Керамика

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

Глиняная посуда встречается в большом количестве как в богатых, так и в бедных жилищах, по способу производства она делится на гончарную и лепную, по назначению различаются столовые и кухонные сосуды, керамическая тара, декоративные вазы, керамические светильники, туалетные и палестрические сосуды. Глиняные сосуды разделяются и по способу орнаментации поверхности на расписные, чернолаковые и краснолаковые, фигурные и рельефные вазы; выделяется гончарная посуда без специального покрытия поверхности.

Гончарная посуда была наиболее распространенной. Формы ее, как импортной, так и местной, были чрезвычайно разнообразны (табл. CXXXV—CXXXVII). Особенно большим разнообразием отличалась столовая посуда, подаваемая на пирах. Вино подавалось в амфорах, пеликах, кувшинах-ольпах и ойнохоях, вода — в трехручных сосудах — гидриях; для смешивания вина с водой применялись кратеры, диносы, для охлаждения воды — псикторы, заполненные снегом и вставляемые в кратеры, для разливания вина — киафы. Вино пили из киликов, канфаров, ритонов, фиал и из более емких застольных чаш — скифосов, котил, кубков. Еда раскладывалась на тарелках, рыбных блюдах. Употреблялись солонки, гутусы для кормления детей, чаши. К сосудам для растительного масла и благовоний относятся палестрические сосуды-арибаллы, алабастры, бомбилии и туалетные сосуды — лекифы, амфориски, аски, флаконы. В быту употреблялись также глиняные сосуды для косметики и хранения украшений — пиксиды и леканы, а также тазы для умывания — лутерии. Среди кухонной посуды были разнообразные горшки, кастрюли с крышками (табл. CXXXVIII, 1, 9, 10, 24), глиняные сковороды (табл. CXXXVIII, 26, 27), всевозможные кувшины, миски и т. д. (табл. CXXXVIII, 2—8, 11—23, 29— 43). Сосудами, служившими тарой, были пифосы для хранения зерна и жидкостей, амфоры для перевозки и хранения вина и масла.

[adsense]

Таблица CXXXV. Тины греческих сосудов 1, 7, 9, 10, 16, 17, 22, 23, 25, 33 — амфоры; 4, 6 — кувшины; S, 21’ 31 — кубки; 8, 14, 15, 24, 32, 37 — гидрии; 11, 18, 27 — панафинейские амфоры; 13, 20, 26, 29, 30, 35, 36 — пели ки; 19, 28 — амфоры-лутрофоры; 34 — сигула. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXXXV. Тины греческих сосудов
1, 7, 9, 10, 16, 17, 22, 23, 25, 33 — амфоры; 4, 6 — кувшины; S, 21’ 31 — кубки; 8, 14, 15, 24, 32, 37 — гидрии; 11, 18, 27 — панафинейские амфоры; 13, 20, 26, 29, 30, 35, 36 — пели
ки; 19, 28 — амфоры-лутрофоры; 34 — сигула. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXXXVI. Типы греческих сосудов 1—4, 8—14 — кратеры; 5 — стамнос; 6 — киаф; 7 — динос: 15 - псиктер. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXXXVI. Типы греческих сосудов
1—4, 8—14 — кратеры; 5 — стамнос; 6 — киаф; 7 — динос: 15 — псиктер. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXXXVII. Типы греческих сосудов 1—3, 29, 30, 58 — пиксиды; 4, 5, 33 — арибаллы; 6 — флаконы; 7,8 — кофоны; 9, 34 — аски; 10, 39, 40 — скифосы; 11 — ритон; 12, 13, 45, 46, 69 — ойнохои; 14 — ольпа; 15—19, 41—44, 50, 51, 65 — килики; 20, 47—49, 63, 61 — канфары; 21, 22, 62 — тарелки; 23, 57 — алабастры; 24 — бомбилий; 25—28, 31 — ле- кифы; 32, 56 — амфориски; 35, 59 — гуттусы; 36, 61 — чаши; 37, 38 — солонки; 45, 69 — кувшины; 52 — фиала; 53 — лекана; 54 — котила; 55 — кальпида; 60 — лутерий; 66 — «мегарская» чаша; 67, 68 — лагинос. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXXXVII. Типы греческих сосудов
1—3, 29, 30, 58 — пиксиды; 4, 5, 33 — арибаллы; 6 — флаконы; 7,8 — кофоны; 9, 34 — аски; 10, 39, 40 — скифосы; 11 — ритон; 12, 13, 45, 46, 69 — ойнохои; 14 — ольпа; 15—19, 41—44, 50, 51, 65 — килики; 20, 47—49, 63, 61 — канфары; 21, 22, 62 — тарелки; 23, 57 — алабастры; 24 — бомбилий; 25—28, 31 — лекифы; 32, 56 — амфориски; 35, 59 — гуттусы; 36, 61 — чаши; 37, 38 — солонки; 45, 69 — кувшины; 52 — фиала; 53 — лекана; 54 — котила; 55 — кальпида; 60 — лутерий; 66 — «мегарская» чаша; 67, 68 — лагинос. Составитель Е. Г. Кастанаян

