К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу
Земледельческо-скотоводческое хозяйство позднеродовой общины представлено рядом археологических памятников развитого неолита и энеолита.
Неравномерность развития различных культур и локальное их своеобразие на разных территориях, наметившееся еще в палеолите, усилилось в неолите. Археологические культуры эпохи неолита насчитываются уже десятками.
[adsense]
Наиболее быстрыми темпами неолитическая культура развивалась в странах Ближнего Востока, где раньше всего возникло земледелие и разведение домашнего скота. Выше говорилось об относящейся к позднему мезолиту натуфийской культуре, носители которой, как можно предполагать, уже делали попытки выращивания злаков. К еще более раннему времени относятся признаки зарождения производящего хозяйства в Северном Ираке. Здесь в предгорьях Южного Курдистана обнаружены поселения (Карим-Шахир и др.), обитатели которых, по-видимому, одомашнили овец и коз. Найденные обломки зернотерок, кремневых лезвий для серпов позволяют предположить, что здесь так же, как и у натуфийцев, было очень развито высокоспециализированное собирательство, непосредственно предшествующее земледелию, или же само земледелие. Только в 7 тысячелетии до н. э. процесс эволюции достиг такого состояния, когда мы можем уже не предположительно, а с полной уверенностью констатировать культивацию зернового хлеба и разведение коз и овец во многих местах. Экономический прогресс наглядно виден по устойчивости мест поселения. В результате возобновления в течение веков периодически разрушавшихся глинобитных домов неолитические деревни дали мощные наслоения, возвышающиеся над равниной в виде «жилых холмов», или «теллой», достигающих иногда 15 м высоты и более. На некоторых ранненеолитических поселениях есть каменные сосуды, но еще нет керамики; эта фаза развития получила название докерамического неолита. На Ближнем Востоке эта фаза лучше всего представлена нижними слоями таких памятников, как Джармо в Ираке, Рас-Шамра в Сирии, Хаджилар в Турции, Иерихон в Палестине, Хирокития на Кипре.
Поселение Джармо занимает площадь около гектара. Слой, образовавшийся здесь за время существования поселения, составляет 7 м и делится на 15 горизонтов, из которых десять древнейших относятся к докерамическому периоду. Деревня состояла из 25 прямоугольных глинобитных жилищ, по-видимому, принадлежавших одной родовой общине. Земледелие представлено большим количеством зерновых ям, отпечатками зерен пшеницы и ячменя в глине, из которой делались стены жилищ и основания очагов, зернотерками, вкладышами от серпов. Кости диких животных составляют всего 5%, остальные 95% принадлежат домашним козе, овце и свинье. Найдены фигурки домашних животных и женские статуэтки из необожженной глины. В верхних слоях, относящихся к 6 тысячелетию, уже встречается примитивная керамика. Сходная картина открывается и на других поселениях этого времени; локальные отличия определяются природными ресурсами той или иной области и традициями, восходящими к мезолиту. Так, на севере господствуют прямоугольные и квадратные дома, построенные из необожженного кирпича, или глинобитные на каменном фундаменте, в Палестине дома круглые из камня, но в Иерихоне кирпичные. В Ираке микролиты геометрических форм постоянно встречаются в инвентаре каменных орудий, в Сирии и на севере Анатолии, где мезолитический субстрат слабее, нет микролитических орудий.
6—5 тысячелетия являются временем расцвета неолитических культур Ближнего Востока. Наиболее яркой их чертой теперь становится распространение керамики с расписным орнаментом («крашенной»). Сосуды довольно высококачественные по технике их изготовления, они обычно украшены темно-коричиевой или черной росписью по красному или желтому фону, иногда в орнамент включаются изображения животных. Совершенство форм и орнамента сосудов свидетельствует об известной специализации мастеров-горшечников. Керамика каждой области своеобразна и поэтому служит одним из важных отличительных признаков человеческих коллективов, объединенных общими культурными традициями. Следует заметить, что расписная керамика хотя и типична для раннеземледельческих общин, но даже на Ближнем Востоке не однотипна: в Сирии и на Севере Анатолии распространена черная полированная, а на Средиземноморском побережье — со штампованным орнаментом. Типичным памятником месопотамского неолита является Телль Хассуна (в Ираке, вблизи Мосула). Здесь представлены слои от раннекерамического до энеолитического периода. Уже первые поселенцы оставили следы своего пребывания здесь в виде криволинейных стен и больших кувшинов из грубой керамики. Жернова и мотыги из шлифованного камня свидетельствуют о занятиях земледелием. Костные остатки указывают на охоту на газелей и диких ослов и разведение быков и овец. В более позднее время глинобитные постройки становятся прямоугольными, состоящими из нескольких помещений. Керамика представлена чашами, мисками и шаровидными сосудами, расписанными черной краской или орнаментированными нарезными линиями. В верхнем энеолитическом слое керамика расписана геометрическим орнаментом и стилизованными фигурками животных.
