых из них нижние венцы срублены из «листвяка», а верх — пихтовый. Пихтовая древесина теплее. Внутренняя отделка — лавки, пороги, двери, полати — из кедра. О грибке, который постоянно съедает в современных домах пол и даже стены, старожилы не слышали. Пил не было, рубили дома топором, древесина при такой обработке не махрилась, не впитывала влагу, а значит, и меньше гнила. Высокие пороги и очень низкие двери, здесь у староверов своя мудрость: и тепло не выходит, и вошедший может поклониться избе и хозяевам дома. Про дом говорили так: «Домочек-избушечка, окладны бревешечки, на округ домочка, на округ дворочка, крыша медиа, тын железный, ангелы в окошках, Богородица в дверях, сам Иисус Христос в большом углу сидит с ангелами да архангелами». В старообрядческом доме можно увидеть полати, русскую печь, полки с посудой, божницу, сундук. Вдоль стен — врубленные в них лавки. Обязательным атрибутом в доме были полати. («Нет перины, нет кровати, да мягки у нас полати».) Полати располагались у потолка, в стену напротив печи вбивались деревянные колья для лопотины (верхней одежды), их называли «тюрюки». Справа в избе — передний угол, а угол напротив печи — куть (это место хозяйки). По центру была грядка (место для белья, опоясок, рукавиц, шалей). Стол стоял у стены против входа.

Главной в избе была печь. «Дом — сирота без печи». Печи в домах строили в правом углу, а глину с песком для ее постройки колотили пестами. В Уймоне в глину добавляли бычью кровь, для крепости. Возле печи прорезали люк в полу и ставили лестницу для входа в подполье. Печки любили и украшали их, чаще всего опечек. В селе жила талантливая художница Агафья Семеновна Атаманова, в народе ее прозвали Агашевна. В Музее истории и культуры Уймонской долины сохранился опечек, расписанный ею. Расписывали также двери, стены и даже потолки. Наружную отделку дома староверы не признавали, любили, чтобы все было просто. О простоте они говорили много. («Где просто — там ангелов сто, где хитро — там ни одного. Живи просто — доживешь лет до ста»).

Старообрядцы относились к своему дому с большим уважением и любовью. Во дворе — крытые амбары, а в них были устроены пятры (жерди, на которые вешали одежду). Была также отдельная амбарушка с погребом для лета, завозня (дощатый сарай с крышей). В каждой усадьбе был колодец, рядом с ним стояла баня, за ней — постройки для скота. В усадьбе ничего лишнего: расположение построек строго продумано. В Уймоне до сих пор сохранились дома, построенные первыми переселенцами, это не памятники истории и архитектуры: в некоторых из них еще живут люди, но именно эти дома — словно напоминание о старой вере раскольников, крепкой, несгибаемой, но уходящей.

С течением времени село меняет свой облик, старые постройки заменяются новыми, постепенно остаются в прошлом старообрядческие архитектурные традиции, каноны. С целью их сохранения в селе Верх-Уймон создается старообрядческий этнографический комплекс. Он будет представлять собой старообрядческий дом, состоящий из избы и горницы, в которых планируется воссоздать исконно старообрядческую атмосферу. На территории музея предполагается разместить сельскохозяйственные постройки, а также кузницу и пихтовый завод, для того чтобы показать, как жили и чем занимались старообрядцы в свое время.

Источники и литература

1. Кучуганова Р. П. Десять моих мудростей // Уймонские староверы. Новосибирск, 2000. С. 5-8.
2. Кучуганова Р. П. Возвращение к истокам // Мудрость уймонских старцев. Новосибирск, 2008. С. 4-6.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.12.2017 — 07:49

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014