Кавказ в раннем железном веке: территории, культуры, этносы и общества

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В раннем железном веке, I тысячелетии до н. э. и первых веках н. э., в районах Средней Азии, Закавказья и Северном Причерноморье складываются классовые общества.
Известно, что классовое общество рано возникло в южных районах Средней Азии, прежде всего там, где развивалось древнее искусственное орошение. Например, древняя земледельческая цивилизация Алтын-тепе.

У древних жителей Армянского нагорья в I тысячелетии до н. э. сложилось государство восточного типа — Урарту. Несколько позже в Северном Причерноморье появились поселения древних греков, которые оказали большое культурное влияние на соседние народы.

С возникновением классовых обществ связано развитие городов, городской цивилизации, строительство больших архитектурных сооружений, накопление роскоши, распространение монет и письменности.

Археологии принадлежит первостепенное значение в реконструкции истории этих обществ. Она не только дает материал по хозяйству, культуре, быту, но и дополняет письменные источники — клинописные, эпиграфические тексты.

Археология Урарту

В середине XIX в. на скале, на берегу оз. Севан, была обнаружена первая урартская надпись, сделанная по приказу царя Русы I, жившего в VIII в. до н. э. Позднее близ Еревана на холме Кармир-Блур был найден обломок плиты с урартской надписью, где упоминалось имя одного из последних урартских царей. Дальнейшие поиски привели к открытию в этом месте укрепленного города Тейшебаини, построенного при царе Русе II приблизительно в 675—650 гг. до н. э. Многолетние раскопки позволили воспроизвести картину хозяйственной и политической жизни этого города. В центре находилась сложенная из громадных, грубо обработанных камней и глиняных блоков крепость площадью около 4 га. Вокруг нее лежали городские кварталы с одинаковыми каменными домиками. В цитадели были обнаружены развалины дворца наместника. Дворец представлял собой огромный комплекс строений, возведенных из сырцового (необожженного) кирпича. Он был расположен уступами на склоне холма и состоял более чем из ста комнат. Лучше всего, естественно, сохранилась нижняя часть постройки — дворцовые кладовые. В них были найдены произведения урартского искусства: декоративно украшенные изображения львов и быков, бронзовые щиты царей Аргишти и Сардури, металлические шлемы, колчаны с барельефными изображениями всадников и коней, запряженных в колесницы. Надпись на одном из шлемов гласит: «Богу Халду, владыке, Сардур, сын Аргишти, подарил жизни ради». На шлеме изображены священные деревья, рядом стоят боги в рогатых шлемах, а за ними — всадники и боевые колесницы. Среди прочих предметов множество чаш с надписями и привозные украшения из Ассирии и Египта. Большое количество сохранившихся глиняных табличек с клинописными текстами наводит на мысль, что в крепости хранился клинописный архив. Вероятно, на холме Кармир-Блур располагался административный центр северной части страны, крепость, в которой жил наместник и находился военный гарнизон.

Город был не только административным и военным, но и хозяйственным центром. В огромных кладовых, в специально вделанных в пол громадных сосудах хранились большие запасы пшеницы, ячменя, проса, фруктов. В одном из подвалов обнаружены сосуды со специальными соломенными фильтрами внутри, служившие, видимо, для варки пива. В отдельной кладовой хранилось вино. Глиняные сосуды для вина поражают колоссальными размерами, емкость некоторых из них доходила до 1500 л. В ходе раскопок найдены и сельскохозяйственные орудия труда: железные серпы и мотыги, грубые зернотерки, состоящие из двух камней, которые заменяли собой жернова, массивные ступы-крупорушки и другой сельскохозяйственный инвентарь.

Вокруг крепости раскопаны жилища, которые дают представление о повседневной жизни. Дома были построены целыми кварталами и состояли из двух-трех помещений. Кровлю поддерживали столбы, внутри имелся глухой дворик, в котором находился врытый в землю очаг. В домах не было почти никакой мебели, что характерно не только для Урарту, но и для всех стран Древнего Востока. Домашнюю утварь составляли в основном глиняные сосуды, в них хранили продукты и мелкие вещи. В каждом доме обнаружены поделки из кости и дерева — ложки, совки и коробочки. Пищу готовили из ячменя, проса, бобовых растений и растительного масла. Широко использовались виноград и изюм. Считают, что в жилищах, расположенных за пределами цитадели, жили ремесленники, воины и рабы.

