В настоящей работе рассматривается керамика из десяти курганных могильников Кузнецкой котловины (Иваново-Родионово, Пьяново, Титовский, Журавлево-1, 4, Танай-7, Заречное-1, Сапогово-1, Шабаново-1, 4), раскопанных в 1960-1990-е гг. (Мартынов А.И., 1964; Савинов Д.Г., Бобров В.В., 1978; 1981; Бобров В.В. и др., 1993; 1997; 1998; 1999; Бобров В.В., 1996а; Зах В.А., 1997; Илюшин А.М., Ковтун И.В., 1992; Илюшин А.М. и др., 1996; Илюшин А.М., Ковалевский С.А., 1998).
Весь керамический комплекс из ирменских могильников анализируется по двум основным критериям: форма и орнаментация сосудов. При этом был использован уже имеющийся опыт (Бобров В.В., 1992, с. 17-18; 1996б, с. 86-89) и собственные разработки по сравнительной характеристике керамики. Керамика представлена сериями, состоящими из целых форм и фрагментов, которые в количестве около 317 экземпляров были обнаружены во всех исследуемых памятниках.
Форма сосудов. По этому признаку было исследовано 144 целых сосуда из 10 исследуемых могильников. Выделяются три группы сосудов.
Группа 1. Низкие горшки (высота меньше наибольшего диаметра) с округлым или уплощенным дном. Сосуды этой группы зафиксированы в 46 случаях (31,94%).
Группа 2. Низкие или высокие горшки с плоским дном. Сосуды этой группы насчитывают 93 экземпляра (64,58%).
Группа 3. Кувшины с узким горлом, раздутым туловом и плоским дном. Сосуды этой сравнительно немногочисленной группы насчитывают 5 экземпляров (3,48%).
Орнаментация сосудов. Сравнительный анализ орнаментальных мотивов на керамических сосудах из исследуемых погребально-поминальных комплексов осуществляется по трем зонам (венчик, шейка и плечико) и по трем выделенным группам керамических сосудов. При вычислении процентного соотношения по орнаментальным зонам нами использовалась вся исследуемая керамика с сохранившимися полностью композициями (317 экз.). При сравнении мотивов по трем выделенным группам сосудов привлекались только полностью сохранившиеся или реконструированные сосуды (144 экз.).
Зона венчика. В этой орнаментальной зоне выявлено 15 мотивов. Ведущим является мотив в виде ряда треугольников, соединенных вершинами (37,12%). Достаточно характерен мотив в виде ряда треугольников, обращенных вершинами вверх (23,72%). Такие мотивы, как взаимопроникающие треугольники (6,19%), косая сетка (7,74%), косые насечки (5,16%) и отсутствие орнамента в зоне венчика (10,31%), встречаются реже. Мотивы в виде косых прочерченных линий с наклоном влево (0,51%), тройных горизонтальных прочерченных линий (1,03%), заштрихованного (2,06%) и незаштрихованного (0,51%) двойного зигзага, одинарного зигзага (1,03%), «елочки» (0,51%), пересекающихся штрихованных лент (0,51%), ромбов (1,03%) и треугольников, обращенных вершинами вниз (2,57%), — единичны.
Ведущим мотивом в этой орнаментальной зоне для всех групп сосудов являются треугольники, соединенные вершинами (группа 1 — 39,13%; группа 2 — 32,24%).
Следующим мотивом по частоте встречаемости на сосудах трех групп будут треугольники, обращенные вершинами вверх (группа 1 — 15,22%; группа 2 — 27,96%). Однако обращает на себя внимание тот факт, что этот мотив зафиксирован на сосудах 2-й группы почти в два раза чаще, чем на сосудах 1-й группы. Реже на круглодонных сосудах 1-й группы отмечается отсутствие орнамента (13,04%), а также такие мотивы, как взаимопроникающие треугольники (10,87%), косая сетка и косые насечки (по 6,53%), заштрихованные треугольники, обращенные вершинами вниз (4,34%), заштрихованный зигзаг (2,17%). Только на круглодонном сосуде венчик был орнаментирован пересекающимися заштрихованными лентами (2,17%). Плоскодонные сосуды 2-й группы орнаментировались по венчику косой сеткой (10,76%), либо не орнаментировались вовсе (8,6%). Редки взаимопроникающие треугольники (5,38%). Единичны косые насечки, заштрихованный зигзаг, треугольники, обращенные вершинами вниз (все по 2,15%). Только на плоскодонных горшках отмечаются такие мотивы, как длинные косые прочерченные линии с наклоном влево, двойной зигзаг без штриховки (1,08%), тройные горизонтальные прочерченные линии и одинарный зигзаг (2,15%).