В Средней Азии, в 30 км к северу от Ашхабада расположено поселение Джейтун, во многом сходное с раннеземледельческими памятниками Передней Азии (Джармо, Телль Хассуна). Оно состояло из небольших глинобитных однокомнатных домов. Найдены зерна пшеницы и ячменя и кости диких, в меньшем числе домашних животных, найдены также каменные и глиняные фигурки животных. Глиняная посуда украшена простыми геометрическими узорами розовой и красной краской по светлому фону.
Около 5000 г. до н. э. на ближнем Востоке наступает период раннего энеолита: еще раньше появляются первые орудия из кованой меди. Кроме этого никаких коренных отличий от эпохи неолита нет, продолжается развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, повсеместно широко распространяется расписная керамика, увеличивается население и соответственно количество населенных пунктов.
Развитый энеолит, характеризующийся, в частности, литьем медных изделий, наступает только в 4 тысячелетии до н. э. В это время и в начале 3 тысячелетия жители Двуречья уже строят из кирпича-сырца не только жилища, но и большие общественные здания и храмы, начинается сооружение оросительных систем, появляется гончарный круг и колесный транспорт. Вообще в позднем энеолите закладываются основы будущей шумерской цивилизации.
В 5—4 тысячелетиях до н. э. земледельческие племена развитого неолита населяли также Египет. В Верхнем (Южном) Египте первыми земледельцами были люди бадарийской культуры (название по современному поселению, в районе которого были раскопаны памятники этой культуры). Поселения бадарийской культуры располагались на отрогах плоскогорий, жилища сооружались из прутьев, обмазанных глиной, а также из циновок, служивших заслонами. Основой хозяйства было примитивное земледелие и скотоводство, сочетавшееся с охотой. Землю обрабатывали каменными мотыгами. Не исключено, что сеяли бадарийцы и без предварительной обработки почвы — прямо во влажный ил, остававшийся на берегу после разливов Нила. Основные орудия изготовлялись из камня, дерева и кости, но найдены и отдельные медные изделия. Бадарийцы знали ткачество и умели плести корзины. Разнообразны глиняные сосуды красного и черного цвета, украшенные иногда орнаментом из нарезок. Часть сосудов была изготовлена из камня. Из слоновой кости изготовлялись мелкие сосуды, ложки, украшения. В это время уже существовали связи с населением других стран, откуда бадарийцы получали различные виды сырья для своих изделий. Отдельные племена были связаны между собой и пользовались лодками. Неолитические земледельческие по¬селения, сходные с бадарийскими, были обнаружены также в Фаюмской котловине и в западной части Нильской долины.
К 4 тысячелетию до н. э. в Египте относится расцвет энеолитических культур, известных под общим названием «додинастических». Обработка кремня достигает непревзойденной ступени искусства ретуши. Замечательна керамика с белой росписью по красному фону или (позже) с красной росписью по белому фону. Разнообразны орудия из меди — плоские топоры, треугольные и желобчатые кинжалы, листовидные ножи, иглы и другие предметы. В это время неизмеримо разрастается и обогащается материальная культура в целом.
В плодородной аллювиальной долине Нила (так же, как в долинах Евфрата, Хуанхэ и Инда) в энеолите были созданы условия, способствовавшие возникновению цивилизации.
Иными были условия развития культуры в остальной Африке.
