Кимеев В.М., Ширин Ю.В. Палеоэтнографические исследования в Притомье // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий / Ин-т археологии и этнографии СО РАН. – Новосибирск, 1997. – С. 365–369.
В рамках палеоэтнографической программы исследования Притомья была проведена работа по выявлению и предварительному изучению позднесредневековых памятников в ряде мест компактного проживания аборигенов края. Одним из перспективных для дальнейшего изучения памятников является городище Городок. Городище Городок расположено на северо-восточной окраине деревни Городок Кемеровского района, на мысу, образуемом краем правобережной коренной террасы р. Томи, высотой 10 — 13 м, и широким сухим оврагом.
Городище открыл землеустроитель Рингс при проведении землеустройства на кабинетских землях, начатого в 1910 г. Натолкнувшись на древние укрепления, он немедленно начал раскопки. Было выкопано 3 — 4 ямы на площадке городища, а также вскрыта часть земляного вала. Все материалы Рингс увез в Барнаул 1.
Нами была проведена инструментальная съемка плана городища. Ров и вал городища хорошо заметны в рельефе местности. Они дугой ограничивают внутреннюю площадку городища. Северо-восточный край линии укреплений обрывается в овраг, а юго-восточный выходит на кромку террасы. Вдоль кромки террасы вал не прослеживается. Внутренняя площадка городища имеет подпрямоугольную форму. Ее площадь составляет более 2 тыс. м2. Вал городища, повторяя конфигурацию рва, имеет в напольную сторону 4 тупоугольных выступа со срезанной вершиной — реданы (иногда ошибочно называемые бастионами). Максимальная высота вала над внутренней площадкой городища — 0,6 — 0,7 м. С напольной стороны перед рвом фиксируются участки повышения рельефа, иногда выходящие на уровень гребня вала. Возможно, это выброс грунта при подновлении рва. Во рву есть две перемычки. Для прохода с напольной стороны на городище. Одной из них (ширина — 0,7 м) во рву соответствует разрывпонижение вала. В дни работ на городище было отмечено, что солнце садится в створе с этим разрывом вала. Вторая перемычка, возможно, возникла после разрушения городища. Рельеф внутренней площадки городища неровный. Много ям и бугров неясной конфигурации. Мы пришли к выводу, что с жилыми объектами следует связывать подквадратные холмообразные возвышения. На площади городища их не более двенадцати — тринадцати.
Для уточнения характеристик фортификационных сооружений был сделан разрез через вал и ров. Оказалось, что ров первоначально имел глубину не менее 3 м. Видимый ныне вал представляет собой остатки более сложного дерево-земляного сооружения, детальная реконструкция которого пока невозможна. Отмечено, что строители городища обжигали ядро вала, чтобы его легкий песчаный грунт спекся в прочный монолит.
На внутренней площадке городища, в межжилищном пространстве, был заложен раскоп 5 х 6 м. Культурный слой, мощностью до 30 см, включал кости животных (преимущественно лошади), древесный уголь, прокаленные кусочки почвы, железные шлаки, обломки керамики и отдельные предметы: костяной наконечник стрелы, железный нож с коротким черешком и утолщенным порожком вдоль обушка, пряслице, выточенное из пластинки каменного угля, обломки тигля с прикипевшими каплями серебра.
Керамика, найденная в ходе раскопок, выглядит однородной по технологии изготовления и орнаментации. Она представлена двумя типами толстостенных сосудов — горшками и мисками (всего не менее 15 сосудов). Срез венчика большинства из них вывернут наружу. У некоторых сосудов, есть приглаженный «воротничок». Уплощенные срезы венчиков и «воротнички» украшены гладкими насечками или пальцевыми оттисками. Тулово у большинства сосудов без орнамента, лишь в зоне шейки обычны ямки или небрежные наколы разных форм: треугольные, двузубые, кольцевые или вертикальные с нажимом на вершину.
В ходе выборки заполнения одной из ям был расчищен череп, шейные позвонки и передние лапы крупной собаки. Среди костей встречались обломки не менее двух лепных сосудов.