В Закавказье известны и другие урартские крепости. Остатки двух крепостей сохранились на берегу оз. Севан. Значительная часть государства Урарту находится на территории Турции.

На правом берегу Аракса, на Армавирском холме, был расположен древнейший город Урарту — Аргиштихинили. В его развалинах найдено много клинописных текстов, повествующих о постройке крепостей, храмов, о сооружении оросительных каналов. Строительство каналов имело большое значение, так как земледелие на засушливом Армянском плоскогорье было основано на искусственном орошении. Впрочем, эта черта характерна вообще для древневосточного земледелия, которое во всех странах Древнего Востока развивалось или на заливных прибрежных, или на искусственно орошаемых землях.

При царе Аргишти в 783 г. до н. э. был заложен город Эребуни (Ереван). Остатки древнейших построек Еревана открыты на окраине современного города. Найдена клинописная надпись: «Бога Халда величием, Аргишти, сын Менуа, эту крепость мощную построил, закончил, городом Эребуни назвал, для могущества страны Биайны (Урарту) и на устрашение вражеских стран».

Все известные урартские крепости имели примерно одинаковую планировку: крепость, склады, храм и жилые помещения. В разбросанных по всей стране царских крепостях жили наместники с гарнизонами воинов. Здесь же находились склады оружия, фуража для лошадей, хлеба и другого продовольствия для войска, винные кладовые. В ремесленных мастерских ковали железные доспехи и сельскохозяйственные орудия труда.

Раскопки показали, что урартские города-крепости были центрами ремесла. Наибольшего совершенства достигла обработка металла и изготовление оружия — мечей, наконечников пик и кинжалов, а также шлемов и защитных панцирей. Качественно новым у урартийцев было гончарное ремесло. Глиняную посуду делали на гончарном круге, в то время как соседние народы, находившиеся на стадии первобытнообщинного строя, лепили ее вручную.

Археология Урарту: 1 - урартская крепость; 2 - фрагмент настенной росписи большого зала в Эребуни; 3-7 - сосуды и украшения; 8 - бронзовая позолоченная фигурка божества

Археология Урарту: 1 — урартская крепость; 2 — фрагмент настенной росписи большого зала в Эребуни; 3-7 — сосуды и украшения; 8 — бронзовая позолоченная фигурка божества

Произведения урартского искусства близки к ассирийским. Это объясняется не столько культурным влиянием Ассирии, сколько наличием общей древней основы этого искусства, корни которого уходят в искусство древней Вавилонии. То же можно сказать и об урартской клинописи, в основе которой лежала древняя вавилонская система письма.

Урарту, кладовая для вина (по Б.Б. Пиотровскому)

Урарту, кладовая для вина (по Б.Б. Пиотровскому)

Как государственное и политическое объединение Урарту перестало существовать в VI в. до н. э. в результате экспансии Мидии и завоевательных походов скифов. Эти события подтверждаются археологическими материалами. Например, во время раскопок крепости Тейшебаини найдено огромное количество скифских бронзовых стрел.

Урартское государство сыграло значительную роль в формировании народов Закавказья, и в частности населения Армянского нагорья.

Археологические памятники Кавказа в I тысячелетии до н. э.— I тысячелетии н. э.

В конце VII в. до н. э. железо у жителей Закавказья являлось металлом, из которого делали орудия труда и оружие. От урартийцев, очевидно, они восприняли искусство строительства крепостей, храмов, оросительных каналов, навыки садоводства и виноградарства.

В конце IV в. до н. э. на Армянском плоскогорье образовалось несколько государств. Горная область стала называться Малой Арменией. В Араратской долине возникло самостоятельное царство со своей династией правителей. Южные армянские области вошли в державу Селевкидов под названием Великая Армения. Во II—I вв. до н. э. Великая Армения переживала свой расцвет. В это время было окончательно завершено объединение всех ранее разобщенных армянских земель и создано обширное армянское государство.

