Каракалпаки

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Последним крупным народом Средней Азии являются каракалпаки, население Кара-Калпакской АССР, расположенной по нижнему течению Аму-Дарьи. Каракалпаки не занимают всей территории Кара-Калпакии, а только дельту Аму-Дарьи, но и в дельте главным образом ее центральную часть. Часть каракалпаков живет в пределах Узбекистана, в районе Самарканда и в Фергане; там они в значительной мере сливаются с узбеками.

Этногенез

Вопрос о происхождении каракалпаков принадлежит к числу не совсем ясных. Уже давно делались попытки связать каракалпаков с упоминающимися в древнерусских летописях «черными клобуками» (название «каракалпак» означает дословно «черная шапка»). Но дело не в названии. В последние годы работы советских исследователей (Иванов, Толстов, Жданко) в значительной мере прояснили проблему. «Черные клобуки» — это лишь позднейшее наименование того союза тюркских и тюркизированных племен, который в X—XI вв. был известен под именем печенегов и который, видимо, и был основной этнической базой формирования в более позднее время каракалпакского народа. Но надо иметь в виду, что сами печенеги представляли собой очень сложный конгломерат, в состав которого вошли остатки древних племен южнорусских и среднеазиатских степей — сармато-аланских и сако-массагетских.

С другой стороны, уже в составе печенежского союза были, видимо, не одни кочевнические, а также и оседло-земледельческие элементы, связанные с оазисами Средней Азии, особенно с низовьями Сыр-Дарьи.

Прямые исторические свидетельства о каракалпаках появляются лишь в конце XVI в. Они жили тогда еще не там, где теперь, а в низовьях Сыр-Дарьи. В XVII в., помимо этих «нижних» каракалпаков, упоминаются также «верхние», обитавшие на Средней Сыр-Дарье. Верхние каракалпаки находились в орбите влияния Средней и Старшей казахских орд, нижние были подвластны Младшей орде. В XVIII в., а частью, может быть, и раньше, верхние каракалпаки под давлением казахов переселились на Зеравшан и в Фергану, а нижние — в дельту Аму-Дарьи. Вообще вся история каракалпаков тесно связана с историей казахов, а позже в особенности узбеков. Родовой состав и этническая основа у этих народов в значительной мере те же, как у казахов и узбеков. Культура же каракалпаков представляет как бы переходный тип между казахской скотоводческой кочевой и узбекской земледельческой оседлой культурами, что не мешает, конечно, наличию и глубоко самобытных черт.

Хозяйство и материальная культура

Еще и на Сыр-Дарье каракалпаки не были чисто кочевым народом, а занимались и земледелием. В дельте Аму-Дарьи у каракалпаков укрепился оседлый образ жизни, но сохранились и черты номадизма.

Ведущую роль в хозяйстве каракалпаков играло земледелие. Посевы до революции были у всех, за исключением самого бедного слоя. Земледелие такого же типа, как у узбеков в Хорезмском оазисе. Скотоводство у каракалпаков имеет подсобное значение и сильно отличается от казахского. Оно меньше по размерам, породы скота не такие. Верблюдов у них нет, что связано с климатическими условиями; в низовьях Аму-Дарьи много комаров, которых не выносят верблюды. Зато у них сравнительно больше рогатого скота.

Часть каракалпаков занимается рыболовством — на Аму-Дарье и Аральском море. Немалым подспорьем является шелководство.

Каково происхождение этого своеобразного, как бы промежуточного типа хозяйства каракалпаков? Его прежде рассматривали как результат оседания в дельте Аму-Дарьи прежних скотоводов-кочевников, какими считались предки каракалпаков, и заимствования ими у хорезмских узбеков элементов оседлой земледельческой культуры. Однако правильнее предположение, выдвинутое недавно С. П. Толстовым: полуоседлое комплексное хозяйство каракалпаков является, как уже говорилось выше, своеобразным реликтом чрезвычайно древнего типа хозяйства, существовавшего в низовьях Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи еще в эпоху позднего неолита. Этот древний уклад хозяйства и быта, основанный на сочетании рыболовства, ирригационного земледелия и мелкого скотоводства, исторически предшествовал крупнотабунному кочевому скотоводству, но традиции его сохранялись у полуоседлого населения Приаралья в течение тысячелетий, доживши до наших дней как раз у каракалпаков.

У каракалпаков издавна имеются постоянные глинобитные или саманные дома прямоугольного плана, — хотя они были прежде далеко не у всех, — которые служат зимой как жилье, а летом используются для хозяйственных надобностей. Тип их — как у хорезмских узбеков. В качестве летнего жилья — решетчатая кибитка (юрта), составляющая непременный элемент каракалпакской усадьбы. Интересно, что наряду с казахским типом кибитки у них отмечен и монгольский тип ее с конической крышей. Кибитка является частью комплекса постоянного жилища, она не передвигается, а находится в ограде, в усадьбе, а зимой — в особом крытом дворике («уй-жай»), даже иногда внутри большого дома: для постановки ее хозяин оставляет в крыше отверстие. Кибитка служила главным образом летним жильем, но у многих и зимним.

