Описывая под 1037 г. строительную деятельность Ярослава Мудрого летописец указал: «Заложи же и церковь святыя Софья, митрополью» [ПВЛ, 6545]. Далее под тем же годом говорится, что Ярослав «любим бе книгам, и, многы написав, положи в святей Софьи церкви, юже созда сам». Под 1036 г. отмечено, что битва с печенегами произошла там, «иде же стоить ныне святая Софья, митрополья русьская: бе бо тогда поле вне града» [ПВЛ, 6544]. Однако в Новгородской 1-й и ряде других летописей закладка Софийского собора отнесена к 1017 г.: «Заложена бысть святая София Кыеве» [НПЛ, 6525]. В некоторых летописях известие 1037 г. связывается не с закладкой, а с окончанием строительства: «И церков святая София совръгаена» [ПСРЛ, V, VII и др.] или «того же лета священна бысть церковь святыя София в Киеве» [ПСРЛ, IX]. В Хронике Титмара Мерзебургского при описании встречи Болеслава и Святослава в Киеве в 1018 г. сообщается о существовании кафедрального собора Софии, но не говорится, был ли этот собор каменным или деревянным [Попт А. В. Русские митрополии константинопольской патриархии в XI столетии. — ВВ, 1968, т. 28, с. 86—96].
[adsense]
В «Слове» пресвитера Илариона, написанном, видимо, в 1049—1050 гг., имеется обращение к князю Владимиру Святославичу, из которого следует, что построил Софийский собор князь Ярослав, но задумано строительство было еще князем Владимиром: «Иже недоконьчанная твоя доконьча, акы Саломон Давыдова, иже дом божий великый святый его премудрости созьда» [Обнорский С., Бархударов С. Хрестоматия по истории русского языка. М., 1952, ч. 1, с. 187—188]. Далее в «Слове» говорится о Софийском соборе как о «церкви дивной и славной всем окружным странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнемь от востока до запада». Церковь была посвящена Софии — «премудрости божией». В часослове Мстиславова евангелия (XII в.) имеется запись: «Ноября 4… В тъж днь священне святыя Софие, иже есть в Кыеве граде. Священа Ефремъм митрополитъм» [Поппэ А. В. Русские митрополпи…]. Судя по этой записи, Софийский собор вторично освящен в 50—60-х гг. XI в., когда киевским митрополитом был Ефрем. В 1054 г. в соборе «в раце мороморяне» был погребен князь Ярослав [ПВЛ, 6562]. В дальнейшем, в XI и XII вв., Софийский собор неоднократно упоминается в летописях как место торжественных церемоний посажения на стол киевских князей и как место их погребения.
Собор подвергался разграблению при взятии Киева войсками Андрея Боголюбского (1171 г.), Рюрика Ростиславича (1203 г.) и монголо-татарами (1240 г.). В XIII—XIV вв. собор продолжал функционировать как резиденция митрополита. К XVI в. здание сильно обветшало, и, хотя здесь проводились какие-то ремонтные работы, к концу XVI в. в нем перестали служить. В начале XVII в. рухнула западная стена храма. В 1631—1632 гг. здание было восстановлено, а в 1633 г. освящено. О состоянии собора в середине XVII в. можно судить по описанию его Павлом Алеппским [Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию. М., 1897, вып. 2, с. 67—72] и особенно по рисункам художника А. Вестерфельда [Тр. XIII АС. М., 1908, т. 2, с. 451—459. См. также: Эрнст Ф. Л. Київська архітектура XVII віку. — В кн.: Київ та його околиця. Київ, 1926, с. 143]. В конце XVII — начале XVIII в. собор был оформлен в стиле украинского барокко.
Софийский собор изучается уже с начала ХТХ в. Наиболее серьезные исследования были проведены в 20—30-х гг. XX в. И. В. Моргилевским, а в 50-х гг. Н. И. Кресальным, В. П. Волковым и Ю. С. Асеевым. Археологические раскопки в соборе осуществил М. К. Каргер (1939—1940 и 1946—1952 гг.). Исследования показали, что Софийский собор сохранился до наших дней почти целиком и вполне возможно графическое восстановление его первоначального облика. История памятника и история его изучения подробно изложены Каргером [Каргер М. К. Древний Киев, т. 2, с. 98—140].