К сожалению, многочисленные города Армении еще недостаточно исследованы. Хорошо изучен город того времени Гарни недалеко от Еревана. Там обнаружены крепостные стены III—II вв. до н. э. из огромных базальтовых глыб, скрепленных железными скобами и свинцом, и развалины храма II в. до н. э. Храм был построен в греческом стиле. Прямоугольное здание храма имело высокий фронтон на колоннах. Его выступы украшали барельефные фигуры атлантов, поддерживающих небесный свод, а стены покрывал орнамент. Армянская архитектура того времени испытывала значительное влияние греческого зодчества.

В III в. до н. э. в среднем течении Куры возникло самостоятельное Иберийское царство. Основатель местной династии выстроил на берегу Куры укрепленный город Армази, назвав его в честь божества луны Армази. Этот город стал столицей государства. Развалины его открыты в окрестностях Мцхеты в Восточной Грузии. Город занимал выгодное географическое положение: он стоял на высоком возвышении при слиянии Арагвы и Куры.

При раскопках Армази были обнаружены каменные крепостные стены и башни, остатки обширного дворца с черепичной крышей и бани, построенной по римскому образцу, с подогревом пола и трубами, по которым подавалась холодная и горячая вода.

Неподалеку от Армази открыт богатейший на Кавказе Самтаврский могильник. Большое число могил относится ко времени расцвета Армази. Могилы резко отличаются от прежних однообразных погребений в глиняных сосудах. Для умерших стали строить пышные гробницы из черепицы, обожженных кирпичей и каменных плит. Хоронили умерших теперь не в скорченном, а в вытянутом положении. Главное явление времени — четкое различие бедных и богатых погребений. Известны бедные погребения, вообще лишенные како¬го-либо инвентаря. Очевидно, это погребения общинников, попавших в рабскую зависимость и не имевших имущества.

Особым богатством выделяются погребения иберийских правителей. Их хоронили в каменных саркофагах, на ложе с серебряными ножками. На специальных каменных плитах вырезали их имена. В гробницах найдено множество драгоценных поделок: украшенные камнями фаната и альманида серебряные бляшки, подвески-серьги, височные кольца, великолепно выполненные художественные блюда и чаши. Глиняные сосуды сделаны на гончарном круге и по форме подражают греческой и римской керамике того времени. Появляется стеклянная посуда, которой пользовалась преимущественно иберийская
знать.

Закавказье I тыс. до н. э. - первых веков н. э.: 1 - сосуды из Иберии I-III вв. (по О.Л. Лордкипанидзе); 2 - мечи; 3 - рисунок на сосуде; 4 - сосуды

Закавказье I тыс. до н. э. — первых веков н. э.: 1 — сосуды из Иберии I-III вв. (по О.Л. Лордкипанидзе); 2 — мечи; 3 — рисунок на сосуде; 4 — сосуды

Погребение знатной женщины, относящееся к этому времени, найдено в Ахалгори. Вещи из погребения получили название Ахалгорийского клада. Среди предметов золотые височные украшения со статуэтками лошадей, серебряные чаши, украшенные лотосами, ожерелья из золотых бус с кулончика- ми в виде золотых лягушек. Эти вещи по своему исполнению тесно связаны с греческим искусством. В могилах второй половины I тысячелетия до н. э. часто находят надежный датирующий материал — римские монеты. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о том, что в Восточной Грузии, в Иберии, в конце I тысячелетия до н. э. сложилось раннеклассовое общество и образовалось государство.

К первым векам н. э. относится много эпиграфических, письменных ис¬точников, высеченных на камне. Официальным языком в то время был греческий. Однако до проникновения в Иберию греческой письменности там существовала своя собственная — так называемое армазское письмо,— созданная на основе арамейской системы письма. С образованием классового общества связано и распространение единых религиозных культов. Верховным божеством иберов был Армаз. Его изображали в образе грозного воина с мечом в руке. Кроме того, в Иберии, особенно среди знати, почитали иранскую богиню Митру.

По-иному сложилась в раннем железном веке история племен Абхазии. Эта часть Закавказья с древнейших времен известна под названием Колхиды. Колхидская культура прошла несколько этапов развития, включая бронзовый век и эпоху раннего железа. В VIII—VII вв. до н. э. культура колхов находилось под влиянием киммерийцев, а потом скифов. Это влияние засвидетельствовано материалами из могильников около Гагр. Там обнаружены похожие на скифские акинаки и покрытые орнаментом железные кинжалы, боевые секиры и ножи.

