К 80-летию Марии Ивановны Максимовой

Брашинский И. Б. К 80-летию Марии Ивановны Максимовой // СА. 1965. No 2. С. 132–133.

В 1965 г. исполняется 80 лет Марии Ивановне Максимовой, известному советскому исследователю истории античной культуры.

Мария Ивановна Максимова

Мария Ивановна Максимова

М. И. Максимова родилась 17 апреля 1885 г. в Петербурге. Окончив гимназию в 1903 г., она поступила на историко-филологический факультет Высших женских Бестужевских курсов. По окончании курсов в 1909 г. Мария Ивановна была командирована за границу для дальнейшей подготовки к научным занятиям. Вернувшись на родину в первые дни мировой войны, М. И. Максимова в 1916—1917 гг. сдала магистерские экзамены, а в 1918 г. защитила диссертацию на степень магистра по истории и теории искусства. Ее диссертационная работа «Античные фигурные вазы» была опубликована еще в 1916 г. и получила широкую известность и признание как со стороны отечественных специалистов, так и зарубежных ученых. В 1927 г. это исследование было во французском переводе переиздано в Париже.

С 1914 г. М. И. Максимова — научный сотрудник Античного отдела и Отделения глиптики Эрмитажа. С тех пор ее научная работа теснейшим образом связана с изучением разнообразных памятников, хранящихся в коллекциях этой крупнейшей сокровищницы шедевров мирового искусства.

Являясь крупнейшим специалистом в области изучения малых форм античного искусства, М. И. Максимова уделяет преимущественное внимание исследованию и публикации замечательных памятников, обнаруженных при раскопках в Северном Причерноморье. Ее перу принадлежат многочисленные работы, посвященные изучению как отдельных памятников, так и целых их групп. Обладая прекрасной филологической и исторической подготовкой и превосходным знанием сравнительных материалов, М. И. Максимова с большим мастерством раскрывает подлинное значение каждого изучаемого ею памятника.

Начиная с 1925 г. с некоторыми перерывами, научная деятельность М. И. Максимовой связана с Институтом археологии АН СССР (бывший ГАИМК и ИИМК), старшим научным сотрудником которого она является и по сей день. В 1928 г. по командировке Наркомпроса Мария Ивановна ездила с научным докладом в Париж и Берлин. В 1939—1941 гг. М. И. Максимова была научным сотрудником Академии наук Грузинской ССР и Государственного музея Грузии, участвуя в разработке и публикации материалов, добытых новыми раскопками в Мцхете и Армази.

В суровую блокадную зиму 1941/42 г. Мария Ивановна не прекращала научной работы в осажденном Ленинграде. Здесь после смерти акад. С. А. Жебелева она возглавила сектор древнего Причерноморья ИИМК, которым руководила в течение ряда лет. В 1942 г. М. И. Максимова была эвакуирована в Елабугу, откуда вернулась в Ленинград в 1945 г. В этом же году за большие научные заслуги ей была присвоена ученая степень доктора исторических наук без защиты диссертации.

С течением времени научные интересы Марии Ивановны неуклонно расширяются и становятся все более многогранными. Если начальный период ее научных занятий связан главным образом с исследованием материалов малых форм искусства — керамики, глиптики, ювелирного искусства, то в дальнейшем все больше внимания она начинает уделять исследованию больших исторических проблем. Ей принадлежат важные обобщающие работы по истории эллинистической техники, древнегреческого искусства и, наконец, фундаментальный труд «Античные города юго-восточного Причерноморья» (1956). Работа над этой монографией потребовала углубленного изучения «Анабасиса» Ксенофонта, результатом которого явился превосходный перевод с комментариями этого произведения, выполненный Марией Ивановной. М. И. Максимова изучает историю этих городов во всех доступных по источникам аспектах их жизни и деятельности, что позволило выяснить подлинное их значение в жизни античного мира и особенно в жизни северного и западного Причерноморья.

Мысли Марии Ивановны о необходимости углубленного изучения всего Причерноморья в целом находят все больший отклик.
Последние годы М. И. Максимова посвятила работе над исследованием выдающихся комплексов больших боспорских курганов, которая имеет весьма важное значение для дальнейшего изучения античной культуры на территории нашей страны. Помимо ряда опубликованных статей по этому кругу вопросов Мария Ивановна уже подготовила к печати монографическое исследование об Артюховском кургане, а в настоящее время успешно продолжает работу над материалами других курганов.

Много внимания М. И. Максимова уделила и педагогической работе в высших учебных заведениях Ленинграда. Еще в 1918 г. она стала работать преподавателем, а затем профессором Ленинградского университета. Она читала курсы лекций в Археологическом институте и Институте истории искусств, а в 1945—1947 гг. заведовала кафедрой искусства древнего мира в Институте имени Репина Академии художеств. М. И. Максимову отличает большая широта научной эрудиции и живой интерес к общественной жизни. Ее энергии и работоспособности можно позавидовать.

Товарищи и друзья Марии Ивановны Максимовой от души желают ей доброго здоровья, сил, бодрости и больших новых творческих успехов.