Область, ныне занятая пустыней Сахарой, в эпоху неолита представляла травянистую степь, кое-где лесистую, с озерами, богатыми рыбой, и с крупной дичью. Этот оптимум климатических условий позволил мезолитическому населению, ранее жившему только на Средиземноморском побережье и представленному капсийской культурой, заселить Восточную Африку. Свидетельством этого проникновения являются натуралистические наскальные рисунки Сахары, изображающие только диких животных, вероятно, являвшихся объектами охоты. В 7—6 тысячелетиях на севере Африки появляются элементы неолитической культуры. Хотя важнейшим занятием населения остается охота и рыбная ловля, но все большую роль начинает играть разведение мелкого и крупного рогатого скота, а также земледелие. Появляется керамика, украшенная волнистым орнаментом, а позже оттисками штампа. Высыхание Сахары в начале 3 тысячелетия привело к концентрации населения в орошаемых районах и к специализации в области скотоводства.
К югу от Сахары громадные леса в течение долгого времени служили непреодолимым препятствием для проникновения неолитических форм ведения хозяйства. Леса обеспечивали людей всем необходимым и делали необязательным переход к земледелию и новым формам добычи пищи. Все же элементы неолита в виде полированных каменных топоров и керамики встречаются в Гвинее и Гане, где они найдены в нижних слоях тех пещер, верхние слои которых относятся уже к 1 тысячелетию до н. э. и содержат следы железоделательного производства.
Индия, как и большая часть Африки, лежит вдали от областей распространения передовых палеолитических культур, наследники которых создали наиболее раннее неолитическое производящее хозяйство. В то время как на Ближнем Востоке процветало земледелие и скотоводство, большая часть Индийского субконтинента была заселена слаборазвитыми племенами рыболовов и охотников, пользовавшихся микролитическими орудиями. Много стоянок обнаружено в пещерах, хотя в это время уже сооружались и простейшие наземные жилища. Только в первой половине 5 тысячелетия в Белуджистане и Синде (на правом берегу Инда) возникли ранние земледельческие культуры. Древнейшие поселения были сезонными, их жители — земледельцами и пастухами. На этих поселениях еще мало керамики. Позже, и в особенности с началом использования меди, появляется расписная керамика с геометрическим орнаментом, в котором прослеживается иранское влияние. В первой половине 3 тысячелетия до н. э. началось освоение долины Инда. Описанные культуры предшествуют развитию цивилизации Хараппы, расцвет которой относится уже к бронзовому веку.
В Восточной Индии в 5—4 тысячелетиях до н. э. появляется ряд энеолитических культур, экономика которых базируется на разведении риса, выращивании овощей и скотоводстве. В Южной Индии только к 3 тысячелетию до н. э, появляются культуры, которые могут быть названы неолитическими.
Начало неолита в Китае относится к сравнительно позднему (по отношению к Ближнему Востоку и Европе) времени, по-видимому, только к 5 тысячелетию до н. э. Возник он на местной основе, а не был результатом диффузии из областей более ранней «неолитизации», что видно из оригинального состава одомашненных растений и животных, своеобразной каменной индустрии и других черт культуры. Менее обоснована другая точка зрения, согласно которой сходство неолитической керамики Китая с найденной в Средней Азии приписывается непосредственным влияниям на Китай, шедшим из более древних неолитических центров.
Ранний неолит Китая отличается применением костяных и деревянных орудий с вкладышами из микролитов. Позднее появились крупные каменные орудия, наконечники стрел, копья и топоры с тщательно заполированными краями. Средства к существованию помимo охоты и рыболовства, особенно в южных районах Маньчжурии и далее к югу, давало возделывание проса и разведение собак и свиней. Обнаружены дома, слегка углубленные в землю, круглые или прямоугольные, но со скругленными углами, мазанки с крышей, опирающейся на деревянные столбы. Распространена серая глиняная лепная посуда с текстильным (имитирующим рогожную плетенку) орнаментом.
Поздний неолит и энеолит Китая представлены земледельческими культурами яншао и луншан. Культура яншао (названа по деревне на берегу р. Хуанхэ) распространена главным образом в провинциях от Гансу до Хэнани (датируется 4—3 тысячелетиями до н. э.), характеризуется парадной полихром- ной расписной керамикой, сходной с керами¬кой других раннеземледельческих культур, в то время как грубая керамика, предназначенная для повседневного употребления, украшена оттисками тканей или рогожи. Племена культуры яншао пользовались орудиями из камня и только в конце 4 тысячелетия до н. э. им стала известна обработка меди. Основным занятием населения было рисоводство, в меньшей степени занимались охотой, рыболовством и скотоводством.
