Ю.С. Худяков, О.В. Кратко — К вопросу о продвижении кыргызов в Западную Сибирь в IX-X вв.

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»

Границы распространения кыргызской культуры и направления
военной экспансии Кыргызского каганата в IX-X вв.. в период
«кыргызского великодержавия»; остаются предметом острой дискуссии.

Основное внимание ученые уделяли путям продвижения
кыргызов в Центральную Азию и Восточный Туркестан. Этот путь
восстанавливается при помощи письменных источников того времени, а также археологических материалов из раскопок на территории Тувы.

Слабее исследован вопрос о проникновении киргизов в степные
и лесостепные районы Западной Сибири. Ввиду отсутствия сведений в письменных источниках он может быть решен только на археологических данных.

[adsense]

В свое время сходство торевтики позволило предположить возможность «политической зависимости Алтая от кыргызов» в IX-X вв.

Позднее этноним «киргиз» был зафиксирован в рунической эпиграфике, а кыргызские курганы с сожжениями были обнаружены на территории Горного Алтая и Верхнего Прииртышья.

Характеризуя данное направление кыргызской экспансии, ряд
ученых справедливо считают его одним из возможных путей продвижения на юг, на Тянь-Шань.

К настоящему времени погребения по обряду трупосожжения
конца I тысячелетия н.э., которые исследователи склонны считать либо собственно кыргызскими, либо появившимися в результате кыргызского влияния, выявлены в степном Алтае, Приобье и Притомье.

Наконец, недавно высказано мнение о принадлежности «средневековым хакасам» погребений по обряду трупосожжения в Приишимье, Поволжье, Предкавказье и Причерноморье. Ряд исследователей, наоборот, склонен связывать сожжения в Западной Сибири с местной культурной традицией.

Очевидно, что для решения этого вопроса необходима дифференциация погребального обряда кремации и выделение в его составе этнографических особенностей, характерных для кыргызской культуры.

Следует отметить, что элементы погребальной обрядности кыргызов в IX-X вв., зафиксированные при изучении памятников Минусы и Тувы, очень вариабельны.

Основным видом надмогильного сооружения является пологая каменная насыпь округлой, кольцевой, овальной формы, часто с крепидой по периметру. Имеются также грунтовые погребения без надмогильного сооружения и впускные в насыпи более древних курганов. У некоторых курганов устанавливались стелы о тамгами и эпитафиями.

В одном кургане захоранивалось от 1 до 6 человек, включая сожжения и трупоположения. Умершие хоронились в неглубоких ямах, каменных ящиках, деревянных ящиках, сосудах-урнах или на горизонте. Погребенным ставились сосуды с питьем, мясо мелкого и крупного рогатого скота и лошадей. В насыпях и на горизонте встречаются следы поминальных тризн.

В составе инвентаря преобладают предметы вооружения, сбруи, детали поясного набора, украшения, монеты.

Вещи чаще всего сжигались на погребальном костре, чем обусловлены неполнота набора и следы огня на металлических предметах. Однако встречаются предметы, не побывавшие в огне. Вещи укладывались либо кучкой, образуя «тайник», либо разбрасывались по поверхности захоронения, а иногда встречаются в насыпи кургана.

Помимо собственно погребений встречаются кенотафы с отдельными предметами и костями животных, либо курганы без находок.

Среди перечисленных признаков выделяются стадиально более ранние, восходящие к погребальной обрядности эпохи чаа-тас: и относящиеся ко времени от начала войны о уйгурами до победы под Орду-Балыком, поскольку памятники, в которых они присутствуют, зафиксированы в Минусе, Туве и Монголии. В дальнейшем погребальная обрядность кыргызов трансформируется, теряя архаичные черты и обретая новые элементы, получившие широкое распространение во II тысячелетии н. э. Такие памятники зафиксированы, помимо Енисея и Центральной Азии, на Алтае и Восточном Казахстане и связаны, надо полагать, со временем утверждения власти кыргызского каганата на завоеванных землях.

Погребения с трупосожжениями в Западной Сибири всегда несут в себе черты кыргызской погребальной обрядности в сочетании с местными традициями. По нашему мнению, подобная инфильтрация — стала возможной не в результате единовременного завоевания в IX веке, а длительною влияния и контактов на протяжении всей второй половины I тысячелетия н. э. Несомненно, что с момента подъема кыргызского государства это влияние усилилось, местные племена были включены в военно-административную систему каганата и приняли участие в завоеваниях кыргызов на Алтае и в Восточном Казахстане.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014