Софийский собор — большой пятинефный храм (табл. 2). Он имеет 5 апсид: центральная граненая, боковые полукруглые. Ширина основного здания 29.3 м, длина 29.5 м, азимут 57°. Внутри собора своды поддерживают 12 крестообразных в плане столбов. Как на внутренних, так и на наружных поверхностях стен столбам отвечают лопатки. Наружные лопатки в первом ярусе плоские, во втором — пучковые. С трех сторон к зданию примыкают галереи, а к ним снаружи — вторые, более широкие галереи. В западную наружную галерею несимметрично включены 2 лестничные башни для подъема на хоры. Общий размер храма с галереями: ширина 54.6 м, длина 41.7 м.
[adsense]
Центральное, крестообразное в плане пространство храма открыто на всю высоту и увенчано куполом на 12-оконном барабане. Стороны подкупольного пространства равны 7.5—7.7 м. Рукава центрального креста перекрыты цилиндрическими сводами, поднимающимися к центру тремя уступами. Боковые части собора разделены на два яруса обширными хорами, открывающимися в центральное пространство тройными арками, опирающимися на 2 столба. В нижнем ярусе столбы многогранные, во втором — квадратные с примыкающими тонкими полуколонками. Западная из тройных арок ныне не существует, так как рухнула в XVII в. вместе со стеной церкви. Два больших помещения в западной части хор — просторные залы со столбом в центре, освещенные через окна барабанов боковых глав. Своды под этими помещениями купольные, на парусах. Площадь основного пятинефного ядра собора около 600 м2, площадь хор 260 м2.
Купола имеют различную высоту. Вершина центрального купола поднимается на 28.6 м от уровня древнего пола; 4 купола, расположенных по диагонали от центрального, значительно ниже. Кроме того, по сторонам двух западных глав размещено еще по 3 купола, а по сторонам восточных — по одному. Общее количество куполов — 13, не считая завершений башен. В целом купола и ступенчато поднимающиеся к центру своды образуют четко выраженную пирамидальную композицию.
Внутренние галереи храма двухъярусные. В первом ярусе они перекрыты куполами на парусах, но без барабанов, кроме членений, отвечающих среднему нефу и трансепту, где расположены цилиндрические своды, обращенные осями параллельно стенам храма. Вопрос о перекрытии второго яруса внутренних галерей окончательно не выяснен. По одному варианту, здесь были купола на парусах без барабанов, по другому — вспарушенные крестовые своды. Наружные галереи одноэтажные. Они снабжены полуарками, упирающимися зенитом в стены внутренних галерей. Между полуарками наружные галереи, по-видимому, перекрывались односкатной кровлей без сводов. Проемы этих галерей снаружи первоначально были открытыми. Крайнее восточное членение северной наружной галереи представляло собой усыпальницу и имело самостоятельную небольшую апсиду. В южной части храма сохранился древний проем выхода со второго яруса внутренней галереи на площадку, расположенную над наружной галереей. Над восточной частью южной наружной галереи уцелели остатки какой-то надстройки, исполненной в XII в. В западной наружной галерее рядом с южной башней в XII в. была устроена крещальня.
Основной декоративный мотив оформления фасадов — на стенах и апсидах — двухуступчатые ниши и кирпичные декоративные выкладки. В уровне основания арок на фасадах имеются шиферные карнизы, а по ребрам центральной апсиды проходят тонкие полуколонии.
Стены собора сложены из кирпичей в технике кладки со скрытым рядом, с широким применением необработанных камней, особенно в нижней части здания. Раствор с примесью цемянки. Основной формат кирпичей 3.5X27X37 см, хотя использовались также и узкие — 3.5Х18Х29 см. В стенах сохранились следы нескольких ярусов дубовых связей. Арки и своды сложены из кирпичей без применения камней. В сводах много сосудов-голосников, главным образом амфор. Некоторые из них выходили отверстием внутрь храма, т. е. служили резонаторами. Сверху своды были обмазаны раствором и покрыты свинцовыми листами кровли. Кроме того, для покрытия куполов применялись специальные лекальные выгнутые плинфы.
Фундаменты храма сложены из бута и валунов на растворе с цемянкой. Они несколько шире стен, выступая наружу на 20—40 см. Глубина фундаментов 1—1.1 м, местами еще меньше — около 0.9 м. Под фундаментами сохранились следы деревянной субструкции — лежней и забитых в дно рва колышков. Внутри собора проходят ленточные фундаменты, сложенные из бута насухо и лишь сверху пролитые раствором. Глубина их от 0.7 до 1.4 м. Поперек наружных галерей ленточных фундаментов нет, и полуарки опирались на специальные фундаменты, связанные с фундаментами наружных стен галерей.