Древнейшей античной посудой, поступавшей в VII—VI вв. до н. э. в Северное Причерноморье из Средиземноморья, являлись изделия восточно-греческих центров — так называемая родосско-ионийская керамика, или родосско-милетская, производившаяся в Ионии (табл. CXXXIX; CXL). Она характеризуется особым стилем росписи, называемым ориентализирующим. Роспись родосско-ионийской керамики наносилась на поверхность сосуда, предварительно покрытую светлой облицовкой кремового цвета из разжиженной глины высокого качества. В росписи фигурируют стилизованные изображения животных, птиц, рыб и фантастических существ — сирены, сфинкса, крылатого коня и др. Рисунок контурный и силуэтный — чернофигурный. Последний появляется в ионийской керамике в середине VI в. до н. э. (Блаватский В. Д., 1953в, с. 22, 80 сл.; Копейкина Л. В., 1970, с. 93 и сл.). Часто употреблялись накладные краски — белая и пурпурная (Копейкина Л. В., 1976, с. 138). Фон заполнялся различными орнаментальными элементами — розетками, крестиками, кружками, побегами плюща, точками и пятнами лака и другими растительными и геометрическими мотивами. Древнейшие находки этой керамики относятся уже к самому началу освоения греками этой области — ко второй половине VII — началу VI в. до н. э. (табл. CXXXIX). Одним из древнейших образцов родосско-ионийской керамики, найденной в Северном Причерноморье, является родосская ойнохоя 30-х гг. VII в. до н. э. из погребения на Темир-горе, вблизи Пантикапея (Копейкина Л. В., 1972). Изображения отдельных фигур имеются на келебе конца VII в. до н. э. из поселения на острове Березань (табл. CXXXIX, 1) и на амфоре первой половины VI в. до н. э. из Пантикапея (табл. CXL, 8). К последней четверти VI в. до н. э. относится родосская амфора — стамнос из Березани, украшенная росписью коврового стиля с изображением льва, нападающего на оленя (табл. CXL, 5). Широко ввозятся в первой половине VI в. до н. э. сосуды с росписью стиля «фикеллура», как например, амфориск из Пантикапея середины VI в. до н. э. (табл. CXLI, 6). Особенно характерен для росписи этой группы орнамент в виде лепестков лотоса и полумесяцев. Встречаются также и фигурные изображения (Блаватский В. Д., 1953в, с. 98). Значительную группу составляла керамика, изготовлявшаяся, возможно, в Навкратисе — греческой колонии в Египте. Главными особенностями ее являются покрытие белой облицовкой, по которой наносились черным лаком фигурные изображения или линейный орнамент. Рисунок фигурных изображений в эпоху расцвета стиля — контурный (Энман Н. А., 1911, с. 142 сл.) (табл. CXLI, 3), а позднее — силуэтный с гравировкой (табл. CXLI, 4) (Книпович Т. Н., 1941, с. 113). В середине VI в. до н. э. начинают ввозиться также ионийская керамика кла-зоменского стиля (табл. CXLI, 1, 5) с характерной красочной росписью (Энман Н. А., 1912, табл. VII— IX; Книпович Т. Н., 1927, с. 85—101; Сидорова Н. А., 1962, с. 104). Наиболее значительное место среди ионийской керамики в северопонтийских городах занимали сосуды с орнаментальной росписью в виде поясков, волнистых линий и различных комбинаций геометрического узора (Шмидт Р. В., 1952, с. 239 сл.) (табл. CXL, 2—4, 6, 7, 9). Во второй и третьей четверти VI в. до н. э. встречается коринфская керамика ориентализирующего типа — коврового или в виде отдельных изображений,— по преимуществу более поздние экземпляры (Борисковская С. П., 1972). Это — амфориск из Ольвии, роспись которого выполнена в манере мастера Амперсанда первой половины VI в. до н. э. (табл. CXLI, 7). В значительном количестве представлены сосуды мелких форм — арибаллы, скифосы, с чисто декоративными растительными и геометрическими орнаментами (Малев И. П., 1914; Шмидт Р. В., 1952, с. 236) (табл. CXLI, 2).

