«Идеальный меч» и индивидуализация

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

Проникнувшись духом «Эдды» и саг, можно представить себе «идеальный меч» викинга. Это должно быть великолепное, неотразимое оружие с острым, разящим, прочным клинком, рукоятью, удобной для сильных и неожиданных ударов, легкое и надежное в обращении. Оно позволяет воину проявить все свое умение, оказаться непревзойденным в поединке. «Это был человек рослый, сильный и очень искусный в бою. Он рубил мечом обеими руками (правой и левой. — Г. Л.) и в то же время метал копья если хотел. Он так быстро взмахивал мечом, что казалось, будто в воздухе три меча» (НС, 19). «Гуннар быстро отвел щит с застрявшим в нем мечом в сторону, и меч сломался под рукоятью. Тогда Гуннар нанес ответный удар, и казалось, что не один, а три меча в воздухе, и Вандиль увидел, что ему нет спасения» (НС, 30).

Столь высокое воинское искусство заслуживает общественного признания. Меч и таясь в ножнах должен подчеркивать доблесть владельца. При взгляде на рукоять опытный ценитель должен сразу увидеть: меч — искусной работы, это — доброе оружие, оно по руке умелому воителю. «Болли могучий и ловкий боец, а его меч — надежное оружие» (ЛC, 55).

[adsense]

В иерархии воинов вооруженный мечом викинг занимает строго определенное положение (или претендует на более высокое). Эти претензии также выражаются во внешнем виде меча: он должен быть драгоценным, богато украшенным. Искусно пригнанная к руке рукоять должна сохранять место для золотой или серебряной орнаментации, инкрустации, узоров. Меч — основной документ, удостоверяющий ранг владельца. «Он был опоясан мечом, рукоять которого была украшена золотом» (ЛС,21).

Но что же позволило воину достичь высокого положения? Его Судьба-Удача, сакрализованная личная доблесть, воплощенная в мече. Орнаменты и знаки — не просто украшение, они одновременно магические символы, азбука асов (руны ею и были; но, несомненно, и все изобразительные средства скандинавов вещали на одном с рунами языке). Меч доблестного, высокого воителя должен быть украшен магическими узорами. «Мечи лежат на Сигарсхольме, четырьмя там меньше, чем пять десятков; есть там один, самый лучший, золотом убран, гибель для копий; с кольцом рукоять, храбрость в клинке, страх в острие для тех, чьим он станет; на лезвие змей окровавленный лег, другой обвивает хвостом рукоять!» (ПоХ, В, 9).

В сознании сказителя, как и его аудитории, постоянно присутствовала структура меча: клинок, рукоять (с перекрестьем и навершием), ножны. К каждой из частей оружия прилагается свой набор качественных характеристик.

Меч как явление, наделенное самостоятельной силой и жизнью (даже именем!), воспринимался в то же время как безусловно конкретная вещь. Это — оружие, хорошо знакомое, его видят и оценивают во всех подробностях. Конечно, достаточно было назвать меч, чтобы тут же представить его. И тем не менее в сагах и песнях немало внимания уделено деталям: в реализации функций меча каждая часть его играла свою особую роль, и соответствие этим функциям осознавалось и обозначалось.

Клинок подробнее всего описывается с точки зрения его первой функции — полезности в бою. Он может быть короткий или длинный (это качество даже выражено в имени одного из мечей). Он гнется, и его приходится расправлять ногой. Он светлый или заржавелый, испорчен зазубриной; потерял закалку, не наточен.

Шкала достоинств: закален в бою, закален в крови, «закален как можно крепче и заточен как можно острей», остро отточен, острый и никогда не ржавеет.

Жизнеобеспечивающая/жизнеотнимающая функция клинка уравнивает его с мужским половым членом и, как и последний, — с личной силой и умением владельца: «Мал да удал Драсиль… да и клинок короткий грозен в руке героя» (ГрС, 75).

Клинки редко и скупо украшались. Но и к ним прилагается эпитет «убранный золотом». Как и меч в целом, наряду с практическими, боевыми функциями (определяющими квалификацию, ранг, статус, а в конечном счете — судьбу воина) клинок выполняет и определенные семантические, знаковые функции (выражающие эту квалификацию, ранг, статус, судьбу). У клинка есть и «надматериальные», магические свойства (клинок Скавнунга нельзя обнажать при женщинах). Реже упоминается отделка клинка, явно обладавшая определенной семантикой: «На лезвие Змей окровавленный лег» — единственное выявленное указание.