Памятником древнейших колхов является поселение на Сухумской горе. Здесь люди жили в каменных жилищах, занимались огородничеством, разводили коров, коз, овец и свиней. Гончарные изделия колхов представлены посудой в виде крупных греческих пифосов, узкогорлых вытянутых сосудов с ручками, украшенных изображениями животных, глубоких блюд и бронзовых котлов.

Более поздняя культура Колхиды (IV в. до н. э.) испытала влияние сначала греческой, а потом римской культуры. Однако в Колхиде сохранился местный обряд захоронения в больших глиняных сосудах. Такие кладбища сосудов открыты в ряде районов Абхазии. Особенность их состоит в том, что с умершим не клали орудий труда, а только личные вещи. От греков был воспринят обычай класть погребенному в рот монету.

В III в. до н. э. на территории Абхазии образовалось самостоятельное государство. Известны монеты этого времени с именем царя Ака, правившего во второй половине III в. до н. э. В конце I в. до н. э. Колхида была завоевана понтийским царем Митридатом, а затем захвачена римлянами. Римляне построили в Колхиде города-крепости, а ранее существовавшие крепости укрепили мощными оборонительными стенами и башнями, сложенными из обожженного кирпича.

В это время почти исчезает широко распространенный ранее обряд так называемых кувшинных погребений. Вместо него появляются роскошные погребения знати, в которых находят римские монеты, драгоценные изделия, чеканные серебряные ковши с ручкой, кубки, бокалы и ложки. Эти материалы свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла у колхов. Среди археологических находок часто встречаются изображения оленя и коня. Объясняется это просто: у древних жителей Колхиды существовал культ этих животных, образы которых олицетворяли небесные светила и силы плодородия, в частности олень и конь символизировали солнце.

Самобытной областью культуры на Кавказе является современный Азербайджан, точнее, его северная часть. С переходом к раннему железному веку здесь интенсивно развивалось скотоводство. Жители южных районов Азербайджана испытывали значительное влияние сначала со стороны Урарту, а затем Мидии и Персидской державы.

Древнейшее население Азербайджана принадлежало к кавказской группе и включало племя древних каспиев, название которых перешло к морю. Каспии жили в степных областях Азербайджана, в Муганской степи.

В начале I тысячелетия до н. э. главенствующую роль среди народов Азербайджана играли горные скотоводческие племена. К этому времени относятся могильники в Нагорном Карабахе. В каменных склепах обнаружены погребения вождей с большим количеством оружия и убитые рабы. Интересны золотые цилиндрические печати, украшенные головками львов. Богатством населения был скот. Разводили в основном мелкий рогатый скот и лошадей карабахской породы.

В западных областях Азербайджана в раннем железном веке определилось другое направление развития хозяйства. Здесь сложилась культура оседлых поселений. Люди жили в домах, представлявших собой циклопические кладки из громоздких каменных глыб. Расселившиеся в Прикаспийской низменности племена находились под воздействием продвигавшихся вдоль побережья Каспийского моря скифов. В силу этого в образовании и развитии культур в этом районе участвовали две группы — местное древнее население и ираноязычные скифские племена. В Мингечауре, например, известны погребения, совершенные по скифскому обряду: с конями в богатом уборе, бронзовыми и железными короткими наконечниками копий, колчанами и большим количеством различных скифских стрел. Среди украшений известны бронзовые предметы с головками хищников на концах, бронзовые «зеркала» с ручками и чаши.

Области по нижнему течению Куры и Аракса и Муганскую степь греческие и римские историки называли Албанией. Населением этой страны была создана древняя земледельческая культура. Поселения ее открыты в ряде мест в Азербайджане. Эту культуру отличает специфическая керамика: кувшины с клювообразным длинным сливом и глиняной сеточкой, изящные вазочки на тонких глиняных подставках, тарелки и чашки на трех ножках с ручками, круглодонные фляги, сосуды, похожие на чайники, и другие предметы. Установлено, что у албанцев существовало пашенное земледелие. Земля обрабатывалась деревянной сохой с железным наконечником, широко было развито виноградарство. В ряде мест по Араксу применялась система искусственного орошения земель.