Таблица CXXXVIII. Местная гончарная керамика 1, 4-9, 12, 14, 23, 25-29, 31-43 - Пантикапей; 2, 3, 13, 22 -Ольвия; 10, 24, 30 — Мирмекий; 11, 15—21 — Херсонес. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXXXVIII. Местная гончарная керамика
1, 4-9, 12, 14, 23, 25-29, 31-43 — Пантикапей; 2, 3, 13, 22 -Ольвия; 10, 24, 30 — Мирмекий; 11, 15—21 — Херсонес. Составитель Е. Г. Кастанаян

Аттическая керамика начала поступать в Северное Причерноморье около середины VI в. до н. э. Среди импортных сосудов с чернофигурной росписью аттические (табл. CXLII) занимают первое место. Есть фрагменты ваз, расписанных прославленными мастерами вазописи VI в. до н. э., например, Лидосом (Горбунова К. С.; 1964, с. 297). Особую группу составляют килики с мелкофигурной росписью (табл. CXLII, 5), в том числе расписанные Тлесоном — выдающимся афинским вазописцем третьей четверти VI в. до н. э. (Скуднова В. М., 1957в; Горбунова К. С., 1966). В первой половине V в. До н. э. усиливается ввоз ваз чернофигурного стиля (.Книпович Т. Н., 1955б, с. 362). Продолжают постукать они и в IV в. до н. э., когда этот стиль господствует лишь на панафинейских и псевдо-панафинейских амфорах (Радлов Н. Э., 1912; Пиотровский А. И., 1927) (табл. CXXXIII, 5, 6), выдававшихся в качестве приза на спортивных состязаниях, которыми сопровождались Большие и Малые Панафинеи — празднества, устраиваемые в Афинах в честь богини Афины. Росписи панафинейских амфор подражали амфориски с изображениями Афины на лицевой стороне и атлетов — победителей на оборотной (Блаватский В. Д., 1953в, с. 262, сл.). С конца VI в. до н. э. в Аттике начинается производство краснофигурных ваз, в большом количестве ввозимых в Северное Причерноморье. Краснофигурные изображения на них наносились контурными линиями на поверхность сосуда, оставленную в цвете глины, после чего фон изображения покрывался черным лаком (табл. CXLIII). Характерна тщательная моделировка деталей (табл. CXLIII, 6). В V в. До н. э. аттический черный лак отличается особо высоким качеством, приобретая блеск, близкий к зеркальному. В конце VI — начале V в. до н. э. в краснофигурной живописи господствует так называемый строгий стиль (табл. CXLIII, 1, 2, 6, 7), в котором изображения отличаются еще сильной условностью в трактовке фигур. С середины V в. до н. э. строгий стиль сменяется свободным стилем (Блаватский В. Д., 1953в, с. 192 сл.). Для него характерна большая реалистичность и объемность изображений, передача фигур в смелых ракурсах и непринужденных позах (табл. CXLIII, 3—5). В 20-х годах V в. до н. э. появляется так называемый роскошный стиль, отличающийся более сложными композициями, с ярко выраженной динамикой. Вазы роскошного стиля находили по преимуществу в Пантикапее и в его округе, отчего данный стиль получил также название керченского. Он был особенно распространен в IV в. до н. э. (Книпович Т. Н., 1955б, с. 363). Образцом его служит кальпида IV в. до н. э. со сценой приношения даров новобрачной (табл. CXХХШ, 4) и гидрия из Пантикапея. Чаще всего находят вазы беглого стиля IV — первой половины III в. до н. э., знаменующего упадок краснофигурной живописи (Блаватский В. Д., 1953в, с. 220), а также сосуды с чисто орнаментальной росписью, например, арибаллические лекифы с краснофигурной пальметкой (табл. CXХХШ, 8) и преимущественно на Боспоре — пелики со сценами, связанными с мифами об амазонках, аримаспах и т. д. (Кобылина М. М., 1951г) (табл. CXII, 2,3).

