Клочко Л.С. Детский костюм по материалам скифских погребений

Костюм позволяет раскрыть многие стороны жизни этноса. Многофункциональность, яркий знаковый характер делают его ценным историческим источником. Объектом данного исследования является костюм скифских детей. Задачи исследования — определение условий формирования детских костюмных комплексов, выявление знаковых функций всех категорий украшений, которые включались в детский наряд.

[adsense]

Основные черты детского костюма возникли под влиянием тех же условий, которые вызвали к жизни характерные особенности костюма взрослых: если рассматривать костюм с точки зрения утилитарных функции, то и детский и взрослый наряды имеют общие принципы формирования, поэтому можно предположить, что формы головных уборов, наплечных одеяний сходны. По археологическим остаткам удалось реконструировать очертания и детали головных уборов детей (конусовидные шапочки и ленты) и силуэт наплечного одеяния (рукавная накладная одежда). Специфика детского костюма возникает на уровне его оформления. Она заключается, прежде всего, в особом внимании, которое в детском наряде уделялось обереговым функциям его различных элементов. И головные уборы, и одежда были сильно украшены бусами и бляшками. Особая роль, вероятно, отводилась ювелирным изделиям, эстетическая функция которых в древнем костюме не была превалирующей, а в детском она бала на последнем плане.

В детском костюме, как свидетельствуют археологические наборы из погребений, редко встречаются все категории украшений. Чаще всего детские наряды характеризуются комплектами, объединяющими две-три категории ювелирах изделий. На формирование наборов украшений, вероятно, оказывали влияние традиции отражения специального положения погребенного в элементах костюма, а также возрастной градации, принятой в обществе. Принадлежность родителей ребёнка к специальной верхушке отмечалось набором золотых украшении всех категорий. Золотые украшения были индикатором социальной выделенности — это их основная функция.

Категории украшений имели разную степень распространения в детском наряде. Так, серьги и височные подвески содержат 39% костюмных комплексов, серьги (бронзовые, серебряные, золотые) имеют вид колец с нанизанными бусами, амулетами. Многие наряды детей содержат одну серьгу (25% всех комплексов). Анализ наборов ювелирных изделий с одной серьгой характеризует костюмы мальчиков разных возрастов, вероятно, до наступления совершеннолетия. Две серьги входили в состав наборов украшений девочек, чаще всего в возрасте от 3 до 15 лет. Немногочисленные случаи, когда серьги были принадлежностью очень маленьких девочек, объясняются высоким социальным положением родителей погребенных детей: серьги в этих случаях, наряду с другими категориями украшении, были знаками социальной выделенности.

В детском костюме бытовали различного вида шейно-нагрудные украшения — ожерелья из бус и гривны. Ожерелья — наиболее характерный элемент детского наряда: 70% комплексов содержат бусы. В 30% детских костюмов они были единственной деталью, дошедшей до нас. Ожерелья, найденные при детских костяках, составлены в основном из пастовых или стеклянных бус, причём, преобладают жёлтые, синие и белые цвета в их окраске. В состав ожерелий входили различные амулеты (меловые фигурки, скарабей из египетского фаянса, ракушки, бронзовые поделки). Ожерелья из бус были принадлежностью костюмов детей разного возраста и социального положения. Знаковые функции ожерелий, вероятно, были ограничены апотропеической целью.

В состав наборов ювелирных изделий, характеризующих детский костюм, включались и гривны. Эта категория нашейных украшений содержится только в 6 костюмных комплексах: 4 из них серебряные, 1 золотая и 1 бронзовая. Они входят в состав костюмов детей разного возраста и пола. Из анализа погребальных памятников и сопровождающего инвентаря следует вывод: гривны, независимо от материала их изготовления, были социальными символами.

Наручные украшения в детском костюме представлены металлическими браслетами, браслетами-перевязками из бус и перстнями.

В составе детского наряда имеются браслеты, изготовленные из золота, серебра (по одному), а также бронзовые и железные (в погребальных комплексах они найдены почти в равных количествах), золотой и серебряный браслеты были знаками социального отличия, а на бронзовые и железные возлагалась роль апотропея. Чаще всего они были на правой руке погребённых детей. Правая рука, как давно замечено этнографами, в большей степени чем левая, защищалась магическими знаками. Наблюдается тенденция включать железные браслеты в состав костюмов мальчиков-подростков.

Значительное место в костюме детей занимают браслеты-перевязки из пастовых бус. 26% всех детских нарядов содержат перевязки, которые носили на одной руке (преимущественно на правой) и на двух. Исследование погребальных комплексов показывает, что перевязки были характерны для нарядов детей разных возрастов и, вероятно, в одинаковой степени для мальчиков и девочек. Защитная функция браслетов — перевязок — превалирующая.

Перстни относительно редки в детском костюме: только 1% наборов украшений характеризуются перстнями. Они входят в состав костюмов детей разного возраста, но, вероятно, были принадлежностью только девочек, причём переступивших порог раннего детства.

Характеристики детского наряда скифов выявляются только в процессе исследования его археологических остатков, так как изобразительные материалы и какие-либо письменные упоминания совершенно отсутствуют. Анализ археологических остатков детских костюмов позволил установить, что в формировании наборов ювелирных изделий, представляющих детский костюм, определяющую роль играло социальное положение родителей погребённых. Социальными символами, индикаторами социального статуса являются золотые украшения. Знаками социальной выделенности были гривны.

Своеобразную роль играли серьги, способ ношения которых определялся сложным взаимодействием традиций социального и возрастного показателя в формировании костюмных комплексов.

Большинство детских костюмов представлены одним-двумя категориями украшений, причём наблюдается тенденция к зависимости количества категорий ювелирных изделий от социального положения погребённого.
возрастные различия в детском костюме почти не фиксируются. Непредставительная группа погребений с перстнями в составе наряда позволяет предположить, что перстни были признаками костюма девочек-подростков. В области предположений — наблюдение о включении железных браслетов, преимущественно, в костюм мальчиков, вышедших из «первого детства».

Сложность костюма как явления культуры характерна для детского наряда, в такой же мере, как и для костюма взрослых. Но в костюме детей отчетливее, чем в уборах взрослых, проявляются знаки выражения его дифференцирующих функций.

В этот день:

Дни смерти
1994 Умер Игорь Николаевич Хлопин — отечественный археолог, доктор исторических наук, специалист по археологии Туркменистана.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014