Обоснованное в настоящей работе применение комплексного метода этнических реконструкций (см. гл. I) определяет привлечение разнородных групп источников.
[adsense]
I. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ДАННЫЕ ЯЗЫКА О МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДОИРАНЦЕВ
Основой реконструкции материальной культуры индоиранцев являются данные индоиранских языков, включая топонимику и ономастику, а также древнейшие письменные памятники — Авеста иранцев и санскритские тексты индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Яджурведа, Шатапатха-Брахмана, более поздние Пураны и Законы Ману. Использование этих крайне сложных источников представляет большие трудности в связи с тем, что они, во-первых, составлены уже после ухода индоиранцев с прародины и содержат описание не живой культуры, а лишь воспоминания о прародине и о культуре предков, осложненные включенностью в систему мифологических представлений; во-вторых, создание самих памятников отделено несколькими веками от времени их письменной фиксации, что привело к включению более поздних интерполяций и появлению лакун в текстах. Таким образом, этот вид источников требует кропотливого анализа и крайней осторожности при использовании содержащейся информации и ни в коем случае не допускает непосредственной экстраполяции тех реминисценций о культуре предков на прародине, которые донесены индоиранской традицией. Бесценную помощь в работе над этими материалами оказали обобщающие труды по истории Средней Азии, Ирана и Индии, а также работы, посвященные отдельным категориям материальной культуры.
Все принятые нами чтения были любезно проверены Т.Я. Елизаренковой и В.А. Лившицем, за что автор приносит им свою глубокую благодарность
II. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИРАНСКИХ И ИНДИЙСКИХ НАРОДОВ
С этнографическими источниками автор знакомился не только по литературе, но также участвуя в этнографических экспедициях и поездках: в 50-х годах на Памире, в 70-х — в Осетии, в 80-х — в Иране, Афганистане, Индии и на Шри-Ланке, где ввиду длительной изоляции сохранились некоторые очень архаичные черты культуры древнейших индоариев. Из чисто этнографических источников нами в соответствии с темой исследования избраны только те, которые касаются культуры иранских и индийских народов Это ограничение связано с тем, что Г.Г. Шпетом [1927] было показано значение этнопсихологии, обусловливающей этническую специфику ряда явлений духовной, но также и материальной культуры.
Нами использованы этнографические исследования культуры ираноязычных народов Средней Азии [Бобринский, 1900; Семенов, 1903; Андреев, 1927; 1958; Григорьев, 1931; Пещерева, 1929; 1959; Писарчик, 1954; 1970; Сухарева, 1954; Ершов, 1956; Кисляков, 1936; 1939; Кармышева, 1956; Воронина, 1951а; 1959; Маматназаров, 1977]; Ирана (Найренгистан) и в том числе — иранских кочевников [Вильчевский, 1958; Гафферберг, 1948; 1953; 1964; Аристова, 1965; 1981; Логашова, 1981а; 19816], а также осетин Кавказа [Калоев, 1971]. Особый интерес представили исследования народов северо-западного Индостана, где в условиях изоляции сохранилась культура различных индоиранских племен, которые, как показал Г. Моргенстьерне [Morgenstierne, 1973], рано ушли с прародины, осели в труднодоступных горных долинах и, не испытав влияния культуры хараппы, сохранили архаичные черты в языке, мифологии, фольклоре, быте и домашних промыслах [Jettmar, 1975; Fussman, 1977; Rye, Evans, 1976]; использованы также описания путешественников.
III. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ САВРОМАТ И САКОВ
Этот круг источников детально изучен в трудах К.Ф. Смирнова [1964], М.Г. Мошковой [1956], К.А. Акишева и Г.А. Кушаева [1963] и Б.А. Литвинского [1972], которые стали основой нашего исследования.
IV. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Для верификации этногенетических выводов, полученных в исследовании, привлечены также антропологические материалы. Их использование облегчается выходом в свет обобщающих работ В.П. Алексеева [1981; 1986; 1989; 1990], В.П. Алексеева и И.И. Гохмана [1984] и Т.К. Ходжайова [1983].
V. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЛЕМЕН АНДРОНОВСКОЙ ОБЩНОСТИ
С целью установления прародины индоиранцев их материальная культура, реконструированная на основании данных языка и письменной традиции, сопоставлена с материальной культурой двух зон Старого Света, индо-переднеазиатской и евразийской степной. Особое внимание уделено андроновской культуре, в создателях которой, как говорилось, многие лингвисты и археологи видят древнейших индоиранцев, так что сравнительный анализ позволяет одновременно проверить правильность индоиранской атрибуции андроновской общности. Однако поскольку андроновская культура никогда не была предметом монографического исследования, предварительно было необходимо изучить состояние андроновской проблемы и собрать и систематизировать андроновские материалы