Таблица CXXXIX. Родосско-ионийская керамика. 1 — келеба, последняя четверть VII в. до н. э., Березань; 2 — горло кувшина, вторая четверть VII в. до н. э., Болтышка; 3,4 фрагменты стенок сосудов, конец VII в. до н. э., lie-мирово; 5 — горло кувшина, Самос, группа «Фикеллюра»,
вторая четверть V в. до н. э., курган близ с. Криворожье; 6 — горло кувшина, третья четверть VII в. до н. э. (из б. Хоперского округа); 7—кувшин, VII в. до н. э., Темир-гора. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXXXIX. Родосско-ионийская керамика. 1 — келеба, последняя четверть VII в. до н. э., Березань; 2 — горло кувшина, вторая четверть VII в. до н. э., Болтышка; 3,4 фрагменты стенок сосудов, конец VII в. до н. э., lie-мирово; 5 — горло кувшина, Самос, группа «Фикеллюра»,
вторая четверть V в. до н. э., курган близ с. Криворожье; 6 — горло кувшина, третья четверть VII в. до н. э. (из б. Хоперского округа); 7—кувшин, VII в. до н. э., Темир-гора. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXL. Родосско-ионийская керамика 1 — ойнохоя, вторая четверть VI в. до н. э.; 2 — амфора (на горле граффити А), вторая половина VI в. до н. э.; 3 — амфора, вторая половина VI в. до н. э.; 4 — кувшин, конец VI в. до н. э.; 5 — родосская ваза, последняя четверть VI в. до н. э.; 6 — килик, вторая четверть VI в. до н. э.; 7 — аск, первая половина V в. до н. э.; 8 — амфора, первая половина VI в. до н. э.; 9 — тарелка, вторая половина VI в. до н. э.; 10 — амфора, первая половина VI в. до н. э. 1, 5 — Березапь; 2, 4, 8 — Пантикапей; 3, 6, 7, 10 — Гермонасса; 9 — Ольвия. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXL. Родосско-ионийская керамика
1 — ойнохоя, вторая четверть VI в. до н. э.; 2 — амфора (на горле граффити А), вторая половина VI в. до н. э.; 3 — амфора, вторая половина VI в. до н. э.; 4 — кувшин, конец VI в. до н. э.; 5 — родосская ваза, последняя четверть VI в. до н. э.; 6 — килик, вторая четверть VI в. до н. э.; 7 — аск,
первая половина V в. до н. э.; 8 — амфора, первая половина VI в. до н. э.; 9 — тарелка, вторая половина VI в. до н. э.; 10 — амфора, первая половина VI в. до н. э.
1, 5 — Березапь; 2, 4, 8 — Пантикапей; 3, 6, 7, 10 — Гермонасса; 9 — Ольвия. Составитель Е. Г. Кастанаян

