Карелы

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Европейский Север СССР в физико-географическом отношении есть продолжение Северной Азии — ее таежной и тундровой части. В древности там складывались и те же типы хозяйства — охотничье-рыболовецкого в лесной зоне, рыболовецко-зверобойного в приморской полосе, а в тундре несколько позже — оленеводческого. Но для хозяйственно-культурного развития народов Европейского Севера сложились совсем иные и более благоприятные исторические условия: за исключением крайней северной тундровой полосы, вся эта часть страны находится с давних времен — с XIII—XIV вв. — под глубоким влиянием русской культуры, которая проникала туда вместе с новгородской, а позже московской колонизацией. Влияние это сказалось на культурном развитии прежде всего двух крупных народов северной лесной полосы: коми и карел, меньше — на малом народе — лопарях.

Карелы политически и исторически делятся на две группы: карелы Финляндии и карелы СССР. Финские карелы издавна находятся под культурным влиянием финнов-суоми, а русские карелы — под русским влиянием. Различия эти сказываются и в языке и в целом ряде особенностей, от вероисповедания (финские карелы — лютеране, русские карелы — православные) до материальной культуры, типов жилищ, одежды и т. д.

Финнизация карел Финляндии зашла так далеко, что граница между ними и финнами стирается. На некоторых этнографических картах (карта Риттиха 1875 г.) вся Финляндия закрашена одной краской, означающей «финно-карелов» (отличной, однако, от русских карел). Поэтому и численность карел в Финляндии трудно определить даже приблизительно, тем более что официальная финская статистика не признает существования особой карельской народности.

Этнические подразделения карельского народа

Этнические подразделения карельского народа

Совсем иначе обстоит дело с советскими карелами. Карелы СССР (252,6 тыс., 1939 г.) в настоящее время живут двумя основными массивами, один из них в Карельской АССР (до 1956 г. — Карело-Финской ССР), другой — в бассейне Верхней Волги. На территории Карельской республики численность карел — около 110 тыс., т. е. меньше четверти всего населения республики. Они занимают ее западную часть: граница между этой западной частью и восточной частью, где преобладает русское население, идет примерно по линии железной дороги Петрозаводск-Беломорск. К западу живут карелы, к востоку русские.

Численность верхневолжских карел составляет около 140 тыс. Появление карел в пределах теперешней Калининской области относится к началу XVII в. После Столбовского мира (1617 г.) карельское население областей, отошедших к Швеции, терпело жестокие притеснения от шведской администрации и в связи с этим массами переселялось на юг, в пределы России. Правительство охотно селило их на опустевших после Смуты землях Тверского края. Ныне карелы живут довольно компактными массами в Максатихинском, Лихославльском и некоторых других районах Калининской области.

Этногенез и исторические сведения

Если в бассейне Верхней Волги карелы появились недавно, то в Карелии они составляют древнее коренное население. Некоторые ученые, в частности финские, предполагали, что карелы некогда переселились с южного побережья Финского залива; но в пользу такого мнения трудно привести какие-нибудь серьезные соображения. Другие (особенно археологи— А. Я. Брюсов, М. Е. Фосс) склонны считать, что карелы живут на этой территории издавна, что они являются прямыми потомкам древнего неолитического населения, носителей «карельской» и «каргопольской» культур, пришедших в еще более раннее время с юга, из бассейна р. Оки. Это первое заселение Карелии относят к III тысячелетию до н. э. Археологи считают, что известные «петроглифы» (наскальные изображения) неолитической эпохи на берегах Онежского озера и Белого моря оставлены тоже предками карел. Подобные предположения были бы весьма правдоподобны, если бы не одно обстоятельство: в археологических памятниках Карелии имеется очень большой перерыв — с 1-го тысячелетия до н. э. до начала 2-го тысячелетия н. э. Этот двухтысячелетний пробел порождает впечатление, что территория Карелии в те времена запустела и позже заселилась уже новыми пришельцами.