В целом следует отметить высокую степень сходства орнаментации круглодонных и плоскодонных сосудов в зоне венчика. Различия проявляются в большей характерности орнаментации венчика плоскодонных сосудов треугольниками, обращенными вершинами вверх, и большем разнообразии мотивов на сосудах этой группы (1 группа — 9 мотивов; 2 группа — 13 мотивов).
Зона шейки. В этой орнаментальной зоне выявлено 9 мотивов. Доминируют прочерченные линии (52,46%). Все остальные мотивы отмечаются реже. Это — ряды ямок (9,43%), «жемчужник» с разделителями в форме ямок, насечек и оттисков уголка лопаточки (9,02%), валик (6,97%), косые насечки (7,37%), без орнамента (7,37%) и «елочка» (4,92%). Такие мотивы, как чистый «жемчужник» (2,05%) и «защипы» (0,41%), единичны.
На сосудах первых двух рассматриваемых групп в этой зоне преобладают прочерченные линии (группа 1 — 47,83%; группа 2 — 39,76%). Круглодонные сосуды 1-й группы достаточно часто не имели орнамента на шейке (30,44%). Редки в этой зоне косые насечки (8,69%), ямки (6,53%), «елочка» (4,34%) и «жемчужник» с разделителями (2,17%). Плоскодонные сосуды 2-й группы орнаментировались ямками (15,05%), «жемчужником» с разделителями (12,9%), косыми насечками (8,61%), «елочкой» (5,38%). Только на плоскодонных сосудах единично встречены валики (3,23%), чистый «жемчужник» (2,15%) и «защипы» (1,08%).
Различия орнаментации шейки круглодонных и плоскодонных сосудов проявляются в высоком проценте круглодонных сосудов с неорнаментированной шейкой (30,44%) и большей характерности для плоскодонных горшков рельефных мотивов в виде ямок и «жемчужника» с разделителями и без них.
Зона плечика. В этой орнаментальной зоне выявлено 18 мотивов. Плечики сосудов чаще всего украшались треугольниками, обращенными вершинами вниз (34,36%). Значительное число сосудов не несло орнаментальных построений в данной зоне (23,59%). Реже в орнаментации использовался двойной заштрихованный зигзаг (16,93%). Все остальные мотивы отмечаются редко. К ним относятся «елочка» (5,65%), косая сетка (3,09%), перекрещивающиеся ленты двойного зигзага (2,57%), ленты двойного зигзага, имитирующие «елочный» мотив, треугольники, обращенные вершинами вверх и соединенные вершинами (по 2,05%), тройной зигзаг, косые насечки, взаимопроникающие треугольники (по 1,53%), треугольные фестоны вершинами вниз (1,03%), «эсовидный» двойной зигзаг, прерывистый ряд удлиненных треугольников вершинами вниз, треугольные фестоны вершинами вверх, двухъярусная гирлянда треугольников вершинами вниз (по 0,51%).
Круглодонные сосуды в большинстве случаев не орнаментировались в зоне плечика (39,15%). Доминирует орнамент в виде треугольников, обращенных вершинами вниз (34,79%). Реже фиксируется двойной заштрихованный зигзаг (10,87%). Все остальные мотивы в данной зоне единичны. Плоскодонные сосуды чаще всего орнаментировались треугольниками, обращенными вершинами вниз (34,4%). Меньше сосудов с неорнаментированным плечом (19,34%). Некоторые сосуды были орнаментированы двойным заштрихованным зигзагом (11,83%). Все другие мотивы единичны.
Следует обратить внимание на сходство орнаментации круглодонных и плоскодонных сосудов. Одинаков удельный вес большинства мотивов (различные комбинации треугольников, двойной зигзаг, сетка). Однако есть и существенные отличия. Так, можно отметить отсутствие традиции нанесения орнамента на плечики круглодонных сосудов и более широкий набор мотивов на плоскодонных сосудах (1 группа — 9 мотивов; 2 группа — 18 мотивов). Зона плечика на плоскодонных горшках более индивидуализирована, чем на круглодонных, что проявляется не только в большем количестве мотивов, но и в их комбинации между собой в данной зоне. Так, на плоскодонных сосудах треугольники часто сочетаются с двойными заштрихованными зигзагами, а иногда с треугольниками, обращенными вершинами вверх, или «елочкой».
Анализ орнаментации керамической посуды позволяет предполагать наличие двух различных традиций, лежащих в основе формирования ирменской культуры. Сосуды 2 и 3 групп восходят к традициям населения андроноидной корчажкинской культуры, проживавшего в долине р. Оби и ее притоков. Это выразилось в сохранении технологии производства сосудов (налепное плоское дно), а также некоторых мотивах (простые и сложные зигзаги, гирлянды, фестоны и рельефные орнаменты), иногда образующих сложные композиции. Сосуды 1-й группы отражают традиции пришлого населения. Об этот свидетельствует технология изготовления сосудов (округлое или уплощенное дно), а также упрощенность и обедненность их орнаментальной схемы.