Выдающееся место среди находок аттической керамики занимают фигурные сосуды — арибаллические лекифы в виде Афродиты, рождающейся из раковины, сфинкса и сирены (найденные в Фанагории) (Фармаковский Б. В., 19216), а также три арибаллических лекифа конца V — начала IV в. до н. э. из Пантикапея с надписью «Ксенофант афинянин сделал» (Передолъская А. А., 1945 а, с. 46—67) (табл. CXII, 1). Из рельефных полихромных сосудов интересен туалетный флакон второй половины IV в. до н. э. с изображением на лицевой стороне головы Плутона, а его обратная сторона сделана в виде раковины (Шкорпил В. В., 1904, рис. 22). Чернолаковая посуда без росписей была широко распространена в Северном Причерноморье. Иногда чернолаковые килики, чашки и тарелки украшались по внутренней стороне донышка различной орнаментацией — в виде резной лучевой розетки или концентрических кругов штампованных ов и пальметок, соединенных между собой резными дужками, что характерно для конца V—IV вв. до н. э. Орнамент в виде штампованных пальметок держится вплоть до I в. до н. э. Кроме того, для V в. до н. э. характерен штампованный орнамент на стенках чернолаковых амфорисков и канфаров — в виде ов, меандра и растительных побегов (табл. CXLIV, 1, 4). Сосуды с росписью по светлому фону — лагиносы характерны для эпохи эллинизма. В позднеэллинистический период распространяются сосуды других форм со скромной росписью в виде поясков и растительных гирлянд (табл. CXLIV, 6). Была распространена также чернолаковая посуда с накладной росписью (табл. CXLIV, 1, 2, 4, 5, 7—9). Иногда сосуды покрывались разноцветными красками и позолотой, дошедшими до нас в виде ничтожных следов. Черный лак керамики этой группы отличается ухудшенным качеством. Он утрачивает свой былой блеск и глубину черного цвета, приобретая тусклый, порой коричневый и бурый оттенки. При определенном режиме обжига этот лак приобретал красный цвет. Роспись керамики данной группы воспроизводит» либо растительные мотивы — побеги плюща, виноградные лозы, цветочные гирлянды, либо морскую волну с дельфинами; шашечный узор в сочетании с вписанными прямоугольниками, ожерелья с зерновидными подвесками и гирляндами — тениями, розетты, точечный орнамент и другие орнаментальные мотивы. Вазы этой группы нередко украшались на ручках рельефными масками сатиров и менад. Некоторые из кубков с подобной росписью имеют посвятительные надписи, нанесенные жидкой глиной (табл. CXLIV, 1). Роспись наносилась на верхнюю часть сосуда, нижняя часто выделывалась в виде канелюр (табл. CXLIV, 2, 5, 9), что становится характерным для чернолаковых сосудов, начиная с IV в. до н. э. Керамика с рельефными масками и каннелированным туловищем развивалась под воздействием производства металлических сосудов (Книпович Т. Н., 1949а, с. 271-284; 1955б, с. 369). Чернолаковая керамика с накладной росписью («керамика стиля Гнафия») (Блаватский В. Д., 1953в, с. 242 сл.) представлена в Северном Причерноморье сетчатыми лекифами — туалетными флаконами, украшенными чернолаковой сеткой с белыми точками (табл. CXLIV, 3). Вазы группы Гадра, изготовлявшиеся для погребальных целей в Александрии, были найдены в Ольвии (табл. CXLIV, 10) и на Боспоре (Штерн Э. Р., 1910, табл. I, 1; Блаватский В. Д., 1953в, рис. 15).

