Источники исследования

Обоснованное в настоящей работе применение комплексного метода этни­ческих реконструкций (см. гл. I) определяет привлечение разнородных групп источников.

[adsense]

I. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ДАННЫЕ ЯЗЫКА О МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДОИРАНЦЕВ

Основой реконструкции материальной культуры индоиранцев являются дан­ные индоиранских языков, включая топонимику и ономастику, а также древ­нейшие письменные памятники — Авеста иранцев и санскритские тексты индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Яджурведа, Шатапатха-Брахмана, более поздние Пураны и Законы Ману. Использование этих крайне сложных источников представляет большие трудности в связи с тем, что они, во-первых, составлены уже после ухода индоиранцев с прародины и содержат описание не живой культуры, а лишь воспоминания о прародине и о культуре предков, осложнен­ные включенностью в систему мифологических представлений; во-вторых, со­здание самих памятников отделено несколькими веками от времени их пись­менной фиксации, что привело к включению более поздних интерполяций и появлению лакун в текстах. Таким образом, этот вид источников требует кро­потливого анализа и крайней осторожности при использовании содержащейся информации и ни в коем случае не допускает непосредственной экстраполяции тех реминисценций о культуре предков на прародине, которые донесены индо­иранской традицией. Бесценную помощь в работе над этими материалами ока­зали обобщающие труды по истории Средней Азии, Ирана и Индии, а также работы, посвященные отдельным категориям материальной культуры.

Все принятые нами чтения были любезно проверены Т.Я. Елизаренковой и В.А. Лившицем, за что автор приносит им свою глубокую благодарность

II. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИРАНСКИХ И ИНДИЙСКИХ НАРОДОВ

С этнографическими источниками автор знакомился не только по литерату­ре, но также участвуя в этнографических экспедициях и поездках: в 50-х годах на Памире, в 70-х — в Осетии, в 80-х — в Иране, Афганистане, Индии и на Шри-Ланке, где ввиду длительной изоляции сохранились некоторые очень ар­хаичные черты культуры древнейших индоариев. Из чисто этнографических источников нами в соответствии с темой исследования избраны только те, которые касаются культуры иранских и индийских народов Это ограничение связано с тем, что Г.Г. Шпетом [1927] было показано значение этнопсихологии, обусловливающей этническую специфику ряда явлений духовной, но также и материальной культуры.

Нами использованы этнографические исследования культуры ираноязычных народов Средней Азии [Бобринский, 1900; Семенов, 1903; Андреев, 1927; 1958; Григорьев, 1931; Пещерева, 1929; 1959; Писарчик, 1954; 1970; Сухарева, 1954; Ершов, 1956; Кисляков, 1936; 1939; Кармышева, 1956; Воронина, 1951а; 1959; Маматназаров, 1977]; Ирана (Найренгистан) и в том числе — иранских кочев­ников [Вильчевский, 1958; Гафферберг, 1948; 1953; 1964; Аристова, 1965; 1981; Логашова, 1981а; 19816], а также осетин Кавказа [Калоев, 1971]. Особый ин­терес представили исследования народов северо-западного Индостана, где в условиях изоляции сохранилась культура различных индоиранских племен, ко­торые, как показал Г. Моргенстьерне [Morgenstierne, 1973], рано ушли с праро­дины, осели в труднодоступных горных долинах и, не испытав влияния куль­туры хараппы, сохранили архаичные черты в языке, мифологии, фольклоре, быте и домашних промыслах [Jettmar, 1975; Fussman, 1977; Rye, Evans, 1976]; использованы также описания путешественников.

III. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ САВРОМАТ И САКОВ

Этот круг источников детально изучен в трудах К.Ф. Смирнова [1964], М.Г. Мошковой [1956], К.А. Акишева и Г.А. Кушаева [1963] и Б.А. Литвинского [1972], которые стали основой нашего исследования.

IV. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Для верификации этногенетических выводов, полученных в исследовании, привлечены также антропологические материалы. Их использование облегчает­ся выходом в свет обобщающих работ В.П. Алексеева [1981; 1986; 1989; 1990], В.П. Алексеева и И.И. Гохмана [1984] и Т.К. Ходжайова [1983].

V. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЛЕМЕН АНДРОНОВСКОЙ ОБЩНОСТИ

С целью установления прародины индоиранцев их материальная культура, реконструированная на основании данных языка и письменной традиции, со­поставлена с материальной культурой двух зон Старого Света, индо-переднеазиатской и евразийской степной. Особое внимание уделено андроновской куль­туре, в создателях которой, как говорилось, многие лингвисты и археологи видят древнейших индоиранцев, так что сравнительный анализ позволяет од­новременно проверить правильность индоиранской атрибуции андроновской общности. Однако поскольку андроновская культура никогда не была предме­том монографического исследования, предварительно было необходимо изучить состояние андроновской проблемы и собрать и систематизировать андроновские материалы

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014