Искусство

Все, что бы ни делал человек, он старается обыкновенно сделать так, чтобы вещь была но только хорошо приспособлена к удовлетворению какой-либо потребности, но и выглядела бы красиво. То, что имеет в виду не прямую пользу, а красоту, — все это мы относим к области искусства. Искусство разнообразно, как самая жизнь: нет такой области жизни, где бы не проявлялась человеческая любовь к красивому, изящному. Мы уже указывали раньше, говоря об одежде, что иногда невозможно отделить ее от украшения. То же существует и во всех других областях человеческой жизни. Шьет ли человек одежду, строит ли жилище или лодку, делает ли оружие, лепит ли горшки из глины, приготовляет ли пищу, произносит ли молитву или заклинание, — всегда человек заботится и о том, чтобы все это было красиво. В этом смысле всякая деятельность человека носит в себе зародыши разнообразных искусств. Но не все такие зародыши искусств могут развиться в самостоятельные области искусства. Поэтому мы должны остановиться только на таких зачатках искусства, которые с течением времени оторвались от своей практической основы и стали развиваться самостоятельно.

Рис. 18. Мамонт, вырезанный на костяной пластинке (грот Мадлены).

Рис. 18. Мамонт, вырезанный на костяной пластинке (грот Мадлены).

Таких искусств сравнительно немного: зодчество, ваяние, живопись, поэзия, музыка, танцы.

Зодчество (или архитектура) еще и до сих пор не порвало связи со своей практической основой и развило очень сложную систему специально архитектурных украшений. Здесь мы можем очень удобно наблюдать, как необходимая часть постройки превращается в украшение. Самый лучший пример такого перехода дают колонны в греческом искусстве, развившиеся из столбов, подпиравших крышу здания. При отсутствии жилища у первобытного человека, зодчество, как искусство, развивается, конечно, в сравнительно уже более поздние времена. Греция, Рим, Египет, Индия оставили нам грандиозные памятники зодчества, но все они относятся уже к высокой ступени культуры.

Ваяние возникает различными путями. Уже всякое приготовление вещей из дерева, камня, глины, металла, развивает необходимое для ваяния умение обрабатывать эти материалы. Но этого умения еще недостаточно для появления особого искусства: необходимо было, чтобы обработка указанных материалов нашла еще особую область применения, в которой развитие способов обработки могло бы итти совершенно свободно. Такою областью является религия, которая служила школою не только ваяния, но и поэзии, музыки и танцев.

Почитание предков у многих народов соединяется с изготовлением их изображений, которые нередко превращаются в идолов. Точно также и богов своих первобытный человек старается изобразить в каком нибудь вещественном образе, иногда в виде животного, по большей части в виде человека. Делая изображение своих богов, человек и развил искусство ваяния.

В Греции, например, найдено множество прекрасных статуй богов и богинь, сделанных из мрамора или бронзы. О развитием этого искусства создается особый класс людей, ваятелей, которые посвящают всю свою жизнь этому делу. О связи искусства ваяния с религией свидетельствует то обстоятельство, что в Греции во многих храмах хранились, как святыня, старые грубые идолы, а новые художественно исполненные статуи богов считались лишь украшениями. Оторвавшись от религии, ваяние стало брать и другие сюжеты: оно стало изображать и обыкновенных людей в обыденной обстановке, но по большей части работало над памятниками или изображениями знаменитых людей.

Склонность к живописи развилась в человеке в очень древнее время. До нас дошли некоторые рисунки человека, современного мамонту: на кости острым орудием очерчено изображение мамонта (рис. 18). Подобныеже рисунки, обыкновенно животных, находят также в старинных пещерах, где жил первобытный человек (рис. 19). И теперь многие народы любят живопись и довольно хорошо изображают сцены из своей обыденной жизни. Особенным дарованием в этом отношении обладают северо-американские краснокожие, которые даже развили самостоятельно своеобразное письмо картинами. Живопись находила широкое применение в качестве украшения на тканях, деревянной и глиняной посуде и т. д. Высокого развития достигла вазовая живопись в древней Греции.

Поэзия, музыка и танцы на первобытной ступени связаны между собою: поэтическая песня обыкновенно сопровождается пением или музыкою и более или менее сильными телодвижениями, пляскою. Часто один из этих элементов преобладает, причем один из них может и вовсе отсутствовать. Так, напр., если главное значение имеет поэтический рассказ, как в наших былинах, то музыка принимает форму речитатива; и при этом пляски уже не бывает. С другой стороны, ecли пляска принимает стремительный характер, то невозможным становится при этом произнесение каких нибудь слов, и пляску сопровождает одна только музыка, выбивающая такт, часто один барабан. В виду этой тесной связи поэзии, музыки и танцев, трудно решить вопрос, какое из этих искусств древнее. Указывают только на то, что песни очень часто возникают вместе с работою, особенно если она требует дружных, размеренных движений нескольких человек, как, напр., работа гребцов на лодке. Кроме того, следует указать на тесную связь всех этих трех искусств с религиею, Что молитвы богам поются, это всем хорошо известно; несколько более странным кажется нам обрядовое значение пляски. Между тем, жрецы первобытных народов, шаманы, являются обыкновенно плясунами, и их жертвы и гадания обыкновенно сопровождаются дикою пляскою. Пляски сопровождают весьма разнообразные обряды, даже похороны: траурная пляска кажется нам чем-то невозможным, между тем, есть несомненные доказательства существования таких плясок даже у наших предков. Пляски целыми хороводами часто имеют мимическое значение, изображая различные бытовые сцены. Из таких хороводов, изображавших события из жизни богов, в Греции развилась драма.

С течением времени поэзия, музыка и танцы начинают вести свое самостоятельное существование и достигают такого развития, что создание и исполнение произведений этих искусств требуют специальных навыков. Творцы художественных произведений нередко отделяются от исполнителей: не всякий поэт умеет художественно читать свои произведения, и хороший чтец редко бывает в то же время и поэтом; то же самое и в музыке композитор и музыкант далеко не всегда совпадают в одном лице. Танцы высшего своего развития достигают в современном балете, постановка которого тоже требует участия особого художника-специалиста, изобретающего танцы и мимические телодвижения, и целого ряда исполнителей, воплощающих мысли этого художника.

Таков общий ход развития искусств. Каждое из них имеет свою длинную историю. Излагать ее не входит в нашу задачу. Для нас важно было только указать первые зачатки искусств и отметить те силы, под влиянием которых совершилось обособление отдельных областей художественного творчества.

В этот день:

Дни смерти
1929 Умер Франц Студничка — германский историк искусства, археолог и преподаватель австро-венгерского происхождения.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 09.03.2017 — 17:39

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014