[adsense]

Таблица CXLI. Керамика восточногреческих центров 1 — амфора с росписью клазоменсиого стиля, вторая половина VI в. до н. э.; 2 — арибалл, около середины VI в. до н. э., Коринф; 3 — килик, первая четверть VI в. до н. э., Иавкра-тис (Хиос); 4 — килик, около середины VI в. до н. э., Навкра-тис (Хиос); 5 — амфора с росписью клазоменсиого стиля, первая половина VI в. до н. э.; 6 — амфориск, группы «Фи-келлюра», середина VI в. до н. э.; 7 — амфориск, первая половина VI в. до н. э., Коринф  1 — Тиритака; 2, в — Пантикапей; 3 — Березань; 4, 7 — Ольвия; 5 —Таманский полуостров. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXLI. Керамика восточногреческих центров
1 — амфора с росписью клазоменсиого стиля, вторая половина VI в. до н. э.; 2 — арибалл, около середины VI в. до н. э., Коринф; 3 — килик, первая четверть VI в. до н. э., Иавкра-тис (Хиос); 4 — килик, около середины VI в. до н. э., Навкра-тис (Хиос); 5 — амфора с росписью клазоменсиого стиля,
первая половина VI в. до н. э.; 6 — амфориск, группы «Фи-келлюра», середина VI в. до н. э.; 7 — амфориск, первая половина VI в. до н. э., Коринф
1 — Тиритака; 2, в — Пантикапей; 3 — Березань; 4, 7 — Ольвия; 5 — Таманский полуостров. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXLII. Чернофигурная аттическая керамика  1 — гуттус, последняя четверть V в. до н. э.; 2 — лекиф, вторая четверть V в. до н. э.; 3 — лекана, V в. до н. э.; 4 — скифос, начало V в. до н. э.; 5 — килик, третья четверть VI в. до н. э.; 6 — килик, начало V в. до н. э.; 7 — ойнохоя, VI в. до н. э.; 8 — лекиф, конец VI в. до н. э.; 9 — кувшин, VI в. до н. э. 1 — Пантикапей; 2—4, 7—9 — Ольвия; 5 — Еерезань; в — Ти ритака. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXLII. Чернофигурная аттическая керамика
1 — гуттус, последняя четверть V в. до н. э.; 2 — лекиф, вторая четверть V в. до н. э.; 3 — лекана, V в. до н. э.; 4 — скифос, начало V в. до н. э.; 5 — килик, третья четверть VI в. до н. э.; 6 — килик, начало V в. до н. э.; 7 — ойнохоя,
VI в. до н. э.; 8 — лекиф, конец VI в. до н. э.; 9 — кувшин, VI в. до н. э.
1 — Пантикапей; 2—4, 7—9 — Ольвия; 5 — Еерезань; в — Ти ритака. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXLIII. Краснофигурная аттическая керамика 1 — лекиф, 495—490 гг. до н. э.; 2 — кратер мастера Алкима, около 470 г. до н. э.; 3 — кратер, рубеж V—IV вв. до н. э.; 4 — лекиф, первая четверть V в. до н. э.; 5 — килик, конец V — начало IV в. до н. э.; 6 — кратер, начало V в. до н. э.; 7 — пелика, начало V в. до н. э. 1 — Ольвия; 2, 4, 6, 7 — Пантикапей; 3 — Херсонес; 5 — Панское I, округ Херсонеса. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXLIII. Краснофигурная аттическая керамика
1 — лекиф, 495—490 гг. до н. э.; 2 — кратер мастера Алкима, около 470 г. до н. э.; 3 — кратер, рубеж V—IV вв. до н. э.; 4 — лекиф, первая четверть V в. до н. э.; 5 — килик, конец V — начало IV в. до н. э.; 6 — кратер, начало V в. до н. э.; 7 — пелика, начало V в. до н. э.
1 — Ольвия; 2, 4, 6, 7 — Пантикапей; 3 — Херсонес; 5 — Панское I, округ Херсонеса. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXLIV. Чернолаковая и аттическая керамика 1 — амфориск со штампованным орнаментом, V в. до н. э. (Гермонасса); 2 — килик, вторая половина VI в. до н. э. (Гермонасса); 3 — канфар со штампованным орнаментом, середина V в. до н. э. (Гермонасса); 4 — килик, вторая четверть V в. до н. э. (Гермонасса); 5 — чашечка, вторая половина V в. до н. э. (Гермонасса); в — гидрия, IV в. до н. а. (курган Юз-Оба); 7 — килик, IV в. до н. э. (Гермонасса); 8 — алабастр, конец IV в. до н. э. (Пантикапей); 9 — арибаллический лекиф, первая четверть IV в. до н. э. (пос. Панское I); 10 — килик с посвятительной надписью «дружба», первая половина III в. до н. э. (Ольвия); 11 — амфора, первая половина III в. до н. э. (Ольвия); 12— гидрия, конец IV —первая половина III в. до н. э. (Херсонес); 13 — канфар, III—II вв. до н. э. (Ольвия); 14 — канфар, первая половина III в. до н. з. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXLIV. Чернолаковая и аттическая керамика
1 — амфориск со штампованным орнаментом, V в. до н. э. (Гермонасса); 2 — килик, вторая половина VI в. до н. э. (Гермонасса); 3 — канфар со штампованным орнаментом, середина V в. до н. э. (Гермонасса); 4 — килик, вторая четверть V в. до н. э. (Гермонасса); 5 — чашечка, вторая половина V в. до н. э. (Гермонасса); в — гидрия, IV в. до н. а. (курган Юз-Оба); 7 — килик, IV в. до н. э. (Гермонасса); 8 — алабастр, конец IV в. до н. э. (Пантикапей); 9 — арибаллический лекиф, первая четверть IV в. до н. э. (пос. Панское I); 10 — килик с посвятительной надписью «дружба», первая половина III в. до н. э. (Ольвия); 11 — амфора, первая половина III в. до н. э. (Ольвия); 12— гидрия, конец IV —первая половина III в. до н. э. (Херсонес); 13 — канфар, III—II вв. до н. э. (Ольвия); 14 — канфар, первая половина III в. до н. з. Составитель Е. Г. Кастанаян