Интерьеры собора были украшены живописью: мозаичной — в центре здания, фресковой — в боковых частях. Много древних росписей сохранилось до настоящего времени. Фресковые росписи лестничных башен имеют светские сюжеты. В западной части храма уцелели остатки большой композиции, изображавшей семью заказчика — Ярослава Мудрого. Фресковые росписи обнаружены также на столбах наружной галереи и в нишах на фасадах. На некоторых участках наружных фасадов здания встречены следы древней штукатурки. Анализ фресковой штукатурки собора показал, что в качестве заполнителя в ней использован шлак от производства мозаичной смальты. Раскопками выявлены остатки древних полов: в центре храма — мозаичные наборы и шиферные плиты, в боковых частях и на хорах — керамические поливные плитки. Последние на хорах и в усыпальнице имели необычно большой размер — 70X70 см. Между восточными подкупольными столбами обнаружены отпечатки каменных блоков алтарной преграды.
Из раскопок разных лет происходит множество мраморных фрагментов: колонн, капителей, карнизов, порогов. Первоначальное расположение их не установлено. Встречены также обломки мраморной декоративной скульптуры, вероятно, от алтарной преграды. На хорах частично сохранились резные шиферные парапеты. Раскопками в северной башне выявлено, что ступени лестницы были шиферными, а подступенки имели мозаичный декор. В соборе найдены обломки круглых оконных стекол. В центральной апсиде — горнее место и епископское седалище. Неподалеку от собора при археологических раскопках обнаружено значительное скопление заготовок смальты, — вероятно, следы производства мозаик.
Неясность сведений письменных источников о времени постройки Софийского собора привела к сложению двух различных точек зрения на этот вопрос: некоторые исследователи считают, что собор был заложен в 1017 г. и закончен в 1031—1032 или 1037 гг.; другие полагают, что он был заложен в 1037 г., а закончен в 40-х гг. XI в. Долго существовало представление, что наружные галереи и башни пристроены к зданию позже, видимо в конце XI в. В настоящее время доказано, что все здание возведено единовременно, без существенных перерывов в строительстве.
Кресальный Н. И. Софийский заповедник в Киеве. Киев, 1960; Каргер М. К. Древний Киев, т. 2, с. 98—206; София Киевская / Сост. Г. Н. Логвин. Киев, 1971; Нелъговський Ю. П. Матеріали до вивчення первісного вігляду оздоблення інтер’єра Софії Київської. — В кн.: Питання історії архітектури та будівельної техніки України. Київ, 1959; Лазарев В. Н. 1) Мозаики Софии Киевской. М., 1960; 2) Византийское и древнерусское искусство. М., 1978, с. 65—115 (фрески Софии Киевской); Высоцкий С. А. 1) Древнерусские надписи Софии Киевской. Киев, 1966, вып. 1; 2) Средневековые надписи Софии Киевской. Киев, 1976; 3 )Про портрет родини Ярослава Мудрого у Софійському соборі в Києві. — Вісн. Київ, ун-ту, 1967, № 8, вып. 1, с. 35—44; 4) Автограф художника из Софийского собора в Киеве. — В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974, с. 122—126; 5) Культурно-исторические связи Руси и их отражение в монументальном искусстве древнего Киева. — В кн.: Тез. докл. сов. делегации на IV Междунар. конгр. славян, археол. М., 1980, с. 62—64; София Киевская. Киев, 1973; Кресальный Н. И. Новые исследования северо-западной башни Софии Киевской. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972, с. 65—79; Логвин Г. Н. 1) Новые наблюдения в Софии Киевской. — В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974, с. 154—160; 2) К истории сооружения Софийского собора в Киеве. — Памятники культуры, Новые открытия, Ежегодник 1977, М., 1977, с. 169—186; Тоцъка I. Ф., Ерко О. Ф. До історії північної галереі Софії Київської. — В кн.: Археологічні дослідження стародавнього Києва. Київ, 1976, с. 119—130; Тоцъка І. Ф. Про час виконання розсписів галерей Софії Київської. — В кн.: Стародавній Київ. Київ, 1975, с. 182—194; Стріленко Ю. М. Аналіз зразків фрескових та будівельних розчинів Софії Київської.— Там же, с. 195—201; Левицкая В. И. 1) О некоторых вопросах производства набора мозаик Софии Киевской. — ВВ, 1959, т. 15, с. 170—184; 2) Материалы исследования палитры мозаик Софии Киевской. — ВВ, 1963, т. 23, с. 105—157; Асеев Ю. С., Хоцкая И. Ф., Штепдер Г. М. Исследования галерей киевского Софийского собора. — Стр-во и архитектура, Киев, 1980, № 7, с. 25—26; Pop ре А. The building of the church of St. Sophia in Kiev. — .T. Medieval Hist., 1981, vol. 7, N 1, p. 17—66.