К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»
Два близко родственных тюркоязычных народа Центрального и Северо-западного Кавказа — карачаевцы и балкарцы — расселены в верховьях рек, нижние течения которых заняты адыгейскими народами. Карачаевцы обитают в «Карачае», т. е. в верховьях Кубани и по ее верхним притокам: Учкулану, Теберде, Б. Зеленчуку и др. Балкарцы — к востоку от них, по верхнему течению Черека, Чегема, Баксана, Малки, впадающих в Терек. Области расселения обоих народов разделены горной системой Эльбруса. Называют себя они, в частности балкарцы, «таулы», что значит горцы. Русские прежде называли их «тавлинцами», либо «татарами». Численность карачаевцев — 76 тысяч, балкарцев — 43 тысячи (1939).
Этногенез
По происхождению карачаевцы и балкарцы представляют единое целое. Язык у них один — он принадлежит к кыпчакской ветви тюркских языков. Предки карачаевцев и балкарцев занимали некогда северо-кавказскую низменность и, вероятно, общались с крымскими татарами. Есть даже предание, что предки карачаевцев около XV в. выселились из Крыма. По предположению В. Ф. Миллера, потомки древних болгар, некогда кочевавших в северо-кавказских степях, влились в состав балкарцев, откуда и их название. По другому взгляду, однако, имя «балкар» происходит от р. Малки (по-кабардински «Балк»). Как бы то ни было, но несомненно, что черкесы и кабардинцы оттеснили карачаево-балкарцев в горы, где они смешались с местным населением — осетинами, сванами и др. В течение нескольких веков балкарцы живут в близком соседстве с кабардинцами, а карачаевцы — с адыгейцами. Сильное влияние черкесо-кабардинской культуры, обычаев сказывается на всем культурно-бытовом укладе обоих народов. По антропологическому типу они не отличаются от своих соседей — сванов, осетин.
Политически карачаевцы объединены с черкесами (Карачаево-Черкесская область), балкарцы — с кабардинцами (Кабардино-Балкарская АССР).
Хозяйство и материальная культура
Главное занятие карачаевцев и балкарцев — горное скотоводство. Разводят преимущественно овец, но также рогатый скот, лошадей. Скот выпасается летом на горных пастбищах, зимой — в предгорьях или на «таукышлаках» (горных зимних пастбищах, по южным склонам гор). Запасают на зиму также и сено. Земледелие развито слабо, так как пригодной для пашни земли мало и обработка ее весьма трудна. Однако применяется искусственное орошение пашен и сенокосов, отводится вода горных потоков. В прошлом существенным подспорьем в хозяйстве служила охота на горную дичь—кабанов, туров и др. Пища преобладает молочная и мясная.
В наши дни животноводство остается ведущей отраслью хозяйства, — оно дает основной доход колхозам; но оно реконструировано на научных началах. Полеводство остается второстепенной отраслью, но и оно теперь оснащено новой техникой и стало более продуктивным.
Из домашних производств характерны: выделка овчин, суконных тканей, бурок; у балкарцев они имели и товарное значение.
Поселения карачаевцев и балкарцев еще недавно представляли собой небольшие родовые поселки. В Карачае большинство населения жило в трех больших «аулах» — Учкулан, Хурзук, Карт-Джюрт, — но эти «аулы» состояли из широко разбросанных групп домов, так что даже трудно было уловить, где кончается один аул и начинается другой. Постройки у балкарцев большей частью каменные, плоскокрышие, с пристенным камином; местами — по Баксану — срубные. У карачаевцев преобладают срубные постройки. На летних пастбищах в горах никаких жилищ нет: пастушеские «коши» прежде состояли из простых пригонов для скота с навесами для пастухов; иногда пастухи ютились в пещерах.
Одежда карачаевцев и балкарцев — общекавказская; она наиболее близка к одежде кабардинцев и черкесов. Девушки прежде, как и черкешенки, носили узкие сафьяновые корсеты, не дававшие развиваться груди.
Общественный строй карачаевцев и балкарцев был в старое время во многом сходен с кабардино-черкесским. Господствующий класс составляли феодалы—князья, «таубии», которые во всем старались подражать кабардинским порядкам и обычаям. Большая часть земель — особенно пашни, сенокосы, таукышлаки — принадлежала князьям, хотя сохранялись и следы родового землепользования. Ниже князей было сословие дворян — «уздан», у карачаевцев «кара-уздень». Крестьяне — «кулла», у карачаевцев «ылгылы-кул» — были зависимы, но не закрепощены. Были и рабы, лишенные всяких прав.
Но в быту черты родового строя сохранялись более заметно, чем у кабардинцев. Соблюдались обычаи экзогамии, родовой взаимопомощи, кровной мести. Положение женщин было сравнительно независимым, особенно до замужества. Резкого обособления полов не было, хотя женщины по обычаю ели всегда отдельно от мужчин. Практиковался черкесский обычай аталычества. В 1860-х годах крестьяне и рабы были формально освобождены от зависимости. Развитие капитализма усилило расслоение крестьянства.
В советское время старые обычаи стали приходить в упадок. Эксплуататорские классы ликвидированы.
Религиозные пережитки
Официальной религией карачаевцев и балкарцев считался ислам, который, однако, проник к ним из Кабарды лишь в XVIII в. Фактически сохранялись прежние самобытные верования, сходные с верованиями соседних народов. Отмечалось почитание священных камней, деревьев и пр. Известны имена некоторых древних богов, общих с адыгейскими или осетинскими: например Ишибла (черк. Шиб- ле), Аймыш (черк. Ёмиш), Тотур (осет. Тутыр) и др.
В области народного творчества много общего с черкесо-кабардинцами. Распространены сказания о нартах («нярт»), сходные с осетинскими. Фольклор вообще довольно богат.
За годы советской власти культурное ра¬витие карачаевцев и балкарцев сделало большие успехи. Уже к 1940 году количество учащихся в Карачае, например, увеличилось в 10 раз по сравнению с дореволюционным уровнем. Из них половину составляли девочки, — а до революции девочек вообще не учили. Появились люди интеллигентных профессий из карачаевцев и балкарцев — учителя, врачи, агрономы, инженеры.
window.prompt(«Значение:», 780);
alert(780)