Наряду с этим практиковалось и кочевание, но небольшое. Кочевали на несколько километров, редко на несколько десятков километров. Далеко кочевать было трудно уже потому, что вся дельта представляет собой переплетение русл и арыков, через которые переезжать нелегко, да и сам комплексный тип хозяйства и ограниченность площади давно уже не допускали больших кочевок. Сейчас все каракалпаки живут чисто оседлым бытом.

Само поселение — аул — представляло собой у каракалпаков до недавнего времени довольно большую группу (несколько десятков) разбросанных усадеб, без ясного геометрического плана, но сгруппированных по родовому признаку. Они напоминали собой скорее хутора.

Каракалпак в национальной одежде

Каракалпак в национальной одежде

Каракалпачка в национальной одежде

Каракалпачка в национальной одежде

В советские годы началась большая работа по улучшению жилищных условий. Каракалпакские колхозы постепенно (с конца 1930-х гг.) возводят благоустроенные поселки, с прямыми и широкими озелененными улицами, с многочисленными постройками общественного назначения и культурными учреждениями. Многие колхозы уже закончили это «поселкование», и старый хуторской тип расселения там отошел в прошлое.

Сами жилища перестраиваются. Местами сооружают новые дома стандартного плана, местами приспосабливают старые дома, делают в них окна, деревянные или кирпичные полы, заводят городскую обстановку. Вводится электрическое освещение, радио. Юрта остается в качестве вполне удобного летнего жилища.

В одежде каракалпаков много сходства с узбеками. Та же рубашка и широкие штаны, тот же халат, под который, однако, мужчины иногда надевают стеганый бешмет. Женской верхней одеждой служит кафтан или камзол, сшитый в талию. Паранджи каракалпачки не знали, но есть разновидность ее — джегде, при ношении которой лицо не закрывается. В качестве головного убора мужчин служит черная баранья шапка в форме усеченного конуса. Женщины повязывают голову цветным платком. Раньше употреблялось, как и у казахских женщин, саукеле, хотя другой формы — более низкое. Теперь, впрочем, традиционную одежду носят преимущественно пожилые люди; молодежь предпочитает городской костюм.

Ремесленные производства у каракалпаков развиты значительно слабее, чем у узбеков. Из женских производств надо отметить ткачество, ковровые изделия и вышивку.

Исторические особенности общественного строя

Подобно казахам, каракалпаки сохранили до наших дней остатки родоплеменных отношений. Названия родовых и племенных групп, вошедших в состав каракалпакского народа, в большинстве те же, какие известны у казахов, а в прошлом у узбеков. Но сама родовая структура у каракалпаков не такова, она построена в большей мере на принципе дихотомии — деления пополам, и в этом отношении больше напоминает родовые деления некоторых туркменских племен, а также киргизов.

По родовому признаку каракалпаки делятся на два «отдела» («арыс» — буквально «оглобля»): Он-торть-уру («14 родов») и Конграт. Первые живут исключительно на правобережье Аму-Дарьи, в бассейне канала Кегейли (Чимбайский, Кегейский и Куйбышевский районы ККАССР); вторые охватывают их полукольцом с севера и запада, живя как на правом, так и на левом берегу Аму-Дарьи. Каждый из двух арысов в свою очередь делится на две части. До недавнего времени были известны только родовые деления правобережных каракалпаков, в частности Он-торть-уру. Они делятся на две пары родов, точнее, племен: Ктай-Кыпшак и Мангыт-Кенегес. Первая пара занимает местности по правой стороне канала Кегейли, вторая пара — по левой. Каждое из этих 4 племен делится далее на ряд родов, а те в свою очередь состоят из мелких, чисто местных подразделений. Все эти родовые деления были в прошлом строго локализованы в соответствии с распределением земли вдоль каналов.

Подразделения левобережных каракал-паков—Конграт—до последнего времени были почти неизвестны; лишь теперь советская Хорезмская экспедиция (Т. А. Жданко) их исследовала. Раньше было известно только то, что Конграты делятся на две группы: Шуллук и Жаунгыр, территориально размежеванных. Теперь выяснена родоплеменная структура обеих групп.

Отдельные родоплеменные группы у каракалпаков имели в прошлом, как и у казахов, свои тамги, свои «ураны» (боевые кличи). Во главе их стояли некогда бии. Обычай родовой экзогамии местами сохранился доныне.

Еще живя на Сыр-Дарье, каракалпаки были подчинены казахским ханам. Последние, однако, очень часто грабили и громили их, — частью, видимо, из-за тяготения каракалпаков. к русскому подданству. Самым жестоким был погром 1743 г. (хан Абуль- хаир), после которого остатки каракалпаков бежали в дельту Аму-Дарьи и поселились там. Но и на Аму-Дарье их не оставляли в покое казахские ханы, а кроме того, каракалпаки попали здесь в тяжелую зависимость от хивинских ханов.