И. Б. Брашинский

СПИСОК ПЕЧАТНЫХ РАБОТ М. И. МАКСИМОВОЙ

1. Три фаянсовых арибалла. Памятники Музея изящных искусств. СПб., IV, 1913.
2. Античные фигурные вазы, М., 1916.
3. Античная гемма с изображением Ликурга. ЗОРАО, Птг., IX, 1917.
4. Императрица Екатерина Вторая и собрание резных камней Эрмитажа. Сборник Эрмитажа, I, Птг., 1920.
5. Одиссей у Кирки по чашам Бостонского музея. ИРАИМК, II. 2, 1922.
6. Греческий скарабей Эрмитажа из собрания Людвига Росса. Сборник Эрмитажа, II, Птг., 1923.
7. Камея Гонзага. Памятники Гос. Эрмитажа, Л., 1924.
8. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926.
9. Портреты русских князей и государей работы резчика Дорша. Сборник Эрмитажа, III, Л., 1926.
10. Этрусский скарабей с изображением скифа, СГАИМК, 1, 1926.
11. Резные камни XVIII и XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1926.
12. Сказка о «Потерпевшем кораблекрушение» и греческий скарабей VI в. Сб. в честь Н. П. Кондакова (Seminarium Kondakovianum), I, Прага, 1927.
13. Les vases plastiques dans l’antiquite (Epoque archa’ique), 1—2, Paris, 1927.
14. Der «Trajancameo» der Ermitage. Jahrbuch des Deutschen archaologischen Institute, 42 (1927), 1928.
15. Griechisch-persische Kleinkunst in Kleinasien nach den Perserkriegen. JDAI, 43, AA, 1928, 3—4.
16. Une camee commemoratif de la bataille d’ Actium. RA, серия 5, 30, juil-dec. 1929.
17. Античные печати Северного Причерноморья. ВДИ, 1937, 1.
18. Античные архитектурные сады Италии, СА, VII, 1941.
19. Стеклянные многогранные печати, найденные на территории древней Грузии. Изв. МИНИ ГрузАН, X, 1941.
20. К «Анабасису» Ксенофонта. ВДИ, 1947, 2.
21. Амиса, город и область. Топография и географические условия. Рефераты научно-исследовательских работ за 1945 г. (АН СССР ОИФ), 1947.,
22. К вопросу о выходе хеттов на южный берег Черного моря. ВДИ, 1948, 4.
23. Строительная техника. Сб. «Эллинистическая техника». М.— Л., 1948.
24. Сырьевая база и первичная обработка материалов. Там же.
25. Техника промышленности. Там же. В соавторстве с П. В. Ернштедтом и А. Н. Зографом.
26. Камея Гонзага. Сокровища Эрмитажа. М.— Л., 1949.
27. Феодосийские серьги. Там же.
28. Геммы из некрополя Мцхеты — Самтавро (Раскопки 1938/39 г.). ВГМГ, ХУГ-В, 1950.
29. Местное население юго-восточного Причерноморья по Анабасису Ксенофонта. ВДИ, 1951, 1.
30. Ксенофонт. «Анабасис», Перевод, статья и примечания. Сер. «Литературные памятники». Л., 1951,
31. Краткий путь через Черное море и время его освоения греческими мореходами. МИА, 33, 1954.
32. Надгробие из Херсонеса. СА, XIX, 1954.
33. Серебряное зеркало из Келермеса. СА, XXI, 1954.
34. Hittites in the Black Sea Region, Journal of the Near Eastern studies, T. 10, № 2, 1954, стр. 74—81.
35. Рец.: Сб. «Археология и история Боспора», 1, Симферополь, 1952. СА, XXI.
36. Резные камни. АГСП, 1, М.— Л., 1955.
37. Скульптура. Там же. В соавторстве с М. А. Наливкиной.
38. Рец.: М. М. Ко бы лин а. Аттическая скульптура VII—V вв. до н. э. М., 1954. СА XXIV 1955.
39. Ритон из Келермеса. СА, XXV, 1956.
40. Глиняная ткацкая подвеска с оттиском печати. МИА, 50, 1956.
41. Искусство Древней Греции. Сб.: Древняя Греция. М., 1956.
42. Античные города юго-восточного Причерноморья. М.— Л., 1956.
43. Боспорская камнерезная мастерская. СА, 1957, 4.
44. Рец.: Е. Akurgal und L. В u d d е. Vorlaufiger Bericht uber die Ausgrabungen in Sinope, CA, 1958, 3.
45. Фрагмент костяного перстня из Ольвии. СА, XXVIII, 1958.
46. Миниатюрная группа на Феодосийских серьгах. Тр. ГЭ, II, Л., 1958.
47. Der kurze Seeweg uber das Schwarze Meer im Altertum. «Кііо», 37, 1959.
48. О дате Артюховского кургана. СА, 1960, 3.
49. Автореферат: Античные города юго-восточного Причерноморья. ВСО, 6, 1960.
50. Панафинейская амфора из Зеленского кургана. КСИА, АН СССР, 83, 1961.
51. Серебряная пряжка из Артюховского кургана. Там же.
52. Серебряное зеркало из Келермеса. Сб.: Griechische Stadte und einheimische Be- volkerung des Schwarzmeergebietes. Berlin, 1961.
53. Ритон из Келермеса. Там же.
54. Амулет из Горгиппии и так называемые «шарики-подвески». СА, 1962, 2.
55. Рец.: Н. Kiithmann. Beitrage zur hellenistisch-romischen Toreutik, 1958, CA, 1962, 4.
56. Античные геммы и их оттиски на фрагментах глиняных сосудов. МИА, 103, 1932.
57. Львиные псевдо-скарабеи. Тр. ГЭ, VII, Л., 1962.
58. К 60-летию Елены Ивановны Леви. СА, 1964, 1.
59. Рец.: R. A. Higgins. Greek and Roman Jewellery. London, 1961. CA, 1964, 3.
60. Миф о похищении Ганимеда в передаче Боспорского мастера. КСИА, АН СССР, 103, 1964
61. Золотые серьги из кургана у Феодосии, в кн. «Эрмитаж», изд. «Советский художник», Л., 1964, № 14.
62. Камея Гонгага, там же, № 21.

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014