Калмыки

К оглавлению книги «Этнография народов СССР»

Совершенно особое место среди народов Поволжья занимают калмыки. Это монголоязычный народ, чуждый по происхождению коренному населению Поволжья и появившийся здесь в XVII веке.

Численность калмыков (1939 г.) 134 тысячи. Они занимают правобережье Нижней Волги, где при Советской власти была создана Калмыцкая автономная область.

Этногенез и исторические сведения

По происхождению калмыки связаны с Центральной Азией, колыбелью всех монголоязычных народов. Областью первоначального формирования монгольских племен была, по-видимому, территория теперешнего юго-восточного Забайкалья и северо-восточной Монголии. Монгольские языки близко родственны тюркским и тунгусским языкам, составляя все вместе алтайскую семью языков. Неизвестно точно, когда произошло выделение монгольской группы языков из этой семьи; во всяком случае, это произошло до начала нашей эры. В хрониках Танской династии Китая (VII—X. вв.) упоминается народ «монг-у», а в хрониках династии Ляо (X—XII вв.) — народ «мон-гули»: некоторые видят в этих названиях имя «монгол». Есть основания считать, что впервые монголоязычные народы выступают в истории в лице киданей, или кытаев, завоевавших в начале X в. Северный Китай (от них — наше название Китая). Собственно монголы представляли собой первоначально одно из племен, обитавших в бассейне рр. Онона и Керулена. В конце XII и начале XIII в. предводитель племени монголов Темучин объединил под своей властью все монгольские, а затем и другие племена и народы, приняв титул Чингисхана и создав при помощи кровавых завоеваний огромную империю.

Именно к этому времени относится монголизация многих, видимо, разноязычных народов Центральной Азии, покоренных монголами. Рашид ад-дин в своем «Сборнике летописей» (начало XIV в.) перечисляет племена «настоящих», т. е. исконных монголов, и другие племена, которые вначале не были монгольскими, но впоследствии усвоили это имя.

Уже издавна, в XII—XIII вв., существовало разделение на восточных и западных монголов. Западномонгольские племена, более отсталые, обитавшие в северо-западной части Монголии и в Джунгарии, частью в лесистых местах, не входили в основное ядро государства Чингисхана. Вскоре они отделились от империи (40-летняя война между западномонгольским Каиду и великим ханом Хубилаем). Западномонгольские племена назывались «ойратами» (слово неизвестного происхождения); соседние тюркоязычные народы называли их «калмык», «калмак» (дословно «отделившиеся»). В 1-й половине XV в. эти племена составили сильный союз — «Джунгарское», или «Ойратское», государство, оттеснившее на второй план восточных монголов и соперничавшее даже с Китаем. Это объединение вскоре распалось, но в 1-й половине XVII в. вновь сплотилось и достигло большого могущества под властью ханов Харахулы, Батур-хунтайджи, Галдана. В это Ойратское (Джунгарское, Калмыцкое) государство входило несколько племен. Считалось, что этих племен четыре, и весь союз назывался «4 Ойрата» 1. Впрочем, перечень этих племен в разных источниках не совпадает, и весьма вероятно, что это лишь фиктивное число. Из ойратских племен наиболее крупными были хошуты (хошоуты), торгуты (торгоуты), дэрбэты, олёты (элеты), чоросы.

Уже в начале XVII в. один из калмыцких князей — Хо-Урлюк, предводительствовавший частью торгутов, а также и дэрбэтов и хошутов, не пожелал подчиниться власти хана Харахулы и откочевал с подвластными ему группами на запад — сначала в Приуралье, потом еще дальше, на Волгу. Около 1630 г. калмыки перешли Волгу и начали теснить народы Кавказа, но получили отпор со стороны кабардинцев и других кавказских народов. С 40-х годов XVII в. до 70-х годов XVIII в. калмыки кочевали по обоим берегам низовьев Волги. Они враждовали с казахскими и ногайскими племенами и пытались заручиться поддержкой Русского правительства. От имени царя астраханские воеводы заключали договоры с калмыцкими тайшами. Самым известным и сильным из этих тайшей был Айюка, современник Петра I, который получил от Русского правительства титул «хана». После смерти Айюки (1722 г.) начались внутренние неурядицы. Отдельным ханам удавалось на короткое время объединить калмыков под своей властью, но мало-помалу власть над калмыками переходит к Русскому правительству. Вместо прежних договоров о покорности и дани калмыцкие ханы стали приносить присягу на подданство. Внутренние смуты, борьба между отдельными ханами и претендентами на ханство осложнились агитацией за возвращение калмыков обратно в Джунгарию. Под влиянием этой агитации в начале 1771 г. большинство калмыков под предводительством хана Убаши откочевало на восток, направляясь в Джунгарию. Остались лишь те калмыки, которые кочевали на Правобережье Волги и не успели переправиться через нее: русская администрация, узнав о событиях, приняла меры к их задержанию. За ушедшими же калмыками была снаряжена погоня, на них натравили их врагов—казахов. Значительная часть беглецов была разгромлена и погибла в пути. Только небольшая часть дошла до Джунгарии (к этому времени находившейся уже под властью Китая). Потомками их являются теперешние дэрбэты, торгуты и хошуты Кобдосского округа.