Рукоять, как и клинок, описывается также под углом зрения разных функций меча. Ее «прилаживают к мечу» (реальные рукояти подгоняли по руке, перемещая перекрестье и закрепляя его). Она снабжена кольцом для подвешивания на руку. В обоих случаях речь идет о приспособлении рукояти к выполнению первичной, основной функции меча. Оговариваются и производные: рукоять может быть без «серебряных украшений» (а следовательно, и с таковыми) или «украшена золотом», «в резьбе золотой», обвита золотой нитью. Рукоять меча Фотбит была сделана «из моржового клыка». Семантика декора («змей», «знаки», руны) смыкается с надматериальными свойствами рукояти: вделанный в нее камень обладает чудесной силой; рукоять (Скавнунга) не должна освещаться солнцем.

Детали рукояти — перекрестье (гарда) и напершие (яблоко) — названы в анализируемой выборке текстов лишь однажды; и в том и в другом случае выделены декоративные характеристики (золотая резьба).
Ножны меча также отмечены и, несомненно, связаны со всеми его функциями. Мечи прячут в ножны и извлекают из них (первичная функция). Их хранят в ножнах, выходя на люди. В пиршественном зале, в определенных ситуациях (но не перед схваткой!) герои сидят наполовину выдвинув меч из ножен. Ножны хранят клинок от вредоносного воздействия; утраченные ножны могут лишить меч, по крайней мече частично, его сверхъестественной силы. Археологически ножны представляет сравнительно массовая деталь — металлические наконечники ножен (бутероли); в эпоху викингов они дают обширный материал для анализа орнаментики. В частности, наряду с «общеевропейскими» типами «циркумбалтийской» распространенности, выделяются восточноевропейским ареалом бутероли со стандартной композицией «сокола». Выработанная на основе взаимодействия северного «звериного орнамента» с центральным образом летящей птицы, эта массовая разновидность бутероли сменяется или переходит в наконечники с растительным восточноевропейским орнаментом, в котором появляется и античная пальметта (Paulsen 1953:67,95,103, 141; Френкель 2002: 137).

Идеальный меч воплощался в тысячах индивидуальных мечей, группируемых исследователями в десятки «типов». Реальные мечи приближались к идеалу в различной степени. Но это приближение во всех случаях должно было выражаться в материальных характеристиках, «признаках» (как их определяют археологи), атрибутах, свойственных каждой детали оружия. Размеры и пропорции клинка, схема устройства, пропорции элементов рукояти, ее очертания, орнаментированные и декоративные поверхности, материал, узоры и композиции — все это есть материальное выражение взаимосвязанных функций оружия. И в то же время для археолога все эти материальные характеристики выступают как археологические признаки артефакта, атрибуты типа, именно они позволяют группировать дошедшие до нас мечи — в типы, позволяют сквозь совокупность типов разглядеть контуры культурно-исторического процесса древности (Клейн 1991: 211-247).

[adsense]

Таблица 9. Распределение признаков мечей викингов по структурным уровням

Таблица 9. Распределение признаков мечей викингов по структурным уровням

Индивидуализация мечей, стимулированная несколькими уровнями их функций, выражена в том, что мечи нередко имеют собственные имена. Можно проследить «биографии» некоторых знаменитых мечей: они передавались из поколения в поколение, участвовали в распрях и порождали их. Как раз эти «мечи-герои» известны поименно: Драгвандиль, Фьярсвавнир, Фотбит, Грам, Хротги, Ридиль, Скавнунг, Скрюмир, Тюрвинг и др.; семантика имен нередко прозрачна («усыпитель жизни», «ногорез», «длинный», «ехидна» и пр.). Лучшие из мечей приравниваются к людям; но и сопровождают они — лучших мужей, героев-хольдов, а восходят (как Скавнунг) — к конунгам, к миру асов.

Не каждый меч заслуживал имени. В «сообществе мечей» обнаруживается иерархия, во многом подобная иерархии воинов. Место меча на ее ступенях определяется наилучшей приспособленностью к выполнению всей совокупности функций этого оружия.

Есть мечи плохие (виновники поражения и гибели героя). Весьма развита шкала оценок надежных мечей. Меч может быть «хороший», «добрый», «крепкий», «мощный», «разящий». Его боевые достоинства подчеркиваются эпитетами, отражающими труд мастера: меч «закаленный», «остро отточенный», «острейший». Еще более общие характеристики касаются не только боевых качеств, но и убранства меча: «ценный», «искусной работы». Они также могут быть дополнены и развиты: «богато украшенный», «убранный золотом», «драгоценный» (и здесь, наряду с реальной ценностью, например «полмарки золота», подразумеваются уже и сакральные, сверхъестественные качества меча, связанные с его функциями). Все эти атрибуты фиксируются археологически.

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014