В I в. до н. э. племена, жившие севернее Куры, объединились с албанами в союз. В Закавказье образовалось Албанское государство. Это было рабовладельческое государство, однако основными производителями являлись свободные общинники. г

У народов Закавказья рано начали складываться феодальные отношения. Но этот процесс был длительным. Все раннее средневековье отмечено борьбой народов Закавказья с чужеземными поработителями, сначала римлянами, Византией и Ираном, а позднее арабами. К сожалению, археологические источники этого периода недостаточно изучены. В IV в. в результате завоевания Великой Армении Ираном многие города были разрушены и перестали существовать как центры ремесла и торговли. Возрождение городской культуры относится к VI в. Среди городов отмечен Двин, который стал крупнейшим торговым центром Востока. В него стекались товары из Закавказья, Крыма, придонских и поволжских степей. В Армении очень рано, уже в III в., распространилось христианство и сложилась христианская культура. К V в. относится создание при Эчмиадзинском монастыре верховного патриархата Армении. Матенадаран стал центром, где хранятся христианские пергаменты V—VII вв. и обнаруженные в пещерах рукописи IX—X вв.

Во второй половине I тысячелетия н. э. наблюдается подъем ремесла и горного дела. Ремесленная продукция армянских мастеров и даже сырье вывозились далеко за пределы страны. Возникают новые города. Наиболее крупный из них в X в. Ани. Конец I тысячелетия отмечен храмовым строительством. До сих пор сохранился христианский храм X в., расположенный на оз. Севан.

V—VI вв. — время, когда укрепляются позиции христианства, развивается городская культура и складываются феодальные отношения в Грузии. Выделяются средневековые центры Мцхета и Рустави. С 80-х годов VI в. в Грузии чеканится местная монета. Картлийские (название Древней Грузии) монеты широко распространены на Кавказе. В Грузии, в Атене, сохранился один из древнейших христианских храмов.
Территория Азербайджана в большей мере, чем другие части Закавказья, находилась под влиянием сасанидского Ирана. На севере Азербайджана и в Дагестане в V—VI вв. было построено несколько оборонительных линий. Наиболее ранняя была сооружена вдоль р. Гильгинчай. Остатки оборонительных укреплений сохранились близ Дербента. От крепости тянулись высокие каменные стены с укрепленными фортами, в которых размещались воинские гарнизоны.

Значительное влияние на культуру народов Закавказья оказали арабы, завоевавшие в VII в. территорию Армении и Азербайджана. В результате арабского завоевания в Восточном Закавказье распространяется мусульманство, города превращаются в военно-административные центры. Начинается новый этап развития, отмеченный влиянием мусульманской культуры.

Литература

Алиев И.Г. Кавказская Албания. Баку, 1974.
Аракелян Б.Н. Древний Арташас. Ереван, 1975.
Аракелян Б.Н. Гарни. Т. I—II. Ереван, 1951, 1957.
Болидов Р.И. Мингечаур. III—VIII вв. Баку, 1961.
Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии // Археология СССР. М., 1985. Дьяконов И.М. Урартские письма и документы. М.; Л., 1963.
Лежава Г.И. Архитектурные памятники Грузии античного периода. Тбилиси, 1979.
Лордкипанидзе О.Л. Города-храмы Колхиды. М., 1978.
Лордкипанидзе О.Л. Древняя Колхида. Тбилиси, 1979.
Мартиросян А.А. Аргиштихинили. Ереван, 1974.
Махортык С.В. Киммерийцы на Северном Кавказе. Киев, 1994.
Мечабели К.Р. Позднеантичная таревтика Грузии. Тбилиси, 1976.
Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959.
Пиотровский Б.Б. Кармир-Блур. Л., 1970.
Погребова М.Н. Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. М., 1984.
Скифия и Кавказ. Киев, 1980.
Техов Б.В. Скифы и Центральный Кавказ в VII—VI вв. до н. э. М., 1980.
Тревер К.В. Очерки по истории культуры древней Армении. М.; Л., 1953.
Тревер К.В. Очерки по истории культуры Кавказской Албании. М.; Л., 1953.
Ходжаш С., Трухтанова Н., Оганисян К. Эребуни. М., 1979.
Хоштария Н.В. История археологического изучения Вани. Тбилиси, 1972.
Ямпольский З.И. Древняя Албания III—I вв. до н. э. Баку, 1962.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
1980 Умер Константин Федорович Смирнов — один из ведущих специалистов в области скифо-сарматской археологии, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии АН СССР.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014