Таким образом, после 1771 г. калмыки остались только на правобережье низовьев Волги — на территории теперешней Калмыцкой автономной области.

Резко выделяясь среди окружающих народов и своим монгольским языком, и своим антропологическим типом (монголоиды центральноазиатского типа), и своим бытовым укладом, и религией, калмыки мало смешивались с соседями. Этому способствовала и политика царского правительства, разобщавшая народы.

Хозяйство и материальная культура

Вплоть до начала XX в. калмыки сохраняли в основном кочевой скотоводческий уклад хозяйства, как у восточных монголов. Основу хозяйства составляло разведение скота — овец, лошадей, крупного рогатого скота, верблюдов. Скот круглый год пасся в степи. Молочная пища составляла основу питания. Как и у других степных кочевников, развита была обработка кожи и меха, в частности выделка кожаной посуды и утвари, а также прядение и тканье из шерсти, валяние войлока и пр.

Самобытная материальная культура калмыков была очень сходна с восточномонгольской. Большинство калмыков кочевало круглый год в решетчато-войлочных юртах — кибитках «монгольского» типа — «кгер». У богатых и у лам кибитка покрывалась белым войлоком, у простого народа — серым. Бедняки жили в конических шалашах-юртах без решетки и верхнего круга, крытых кое-как войлоком. К концу XIX в. у богачей стали появляться и зимние дома постоянного типа. Бедняки, теряя скот, тоже переходили на оседлость и поселялись в убогих глинобитных домах-полуземлянках.

Типы одежды сходны с одеждой азиатских кочевников. Женщины, однако, носили узкий камзол, стягивающий грудь. Своеобразен мужской головной убор: шапочка с четырехугольным верхом, напоминающая польскую конфедератку. В XX в., особенно после революции, национальная одежда вытеснена одеждой городского типа.

В последние десятилетия перед революцией происходил общий упадок хозяйства калмыков. Проникновение товарных капиталистических отношений, появление русских поселенцев в дельте Волги, развитие рыбопромышленности — все это разрушало старый натурально-хозяйственный скотоводческий уклад. Кое-кто из калмыков переходил к земледелию, бедняки попадали в кабалу, шли в батраки, нанимались на рыбные промыслы рабочими.

В советские годы началось возрождение хозяйства калмыцкого народа. Приняты меры к восстановлению и развитию скотоводческого хозяйства. Начало развиваться земледелие. В калмыцких колхозах возросло значение и рыбного промысла.

Исторические особенности общественного строя

В общественном строе калмыков сохранились, в отличие от восточных монголов, некоторые архаические формы, в частности пережитки родоплеменных отношений. Следы деления на племена сохранялись в названиях административных единиц (Дэрбэтовский, Хошоутовский улусы и др.). Улусы делились на административные «роды», «роды» — на аймаки. Основной общественной единицей была кочевая группа — «хотон», состоящая из нескольких родственных семей. Очень резко сказывалось деление на сословия. Сословий было три: «сеэдут» — феодально-родовая знать, нойоны и зайсанги; «ховрык» —духовное сословие, ламы; «хар-чут» (черная кость) — простой народ. Верхнее сословие пользовалось огромной властью над народом и даже над духовным сословием: назначение на духовные должности, переход в более высокий духовный сан — все это целиком зависело от воли нойонов и зайсангов.

Правда, в последние десятилетия XIX в. сословные грани стали сглаживаться. Под влиянием роста капиталистических отношений стало возрастать расслоение внутри «черной кости», стала выделяться кулацкая верхушка; она в известной мере соперничала с феодальной знатью. Царская администрация тоже постепенно ограничивала права нойонов и зайсангов (ханская власть была отменена еще в 1771 г., после ухода части калмыков в Джунгарию), и это опять-таки шло на пользу кулацкому слою.

Религиозные пережитки

По религии калмыки в подавляющем большинстве — буддисты (ламаисты), и этим они опять резко выделяются среди окружающих народов, но сближаются с монголами.

Буддизм — одна из трех «мировых» религий (наряду с христианством и исламом), возникшая, как известно, в древней Индии около VI—V вв. до н. э. В III в. до н. э. он стал там господствующей религией, но позже — в первые века н. э. — был постепенно вытеснен из Индии. Зато буддизм широко распространился в соседних с Индией странах.

