Коммуникация в науке

Коммуникация в науке — это процесс связи, общения ученых и других агентов научной деятельности. Современные философия и социология науки исследуют коммуникационные процессы в науке преимущественно в двух аспектах: в информационном и социально-организационном. В первом случае коммуникация понимается как особая подсистема движения научной информации, во втором — акцент делается на социальные функции научной коммуникации, а именно: в общении между учеными происходит не только движение информации, но и решаются вопросы о приоритете, о научном престиже, происходит стратификация научного сообщества. Для характеристики научной коммуникации выработан ряд понятий, которые раскрывают разные ее аспекты, уровни и субъектов.

Так, основанием различения формальной и неформальной коммуникаций является их отношение к документально зафиксированным формам научной информации и прежде всего к принятым в ту или иную эпоху формам публикации научной литературы.

Формальная коммуникация в науке связана с феноменом публикации. Публикация всегда рассматривалась как своего рода легитимация авторских прав, оглашение и подтверждение заявки ученого на приоритет и престиж. Современная научная литература начинается с писем ученых к своим друзьям, корреспондентам. Архимед и Птолемей (в философии Сенека, Цицерон и мн. др.) излагали свои великие труды в форме писем друзьям. Авторские предисловия в современных книгах часто сохраняют эти следы эпистолярного стиля. Письма имели смысл публикации по нормам рукописной традиции. Получатель показывал письма своим друзьям и коллегам, письма копировали, и этот механизм копирования остался по сей день. В XVI в. появляются печатная книга и печатный журнал как новые средства научной коммуникации, между которыми постепенно устанавливается своеобразное разделение труда в области коммуникации. Статья в научном журнале становится первым эшелоном научного продвижения, основной информационной единицей научно-профессиональной коммуникации. Книга, или научная монография, стала выполнять другую функцию — функцию интеграции и организации наличного знания во втором, фундаментально-рефлексивном эшелоне науки.

Здесь начинают работать такие подструктуры научной коммуникации, как подготовка научной молодежи, справочные системы, архив и т. п. Так появляются учебники, хрестоматии, справочники, энциклопедии. Однако для переднего края науки, живой, актуальной научно-профессиональной деятельности характерно именно преобладание жанра научной статьи.

Статья эволюционировала от неформального стиля письма в сторону академизма и формализации: здесь устанавливаются традиции ее жесткого структурирования, вводятся обязательные ссылки и сноски, стиль безличного языка. В настоящее время, в связи с гигантским ростом числа публикаций и статей (мировой рекорд принадлежит, похоже, Теодору Коккерелу, специалисту по энтомологии пчел: за 67 лет он написал 3904 статьи — в расцвете своей деятельности он публиковал по две статьи в неделю), происходит переключение внимания ученых со статей, которые, в силу их количества, просто физически невозможно даже пролистать, к рефератам и резюме.

Итак, средства формальной коммуникации могут быть разделены на первичные и вторичные — по критерию их представления научному сообществу. Первичные — это научная статья и книга, а также предшествующие им формы: тезисы и доклады на научных конференциях, переводы и некоторые специфические рубрики в журналах (письма в редакцию, реплики, информация о научной жизни и т. д.)

Вторичные средства формальной коммуникации — это рефераты научных статей и книг, обзоры литературы, рецензии, списки аннотаций и тематические библиографии, указатели научных ссылок.

Неформальная коммуникация более трудно эксплицируема, однако ей отводят весьма важную роль. Д. Дж. Прайс полагает, что 80 % информации, нужной исследователям, поступает к ним не по формальным каналам, а по неформальным. Подобный эффект порождается особыми, неформальными структурами науки, получившими название «невидимый колледж» (Invisible College). На переднем крае научных исследований доминирующая роль принадлежит небольшому ядру активных ученых и большой слабо очерченной популяции их сотрудников. Они общаются между собой по неформальным каналам: личные встречи, переписка, конференции, семинары. Науку делают не средние ученые, а научная элита или высокопродуктивные ученые: с наибольшими показателями публикаций и индексом цитирования. Они же охотно и избирательно идут на установление неформальных связей с такими же, как они. Сама наука в этой связи реально предстает высокостратифицированной системой, с аккордным распределением производительности за выдающиеся достижения. 50 % научных открытий осуществляется числом ученых, равным корню квадратному от общего их количества. Это определяет неоднородности в степенях плотности научной коммуникации. Высокопродуктивные ученые оказываются центральными фигурами в системах формальной и неформальной коммуникаций, через них идут основные потоки информации, ими же определяются приоритеты в направлении этих потоков, оценка и использование. Они своего рода «диспетчеры» коммуникации, в противоположность «изолятам» — ученым, практически не участвующим в сети коммуникаций, но занимающиеся теми же исследованиями, что и члены сети.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 05.06.2017 — 19:40

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014