Раскопки на городище Городок показали, что данный памятник является однослойным укрепленным поселением, которое предварительно может быть датировано в пределах первой половины II тыс н.э. Ножи с уступчиком на лезвии возле обушка известны в памятниках X — XIII вв. Керамика находит аналогии в материалах поселений Приобья и Притомья не ранее первой половины II тыс н.э. Городища с реданами на валах на юге Сибири были распространены со второй половины I тыс н.э. и бытовали вплоть до XVII в. Например, сходные с городищем Городок укрепления известны в Новосибирском Приобье, в области расселения чатов 2.
После детального научного изучения городища Городок памятник предполагается музеефицировать.
Керамические комплексы, аналогичные материалам городища Городок, известны на позднесредневековых поселениях Среднего Притомья и в верховьях р. Ини. На этих землях к приходу русских обитали тюльберы. Первыми, с кем столкнулись притомские тюльберы в XVII веке, был отряд казака Ивана Теплинского, посланного из Томского острога в верховья Томи для сбора ясака с кузнецких татар. Именно у тюльберов зимовал с 1617 на 1618 гг. другой отряд томских казаков в 45 чел. во главе с сыном боярским из Тобольска Остафием Харламовым, направленный на строительство Кузнецкого острога 3. С тех пор у тюльберов навечно сложились мирные отношения со своими новыми соседями, что вызвало поначалу большое неудовольствие их прежних хозяев — приобских телеутов. В одном из документов 1646 г. сообщается, что телеутский князь Кока Абаков в отместку за измену и отказ вносить ясак подверг погрому Тюлюберскую волость 4. Несколько раньше, в 1636 г., жители Тюлюберской волости подверглись нападению со стороны отряда енисейских кыргызов, также претендовавших на владычество этим непокорным народом, предки которого в эпоху средневековья действительно проживали на территории Кыргызского каганата. Об этом свидетельствует древнетюркская руническая надпись, найденная на территории Тувы по правобережью речки Туран, впадающей слева в р. Уюк. В переводе академика В.В. Радлова она читается так: «…с моим ханом, народом тюльбери, с доблестными товарищами, с вами моими, моими соплеменниками, героями, многочисленными героями, героями воинами (юношами), моими зятьями, моими дочерями и невестками не смог пребывать» 5.
Выбрав русскую ориентацию, тюльберы до 1822 г. платили ясак царю в составе двух инородческих волостей — Тюлюберской и Баянской, объединенных затем в одну — Баянскую, которая, в свою очередь, влилась после административной реформы 1924 г. в Крапивинскую укрупненную волость, преобразованную вскоре в Крапивинский район. Земли, занимаемые тюльберами, простирались вниз по обеим берегам реки Томи от устья реки Нарык до устья реки Уньги, а охотничьи родовые угодья они имели в верховьях Терсей, где до сих пор один их притоков называется Тюльбер. Эти охотничьи угодья тюльберы делили с инородцами Ближне-Каргинской волости, располагавшейся по реке Ортону в Горной Шории. Можно предположить, что шорские ближнекаргинцы также являются потомками тюльберов, осевших по пути из верховьев Енисея в долине Ортона, где проходил некогда древний торговый путь «Улуг-чол», помеченный на первых русских картах как «дорога в киргизы». Численность тюльберов трех волостей в лучшие годы не превышала 1200 чел.
В 1734 г. притомских тюльберов Мамышевых или Шириных юрт на правом берегу Томи в 1 км выше устья левого притока — р. Нарык, Кокошиковых юрт у современной д. Ячменюха, Сустанаковых юрт в — районе современного села Салтымакова посетили участники академического отряда Второй камчатской экспедиции И.Г. Георги и С.П. Крашенинников, оставившие интереснейшие этнографические наблюдения об их быте и религиозных верованиях 6. К концу XIX века тюльберы жили в улусах Каралдинском, Керлегешском. Инские Вершины, Ажендаровском, а также смешанно с русскими крестьянами в деревнях Салтымаковой, Сарапкиной. Они были крещены и ассимилировались, полностью перейдя на русский разговорный язык, переняв хозяйство и русский быт. Д.А. Функу в 1980-х гг. удалось выявить в этих деревнях потомков тюльберов, носящих ныне фамилии Адыдаевы, Чегошевы, Ширяевы, Шурчаковы, Шепшины, Алексеевы, Бардакины, Кайдарины, Масшихины, Мольковы, Тогины, Тяжины, Салтымаковы 7.