В недавнее время (1947) советский лингвист проф. Д. В. Бубрих попытался решить проблему происхождения карел на основании широких диалектологических обследований. По его мнению, первоначальной областью формирования племенной группы «кирьяла» («карьяла») был Карельский перешеек к западу от Ладожского озера. В скандинавских сагах «кирьяла» упоминается еще в IX в. Оттуда предки карел распространились несколькими волнами в современную Карелию, причем в состав карельского народа вошла, кроме племени «корела», часть «веси» (вепсов). Интересно, что до сих пор отдельные группы карел называют себя по-разному: «карьяла» (в северных областях), «людики» (прионежские карелы), «ливвики» (приладожские), «лаппи» (между Онежским и Сег-озером). Последнее название, вероятно, означает, что в состав карел вошла часть ассимилированных лопарей. Северные карелы местами называют южных «вейся» (вепсы). Формирование карельского народа происходило в тесном взаимодействии с русским элементом и в рамках Русского государства. Взгляд Д. В. Бубриха представляется весьма интересным, хотя он нуждается в подтверждении данными археологии.

Первое упоминание в русских источниках о карелах относится приблизительно к середине XII в., когда в летописи говорится (под 1143 г.) о походе «корелы на ямь» — другое финское племя. В дальнейшем карелы упоминаются довольно часто в новгородских летописях и в официальных актах.

В настоящее время культура карельского народа представляет чрезвычайно много общего с культурой северных русских. Это едва ли можно объяснить недавними заимствованиями от русских. Перед нами древняя, исконная культурная общность, сложившаяся в северной полосе, где жили смежно и славяне и финны.

Хозяйство

Традиционное занятие карел — земледелие, в особенности в южной части Карелии; но оно в прошлом имело карликовые размеры. В северной части края земледелие дополнялось лесными неземледельческими промыслами — охотой, рыболовством, лесорубной, лесосплавом и другими промыслами.

Земледельческая техника у карел ничем не отличалась от господствовавшей у северо-западного русского населения: та же соха, так называемой коловой формы, которая приспособлена для каменистой почвы, та же борона, те же орудия уборки. Система подсечного земледелия держалась до 50-х годов XIX в. и вышла из употребления в связи с запретительными мерами правительства, которое повело борьбу против этого старого способа хозяйства. Но борьба эта велась чисто административными методами и привела только к тому, что сильно пала урожайность, так как никаких мероприятий по подъему производительности почвы не проводилось; бедственное положение карельского крестьянства с тех пор еще ухудшилось.

Внутренность карельской избы. Печь с камельком (с. Тихт-озеро)

Внутренность карельской избы. Печь с камельком (с. Тихт-озеро)

Что касается техники охотничьего и рыболовного промысла, то и здесь мы найдем мало отличного от охотничьей и рыболовной техники севернорусского населения.

Зато для карел довольно крупную роль играли кустарно-ремесленные производства, которыми славились карельские ремесленники далеко за пределами Карелии. Например, монополией карельских ремесленников было изготовление охотничьих ружей, которые они поставляли русским поморам и жителям не только Кольского полуострова, но и вплоть до Двины, Мезени и Печоры. Так было до второй половины XIX в. Другим очень важным ремесленным производством, развитым у карел, было судостроение. На побережье Белого моря карельские плотники делали суда для русских поморов.

Сейчас колхозное крестьянство Карельской АССР преодолело прежнюю отсталость хозяйства. Земледельческая культура охватывает все новые земли, прежде не знавшие плуга: осушаются огромные болота, посевы продвигаются дальше на север. Введена передовая агротехника. Акклиматизируются плодовые деревья и создается новая подсобная отрасль сельского хозяйства — садоводство.

Совершенно реконструировано лесное хозяйство, которое сейчас получило особенно важное общесоюзное значение, ибо Карелия — край неисчерпаемых лесных богатств. Рубка леса, вывозка, сплав — все это механизировано, и прежний тяжелый труд лесорубов весьма облегчился. Для них созданы и хорошие бытовые условия во время работы в лесу.