Таблица CXLV. Импортные вазы 1 — ситула чернолаковая с рельефным орнаментом, вторая половина III в. до н. э. (Ольвия); 2 — сосуд с изображением мифа о Дионисе (эллинистическая эпоха (Пантикапей); 3 — краснофигурная аттическая гидрия с накладными рельефными фигурками, IV в. до н. э. (Пантикапей); 4 — ситула чернолаковая, Аттика, вторая половина III в. до н. э. (Херсонес) ; 5 — полихромпая с рельефными украшениями амфо- ра из Александрии (Ольвия); 6 — кувшин краснолаковый с изображением Диониса среди виноградных лоз, эллинисти ческая эпоха (Пантикапей); 7 — то же, под ручкой маска силена; 8 — глазурованная кружка с комическим изображением суда Париса, I в. до н. э. (Ольвия); 9 — «мегарская чаша», эллинистическая эпоха (Нимфей). Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXLV. Импортные вазы
1 — ситула чернолаковая с рельефным орнаментом, вторая половина III в. до н. э. (Ольвия); 2 — сосуд с изображением мифа о Дионисе (эллинистическая эпоха (Пантикапей);
3 — краснофигурная аттическая гидрия с накладными рельефными фигурками, IV в. до н. э. (Пантикапей); 4 — ситула чернолаковая, Аттика, вторая половина III в. до н. э. (Херсонес) ; 5 — полихромпая с рельефными украшениями амфо-
ра из Александрии (Ольвия); 6 — кувшин краснолаковый с изображением Диониса среди виноградных лоз, эллинисти ческая эпоха (Пантикапей); 7 — то же, под ручкой маска силена; 8 — глазурованная кружка с комическим изображением суда Париса, I в. до н. э. (Ольвия); 9 — «мегарская чаша», эллинистическая эпоха (Нимфей). Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXLVI. Фигурные сосуды I в. до н. э. — II в. н. э. 1, 6 — Пантикапей; 2—5, 7—9 — Ольвия. Составитель Т. М. Арсеньева