В настоящее время известны и грунтовые могильники тюльберов. Один из них, в д. Каралда, где проживали тюльберы до начала XX в., предварительно обследован. Здесь вскрыто 4 погребения XVIII — начала XIX вв.
В рамках программы археологического (палеоэтнографического) изучения мест компактного проживания аборигенов было проведено и специальное обследование археологических памятников русской колонизации края, прежде всего, острогов. В ходе обследования острогов также выяснялись возможности их музеефикации. Разведочные раскопки и инструментальная съемка планов были проведены на Сосновском (основан в 1657 г.), Верхотомском (основан в 1665 г.) и Мунгатском (основан в 1715 г.) острогах 8. Из перечисленных наиболее хорошо сохранился Сосновский острог. Здесь наиболее точно удалось выявить детали планировки и расчистить часть частокола стены. Сосновский острог находится на правом берегу р. Томи, на юго-восточной окраине с. Сосновый Острог Яшкинского района Кемеровской области. Он занимает ровный участок коренной террасы, высотой 20 м от уреза воды. Северо-западную часть острога разрушила силосная траншея. Здесь были исследованы остатки ворот острога и более двадцати разрушенных захоронений русского кладбища XVIII — XIX вв.
При расчистке стен выяснилось, что в их траншеях достаточно хорошо сохранились бревна частокола. В юго-западной стене удалось зачистить вертикально стоящие нижние части гнилых бревен. На линии протяженностью 1,3 м, насчитывалось 5 бревен. В заполнении траншей стен встречались древесные угли, что может быть признаком того, что эти участки стен горели.
В ходе раскопок на северной башне собрано большое количество костей животных (свинья, корова, овца, лось), птиц, крупной рыбы (в том числе, осетров). Керамика представлена разнообразными вариантами гончарной кухонной и столовой посуды, в том числе, и чернолощеной.
Среди керамики выделяется находка венчика лепного сосуда с вывернутым наружу краем, орнаментированным по срезу и изнутри оттисками крупнозубого гребенчатого штампа. Эта керамика могла принадлежать мастерам из местных аборигенов. В XVII в. рядом с Сосновским острогом были расселены калмаки.
На внутреннем участке острога, примыкающем к башне, были вскрыты остатки настила из широких плах, под которыми отмечена берестяная подстилка. Скопление в этой части острога пищевых отходов, битой кухонной и столовой посуды может свидетельствовать о том, что башня была жилой. В нижней части культурного слоя найдены фрагменты лепной керамики, орнаментированные фигурным штампом. Ранний слой относится к первой половине I тыс. н.э.
Сосновский острог намечен к музеефикации в рамках создания экомузея «Калмаки”.
Notes:
- Эрдниев У.Э. Отчет об археологической разведке на реке Томи в 1945 г. // Архив НКМ. — НДФ. on 1, р. 1, д. 23, л. 26 — 30. ↩
- Адамов А.А. Городища чатских татар в Новосибирском Приобье // Памятники Новосибирской области. — Новосибирск, 1989. — С. 55 — 61. ↩
- Миллер Г.Ф. История Сибири. — М. — Л., 1937. -Том 1. ↩
- Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках. — Новосибирск, 1980. ↩
- Потапов Л.П. Тюльберы енисейских рунических надписей // Тюркологический сборник. — М., 1972. — С. 145 — 166. ↩
- Крашенинников С.П. С.П. Крашенинников в Сибири. Неопубликованные материалы. — М. — Л., 1996. ↩
- Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII — первой четверти XX вв.: историко-этнографическое обследование. — М., 1993. ↩
- Элерт А.Х. Историко-географическое описание Томского уезда Г.Ф. Миллера (1734 г.) // Источники по истории Сибири досоветского периода. — Ново-сибирск, 1988. — С. 59 — 101. ↩