Созданы промысловые артели, выпускающие изделия из ценной карельской березы.

Важная отрасль хозяйства — разработка горных богатств — ломка мрамора, гранита и других ценных пород камня, которые идут на украшение зданий в больших городах, на облицовку станций метро и пр.

Материальная культура

В области материальной культуры отмечается значительная общность между карелами и северными русскими. Подобно русским карелы селятся деревнями, в отличие от финнов, которые обычно селятся отдельными хуторами. Дома обычно располагаются правильной линией вдоль дороги, по берегу озера, реки либо вдоль улицы, как и у русских, хотя встречается, по условиям местности? а также вблизи финляндской границы и беспорядочное расположение домов и хуторское расселение. Постройки представляют собой такие же, как и в севернорусских областях, просторные срубные дома: связанные под одной крышей, обычно двухэтажные, жилые и хозяйственные помещения. Как особенность некоторых карельских построек называют обычно «глаголеобразное» расположение постройки (примыкающий сзади к дому двор имеет большую ширину); этот тип отмечен особенно в Олонецком, Ухтинском и Сямозерском районах Карелии.

Карельская изба старого типа (фото 1927 г.)

Карельская изба старого типа (фото 1927 г.)

Старинная карельская изба в Ухте: среднее окно косящатое, боковые-волоковые (фото 1926 г.)

Старинная карельская изба в Ухте: среднее окно косящатое, боковые-волоковые (фото 1926 г.)

Карельская женская одежда

Карельская женская одежда

В карельской деревне держались до недавнего времени некоторые архаические черты жилища, которые у русского населения раньше начали выходить из употребления. Это — топка по-черному, печь-каменка примитивного типа, волоковое окно. Русская печь у карелов местами (особенно на границе с Финляндией) соединяется с очагом, который в настоящее время чужд русскому быту, но характерен для западной культуры.

Что касается типа национальной одежды, сейчас почти исчезнувшего, то и здесь господствовали севернорусские формы: женская рубашка с поляками, сарафан, головные уборы, как у русских: чепец, повойник, сорока и пр. В северных районах Карельской АССР заметно и влияние финского костюма.

В материальной культуре северных карел вообще характерно отразились условия их жизни. Живя в лесной полосе, они пользуются лесными материалами чрезвычайно широко. Дерево, лыко, особенно береста, идут на изготовление самых разнообразных изделий: лапти (косого плетения), нечто вроде сапог пз бересты, сумки, корзины и даже бутылки, веревки, ковши, сита пз бересты, берестяные седла и т. д. Посуда почти вся деревянная или берестяйая. Таким образом, лес дает почти все, что нужно человеку.

Так обстояло дело с материальной культурой северных карел в досоветский период. Некоторые из самобытных ее форм сохраняются и теперь, хотя условия материального быта сейчас резко изменились: в колхозах появились новые благоустроенные дома, местами с электрическим освещением, с городской мебелью.

У южных, верхневолжских карел культурно-бытовая близость к окружающему русскому населению еще больше, хотя некоторые самобытные черты культуры сохраняются.

Исторические особенности общественного быта

В области социальных форм у карел также не было в прошлом существенных отличий от того, что известно у севернорусского населения. Когда-то, еще до подчинения Новгороду, у карел начали выделяться свои собственные полуфеодальные группы, но они довольно рано были ассимилированы с новгородским боярством: в составе последнего можно проследить некоторые элементы карельского происхождения, но они во всяком случае оторвались от карельской почвы.