Первоначальный буддизм представлял собой религиозно-философское учение о личном спасении через систематическое подавление в себе стремления к жизни. Жизнь есть страдание, учит буддизм. Причина страдания — стремление к существованию. Избавиться от страдания можно, только уничтожив в себе это стремление. Основатель буддизма Гаутама (Сиддартха, Шакья-Муни) первый достиг этой цели и погрузился в «нирвану» — небытие. Отсюда его имя «Будда», что значит «Просветленный». Эта древнебуддистская философия была своеобразным отражением протеста народных масс против несправедливого кастового строя. Но впоследствии буддизм далеко ушел от этого первоначального учения, особенно пo мepe своего распространения в другие страны, где он смешивался с местными верованиями; он превратился в сложную религию, веру в многочисленных богов и духов с торжественным культом, с пышными храмами и монастырями, с многочисленными тунеядцами монахами-ламами (по этому названию монахов — «лама» — северный буддизм часто называется ламаизмом), с обильной церковной литературой.

Главный центр «северного» буддизма, который дальше, чем «южный», отклонился от первоначального буддистского вероучения, — это Тибет, где эта религия распространилась в VII в. н. э., а в XV в., после реформы известного буддистского проповедника Цаонкавы, приняла форму современного «ламаизма», или «желтошапочного» (по цвету головных уборов лам) буддизма (настоящее название этой секты — «челукпа»). В этой форме буддизм в конце XVI в. распространился в Монголии. Среди западномонгольских племен главным проповедником буддизма был монах Зая-Пандита, хошут родом, создавший впервые и калмыцкую письменность (XVII в.). Но калмыки еще раньше, до своего переселения на Волгу, приняли буддистскую религию, хотя она и у них перемешалась с древними местными верованиями.

В конце XIX в. у калмыков было до тысячи одних только «штатных» (т. е. официально зарегистрированных) лам, не считая многих «заштатных». Они состояли при монастырях—«хурулах», которых считалось 63. Храмы в монастырях представляли собой обычные войлочные юрты (в отличие от Монголии и Бурятии, где буддистские храмы были всегда солидными, вместительными зданиями); вокруг стояли юрты лам. Ламы носили обязательную желтую одежду. Среди них были специалисты: «эмчи» — врачеватели, «зурхачи» — астрологи-предсказатели, «зурачи» — иконописцы, «бакши» — учителя веры. Богослужение совершалось на священном тибетском языке, на котором написаны и все религиозные книги. Калмыцкие ламы официально не подчинялись главе буддистского духовенства (Бандидо-Хамбо-лама), установленному правительством для буддистов-бурят, но признавали его авторитет. Фактическая же власть над ламистской церковью и духовенством среди калмыков принадлежала местным нойонам и зайсангам.

Сохранились и пережитки до-буддистских верований, общих, кажется, всем монгольским народам: представления о чудовищах-людоедах «мангусах», о злых духах—«гаулмусах» и др.

Некоторые калмыки еще в XVII—XVIII вв. были обращены в православие: их крестили, заманивая разными льготами, сложением недоимок и пр.
Сейчас влияние религии среди калмыков сильно уменьшилось.

Народное творчество

Наиболее ценное произведение устного народного творчества калмыков — это эпос «Джангар». В 12 песнях эпоса воспеваются подвиги богатырей легендарной счастливой страны «Бумбы», во главе с знаменитым ханом Джангром, их борьба за свой народ против чужеземных поработителей, против «шулмусов» — злых духов. Создание этого цикла героических сказаний относят к XV в., к эпохе первого подъема ойратского племенного союза. Но мотивы, вошедшие в состав эпоса, несомненно, гораздо более древни. С другой стороны, в нем отразилось и позднейшее влияние буддизма.

Музыкальное искусство у калмыков развито сравнительно слабо. Почти единственный музыкальный инструмент — «домбыр» (балалайка), сходная с доброй народов Средней Азии.

Декоративное изобразительное искусство тоже слабо развито — оно не идет ни в какой сравнение с искусством народов Среднего Поволжья. Несложным орнаментом покрываются: кожаные изделия, одежда и пр.

Notes:

  1. По мнению акад. Б. Я. Владимирцова, название «Дэрбэн-Ойрат» («4 Ойрата») надо понимать в смысле 4 десятка тысяч, т. е. 40 тысяч ойратов. По предположению же Г. Е. Грумм-Гржимайло, название «Дэрбэн-Ойрат» означает вовсе не «4 Ойрата», а просто союз Дэрбэтов и Ойратов — двух важнейших из ойратских племен.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 06.12.2020 — 21:18

Счетчики

Яндекс.Метрика

2 комментария

Оставить комментарий
  1. МОЖНО АВТОРА СЕГО ОПУСА О КАЛМЫКАХ? и ИСТОЧНИКИ УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

  2. крайне некорректная информация. просьба профессиональнее относиться к наполнению сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014