Таблица CXLVI. Фигурные сосуды I в. до н. э. — II в. н. э. 1, 6 — Пантикапей; 2—5, 7—9 — Ольвия. Составитель Т. М. Арсеньева

Рельефная керамика получает большое распространение в эллинистическое время (табл. CXLV). Она производилась во многих центрах (Блаватский В. Д., 1953в, с. 248 сл.), в числе которых особо значительное место занимал Пергам и его округа (Шургая И. Г., 1963, с. 107 и сл.). Вазы покрывались лаком тусклого черного, коричневого, иногда красного цвета. Образцом керамики с рельефным декором служит амфора александрийской работы II в. до н. э. из Ольвии (Ростовцев М. И., 19126, с. 136 сл.; Тревер К. В., 1918). Горло, плечики и ручки амфоры богато украшены рельефными изображениями, покрытыми полихромной росписью и позолотой (табл. CXLV, 5). К числу уникальных произведений малоазийского искусства принадлежит чаша из Ольвии, покрытая зеленоватой глазурью с высокими рельефными фигурами — комическими изображениями персонажей суда Париса — образец античной карикатуры (табл. CXLV, 8). Выдающимися образцами рельефных сосудов массового ремесленного производства являются ситулы, найденные в Ольвии и Херсонесе (табл. CXLV, 4 и 6). Громадное распространение имели в период эллинизма так называемые «мегарские чаши», получившие это наименование благодаря их первым массовым находкам в Мегарах (табл. CLXIII, CLXIV). Однако, как показали последующие находки этих чаш и форм для их изготовления, они производились во многих эллинистических центрах. Это рельефные чаши полусферической формы с орнаментацией в виде растительных гирлянд, следующих друг за другом фигурок людей и животных, а также различных орнаментальных мотивов— ов, меандра, лесбийского киматия, пальметок и розеток. Такие чаши покрывались жидким черным или красным лаком, именуемым иногда глазурью. Распространены были и фигурные сосуды, например, в виде фигурок животных (табл. CXLVI, 3, 4, 6, 9) (Шкорпил В. В., 1913, рис. 17; Фармаковский Б. В., 1903а, рис. 55; ОАК за 1902 г., рис. 14) или головы девочки африканского типа (табл. CXLVI, 1) (Фармаковский Б. В., 19166, с. 320 и сл.) и сосуды полурельефные — полуфигурные, как, например, голова силена с рельефной моделировкой лица и скульптурным исполнением рук (табл. CXLVI, 5).

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Дни смерти
1823 Умер Джованни Баттиста Бельцони — итальянский путешественник и археолог. Ему удалось перевезти статую Рамзеса Великого из окрестностей Фив в Александрию и впервые проникнуть в храм Абу-Симбела. В Долине царей (Бибан эль Молук) близ Фив он открыл многие важные катакомбы с мумиями, в числе их знаменитую гробницу Псамметиха, или Нехо, из которой он увёз великолепный алебастровый саркофаг. Но самым блестящим предприятием Бельцони было открытие погребальной камеры пирамиды Хефрена.
2002 Умер Владислав Александрович Могильников — отечественный археолог, доктор исторических наук, специалист по средневековой археологии Южной Сибири.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014