Те формы зависимости, которые приходилось терпеть каракалпакам, складывались на основе землепользования и водопользования. Орошенной земли было мало, и большая часть ее была захвачена баями и духовенством. Хивинские ханы облагали их тяжелыми налогами и повинностями. Наряду с ханскими чиновниками притесняли каракалпакского крестьянина и собственные старшины-бии и крупные землевладельцы, а особенно назначавшиеся ханами начальники—аталыки и беглер-беги. Практиковались разные формы патриархально-феодальной эксплуатации, в том числе и связанные со скотоводством: например, отдача скота на выпас («сауып»), как у казахов и киргизов.

После присоединения Средней Азии к России каракалпаки оказались политически разорваны на две части: правый берег Аму-Дарьи вошел в состав непосредственно русских владений (Аму-Дарьинский отдел Сыр-Дарьинской области), а левый остался под властью хивинских ханов. Положение левобережных каракалпаков было особенно тяжелым, так что многие из них самовольно переселялись (особенно в 1880-х годах) на правый берег, в русские владения, где произ¬вол местных угнетателей был несколько обуздан.

После Октябрьской революции и национально-государственного размежевания, территория расселения и формы землепользования были урегулированы. Каракалпак-ский народ получил земли столько, сколько ему нужно. Он освободился от прежнего феодального подчинения хивинским ханам и местным биям-старшинам.

Религиозные пережитки

В области религиоз¬ных верований трудно отметить что-нибудь харак¬терное, отличающее каракалпаков от других народов Средней Азии. Здесь также официально господство¬вал ислам, пожалуй, глубже проникший в массы, чем это имело место у кочевых народов, но не так глубоко, как у узбеков; распространено почитание «мазаров» местных святых; и наряду с этим сохра¬нились более ранние самобытные формы—магиче¬ские представления, вера в духов, культ тигра (джольбарс) и т. д.

Народное творчество и культурное разви¬тие. Формы народного творчества каракал¬паков близки к казахским и узбекским. У них известен героический эпос—народные поэмы «Алпамыс», «Коблан» и др. Эти произ-ведения исполняются народными певцами и поэтами—бахсами, шаирами. Музыкальные инструменты похожи на узбекские— дутар, най, сурнай, смычковый гиржек. Декоративное искусство более своеобразно: стиль орнамента оригинален—геометриче-ский и геометризованный растительный.

У обездоленного в прошлом каракалпак-ского народа культурный уровень был очень низок. Это затрудняло советское строитель-ство в первые годы. В начале даже создание национальной школы наталкивалось на боль-шие трудности: не. существовало каракал-пакской письменности, не было учителей,, учебников. В каракалпакских школах преподавали на узбекском, казахском, туркмен-ском, татарском языках. Многие родители под влиянием агитации баев и мулл отказы-вались посылать детей в школы. Зато рабо-тали духовные школы—мектебы и медресе— рассадники мракобесия. Перелом наметился в 1923—1924 гг., когда были приняты меры к укреплению школы, появились первые учи¬теля-каракалпаки. Как переходный тип были введены (1927) одногодичные и двух¬годичные школы. Сейчас в Кара-Калпакии действуют сотни нормальных школ, с 1949— 1950 г. введено всеобщее семилетнее обуче¬ние. Грамотность уже в годы Отечественной войны достигла 68%. Широко развернулась научная’ работа. Этому отчасти содейство¬вало то, что Кара-Калпакская АССР стала основной базой работы многолетней Хорезм¬ской археолого-этнографической экспеди¬ции (С. П. Толстов). Появились молодые ученые-каракалпаки.

В этот день:

Дни рождения
1895 Родился Роман Михайлович Гиршман — французский археолог русского происхождения, специалист по археологии Ирана, исследователь древних Суз, доисторического селения Тепе-Сиалк.
1906 Родилась Фредерика де Лагуна — американская учёная антрополог, этнограф и археолог; участница Второй мировой войны, исследователь искусства древних индейцев на северо-западе США и Аляске.
1908 Родился Алексей Павлович Окладников — советский археолог, историк, этнограф, основатель школы исследователей истории, археологии и этнографии Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии. Открыл многочисленные памятники эпохи палеолита, неолита и бронзового века, в том числе первых на территории страны останков неандертальца (1938, грот Тешик-Таш, Узбекистан). Открыл и исследовал основные ареалы петроглифов (наскальные изображения) разных стилей от палеолита до средних веков.
1909 Родилась Ядвига Вацлавовна Станкевич - кандидат исторических наук, специалист в области древнерусской археологии центральных и северо-западных областей Европейской России.
Дни смерти
1914 Погиб на фронте Жозеф Дешелет — французский археолог, который стоял у истоков керамологии. Занимался также исследованием культурных связей между древнеримской и кельтской цивилизациями.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 26.07.2021 — 17:51

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Археология © 2014