Племена культуры луншан (распространена г районах к востоку от яншао) еще не знали металлов. Луншане строили укрепленные по¬селения, обнесенные глинобитными стенами высотой в 5 м и с частоколом наверху. Орудия тру да и оружие изготовлялись из камня, раковин и кости. Глиняную посуду, очень разнообразную, серого и черного цвета делали на гончарном круге и искусно полировали.
Характерны трехногие сосуды с полыми ножками в форме вымени. С культурой луншан в Китае впервые появились новые виды злаков — пшеницы и ячменя, а также домашних животных — быка, козы, овцы. Археологи полагают, что от слияния племен культуры яншао и луншан получил и свое развитие племена, создавшие первое китайское государство (царство Шан, или Инь, XVIII—XII вв. до н. э.).
В Японии до сих пор не было сделано находок, бесспорно относящихся к палеолиту или мезолиту. По-видимому, впервые человек переселился с континента на Японские острова не раньше 13—12 тысячелетий до н. э.
Ранний неолит в Японии представлен археологической культурой дземон, названной так по «веревочному» орнаменту, которым украшены глиняные сосуды этого времени (обычно остродонные или цилиндрические). На поселениях кроме таких сосудов находят каменные топоры, обсидиановые остроконечники, скребки, грузила, скопления раковин морских моллюсков. Население в этот период занималось охотой и рыболовством, собирательством растительной пищи и морских моллюсков, жило в больших общинных трапециевидных или круглых землянках. Единственным домашним животным была собака. Возможно, что на поздних этапах развития этой культуры началось возделывание проса.
Более развитой экономикой отличается энеолитическая культура яёй (названа по стоянке близ Токио), существовавшая с III—II вв. до н. э. до III—V вв. н. э. Возможно, что она возникпа под влиянием пришельцев с материка (из Китая или Кореи), принесших на Японские острова знакомство с металлом и культивированием риса и бобовых.
В джунглях Индокитая до 8—7 тысячелетий до н. э. жили племена охотников, рыболовов и собирателей, обитавшие в пещерах. Характерная археологическая культура этого времени — хоабиньская (названа по провинции во Вьетнаме). На поселениях этой культуры находят орудия из кости и раковин перламутра наряду с каменными орудиями и керамикой. Носителям хоабиньской культуры были известны, хотя и мало ими использовались, способы полировки каменных орудий. Найдено также много ступок для дробления зерна, вероятно, главным образом дикого риса, но, возможно, что уже и возделываемых злаков. Хоабиньская культура была распространена на значительной части Юго-Восточной Азии (Индокитай, Индонезия, Филиппины). На многих мелких островах Индонезии была распространена микролитическая индустрия — мелкие лезвия, пластины, служившие орудиями охотников из лука.
Развитие неолита в Европе протекало под сильным влиянием Ближнего Востока, откуда в Европу, вероятно, проникли важнейшие культурные растения и некоторые виды домашних животных. В последнее время на Кипре, на Балканском полуострове (в Фессалии и других его частях) открыты памятники «докерамического» неолита почти того же времени, что и на Ближнем Востоке (7—6 тысячелетия до н. э.). Поселения докерамических земледельцев и скотоводов в Фессалии (Аргисса, Сескло и др.) состояли из столбовых домов со стенами из плетня, обмазанными глиной, или полуземлянок. Население возделывало пшеницу, ячмень и, возможно, чечевицу. Земледелие сочеталось со скотоводством. 35% стада составляли овцы, но имелся и крупный рогатый скот, а также свиньи. Так как пшеница-двузернянка не имеет дикорастущих предков в Европе, равно как не имеет диких предков здесь и овца, то они могли проникнуть в Европу лишь из переднеазиатских центров возникновения производящего хозяйства. Это не значит, однако, что все достижения европейского неолита были заимствованы, многое было результатом дальнейшего независимого развития мезолитических племен Европы.