С петровской эпохи русское правительство начало создавать в Олонецком крае горные и другие заводы, к которым приписывалось местное, как русское, так и карельское, население в качестве заводских (горно-заводских) крестьян. В южной и юго-восточной Карелии были и частные имения, принадлежавшие русским помещикам, так что часть карельского населения находилась на положении крепостного крестьянства. Эксплуатация заводских и крепостных крестьян была весьма жестокой, она порождала крестьянские восстания в Карелии в конце XVII и в особенности в XVIII веке. После крестьянской роформы усилилось классовое расслоение карельской деревни. Обеднение, разорение масс карельского населения, выделение отдельных кулацких элементов — это те же процессы, которые хорошо известны и у русского крестьянства.

В Олонецком крае с его суровой природой отмечалось до революции исключительно тяжелое материальное положение широких масс. Здесь практиковались особо жестокие формы эксплуатации, например торговля детьми. Была даже особая профессия людей, которые специализировались на покупке детей у карельских и русских бедняков и перепродаже их в Петербурге. Это делалось под формой вербовки учеников для торговцев и ремесленников и на фабрики, но по сути это была торговля детьми. Она держалась вплоть до революции.

Что касается калининских карел, то они до крестьянской реформы были на положении крепостных крестьян, а после реформы их судьба не отличалась от печальной судьбы русского крестьянского населения замосковных малоземельных губерний. В наши дни колхозный строй покончил раз и навсегда с нуждой и эксплуатацией.

Религиозные пережитки

До революции все карелы числились христианами. Их крещение относится частью к эпохе новгородской колонизации, частью позднее, к эпохе подчинения Москве. Но наряду с официальным православием значительная часть, примерно до половины карельского населения, — придерживалась старообрядчества.

Наряду с этим у карел держались и элементы дохристианских верований, сходных с теми, которые отмечались и у русского населения: вера в леших, водяных и других духов. Особенно сильно развито было колдовство, магия разных видов — лечебная, предохранительная, скотоводческая, охотничья, земледельческая и т. д., но части которой карелы всегда считались у русского населения большими искусниками. Карельских колдунов русские особенно боялись.

Народное творчество

Но гораздо важнее те ценные, положительные формы духовной культуры, которые связаны с народным художественным творчеством. Они чрезвычайно богаты у карел. Прежде всего следует отметить развитие декоративного искусства в формах, опять-таки роднящих карел с соседним русским населением. Особенно интересны богатые художественные вышивки на полотенцах и на одежде, а также орнамент на глиняной посуде, прекрасная декоративная резьба на домах. Мотивы орнамента разные, но особого внимания заслуживает один мотив — трехфигурная композиция с деревом или стилизованной женщиной посередине и двумя животными по сторонам. Это — сюжет, который хорошо известен у севернорусского населения и вообще широко распространен в Восточной Европе.

Орнамент северных карел

Орнамент северных карел

Кантеле: 1 — двенадцатиструнное (Импилакс, 1/9 нат. вел.), 2 — восьмиструнное (Иломантс, 1/9 нат. вел.), 3 — пятиструнное (Иломантс, 1/9, нат. вел.), 4 — пятиструнное с открытым корпусом (Иломантс, 1/9 нат. вел.), 5 — трехструнное смычковое (Иломантс, 1/8 нат. вел.), 6 — однострунное смычковое (Иломантс, 1/8 нат. вел.)

Кантеле: 1 — двенадцатиструнное (Импилакс, 1/9 нат. вел.), 2 — восьмиструнное (Иломантс, 1/9 нат. вел.), 3 — пятиструнное (Иломантс, 1/9, нат. вел.), 4 — пятиструнное с открытым корпусом (Иломантс, 1/9 нат. вел.), 5 — трехструнное смычковое (Иломантс, 1/8 нат. вел.), 6 — однострунное смычковое (Иломантс, 1/8 нат. вел.)

Очень богатое развитие получил фольклор. Всем известен замечательный карельский эпос «Калевала», художественно обработанный поэтом Элиасом Лёнротом (1835). Правда, до сих пор ведутся споры о месте происхождения и творцах этого эпоса. Прежние исследователи, начиная с самого Лёнрота, не сомневались в чисто карельском происхождении «Калевалы». Но позже — с 1870-х годов—финские буржуазно-националистические ученые выступили с утверждением, что песни «Калевалы» зародились вначале у западных финнов (что будто бы явствует из данных топонимики), что они отражали походы скандинавских и финских викингов, а что позже они были утрачены западными финнами, но сохранились у более «отсталых» карел. Эту точку зрения особенно защищали Карле Крон, Ууно Харва. Из советских ученых к ней примкнул Д. В. Бубрих. Но этот взгляд неправдоподобен. Вернее, что «Калевала» — общее достояние карельского и финского народов. В западной Финляндии эпос, однако, давно исчез, а сохранился он только на территории Советской Карелии. Большая часть рун «Калевалы» записана в Ухтинском районе, переименованном сейчас в район Калевалы. Содержание «Калевалы» сводится в основном к борьбе героев Калевалы (страны карело-финнов) против людей Похьолы (Лапландии), к борьбе за чудесную мельницу-самомолку — Сампо. Но в поэме много совсем посторонних эпизодов. Очень характерна одна особенность карело-финского эпоса: герои его — старый и мудрый певец Вейнемейнен, богатырь кузнец Ильмаринен, веселый удалец Лемминкейнен и другие — ведут борьбу с врагами не столько силой оружия, как это обычно в эпических произведениях других народов, сколько силой чар и заклинаний. Весь эпос наполнен магическим мировоззрением, что говорит о его глубоком архаизме. Но не менее отразилась в эпосе и трудовая жизнь народа: черты материального повседневного быта карельского крестьянина пронизывают все руны «Калевалы», где то и дело упоминаются земледельческие работы, рыбная ловля, сбор ягод, пастьба скота, женские домашние работы.

По своей форме Калевала — это былинный эпос, который не рассказывается, а поется. По старой традиции карелы пели руны вдвоем: два певца-сказителя, сидя друг против друга, взявшись за руки и покачиваясь, пели руну.

Помимо древнего эпоса, у карел сохранились и позднейшие исторические песни — о борьбе против скандинавских завоевателей и пр. К русским в этих песнях проявляется дружественное отношение. Карельские сказки очень близки к русским. Часто они и рассказываются на русском языке.

Народная музыка карел начала изучаться всерьез только в советское время. Она очень мелодична, но одноголосна. Из народных музыкальных инструментов — пастушеский рожок, свирель и пр. — наиболее известно и характерно «кантеле»: щипковый инструмент в форме деревянного плоского ящика с натянутыми струнами. Количество струн колеблется от 3 (были даже однострунные экземпляры) до 12. Кантеле близко к русским гуслям, да и самое название, как предполагают, происходит от того же славянского слова. Но есть и смычковый инструмент с тем же названием. Кантеле употребляется для аккомпанирования рун Калевалы: игра на кантеле упоминается в самом эпосе. Советский карельский этнограф-музыковед Гудков усовершенствовал кантеле, введя хроматический строй и создав инструменты разных регистров, из которых составляется целый оркестр.

В настоящее время пользуется широкой известностью государственный карельский ансамбль песни и пляски «Кантеле», гастролирующий по всему Советскому Союзу.

Выросший культурно, карельский народ и теперь продолжает петь свои руны. Мало того, сейчас слагаются новые руны в старых песенных формах, но откликающиеся на нашу советскую действительность.

Карелия сейчас — одна из передовых республик Советского Союза. В ней существует целый ряд научных институтов, они объединяются созданным в 1950 г. Филиалом АН СССР (ей предшествовала База, учрежденная в 1946 г.). В Петрозаводске в 1940 г. открыт государственный университет. Карельская литература — на финском литературном языке — в последние годы развивается особенно успешно.

В этот день:

Дни смерти
1994 Умер Игорь Николаевич Хлопин — отечественный археолог, доктор исторических наук, специалист по археологии Туркменистана.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 29.01.2019 — 22:11

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014