В 5 тысячелетии до н. э. на юго-востоке Европы возникла обширная культурно-историческая область земледельческо-скотоводческих племен, представленная различными региональными и хронологическими вариантами и распространенная в Югославии (Старчево), Болгарии (Караново), Румынии (Криш), Венгрии (Кёреш) и простирающаяся до Украины.
Некоторые поселения существовали долго и образовали, как в Фессалии, многослойные. Внутренняя обстановка неолитического жилища в Скара Брей, Оркнейские острова. В центре открытый очаг и кухонный стол
«жилые холмы», позволяющие проследить развитие культуры на протяжении сотен, а иногда и тысяч лет. Например, телль Караново в Болгарии высотой 12 м представляет остатки поселений, существовавших от эпохи неолита до раннего бронзового века (5—3 тысячелетия до н. э.). Жилища неолитического периода Каранова построены из прутьев, обмазанных глиной. Около одной из стен находилась глинобитная печь, у другой— помещение для хранения зерна. В позднем периоде существования этих жилищ стены их раскрашивались белой, черной и коричневой краской. Орудия труда — мотыги, топоры, молотки — сделаны из камня, серпы — из оленьего рога с вкладышами из кремня. Керамика — полихромная, расписная.
Если в Болгарии образовались телли, свидетельствующие о том, что население перешло к прочной оседлости и столетиями оставалось на одном и том же месте, обрабатывая окрестные участки, то в других частях этой культурно-исторической области, в горных районах, поселения многочисленны, но, как правило, однослойны. Керамика тоже разнообразна. В Болгарии, например, преобладает расписная, а в Венгрии роспись почти полностью исчезает: здесь обычным украшением поверхности сосуда является искусственная ее неровность, налепы в виде шишечек, резной, штампованный или защипленный пальцами орнамент.
В Средней Европе в неолите существовала земледельческая культура с характерной керамикой, украшенной линейно-ленточным орнаментом. Начало ее восходит к 5 тысячелетию до н. э. Эта культура была распространена в лессовых областях к западу и к северу от Дуная и очень единообразна на всем пространстве от Венгрии до Северной Германии и от Галиции до Бельгии. В основе хозяйства культуры племен линейно-ленточной керамики лежало возделывание на маленьких участках, обрабатывавшихся с помощью мотыг, ячменя, полбы, возможно, пшеницы, бобов, гороха, чечевицы и льна. Скот держали в небольшом количестве. Охотой не занимались. Ни в одном из многочисленных поселений этой культуры нет следов продолжительного пребывания людей. Это было следствием примитивности техники мотыжного земледелия. Люди культуры линейно-ленточной керамики возделывали участки вокруг селения до тех пор, пока те не переставали давать урожай; тогда они переселялись на новое место, неподалеку от прежнего. Жилищами служили прямоугольные строения, которые поддерживались пятью рядами столбов и достигали иногда 27 м в длину и 6 м в ширину. Вокруг домов располагались хозяйственные пристройки: кладовые и амбары. Поселение в целом было обнесено канавой и частоколом. Все орудия труда сделаны из кремня и кости; сосуды — полушаровидной или шаровидной формы. На поселениях второй половины 3 тысячелетия до н. э. в Средней Европе можно проследить возрастающее значение, в хозяйстве скотоводства и охоты. Появляются орудия из меди. Сосуды становятся плоскодонными, их орнаментация усложняется. Вместо прежних больших домов появляются одноочажные жилища, приспособленные для обитания отдельных семей. Поселения располагаются теперь не только в лессовых районах, но часто на водоразделах, на возвышенностях.
Очень близка к культурам ленточной керамики по типу хозяйства и даже по некоторым формальным элементам культура расписной керамики, распространенная на Украине, в Молдавии, в Северной Румынии и известная под названием трипольской (по первому местонахождению у с. Триполье в 50 км от Киева). Трипольский поселок состоял из десятков домов, расположенных по окружности, с площадью посредине. Глинобитные или чаще сплетенные из прутьев и обмазанные глиной дома состояли из нескольких помещений, часть которых служила для жилья, а остальные составляли кладовые для запасов. В каждой комнате находились печь, крупные сосуды для хранения зерна, зернотерки; в глубине комнаты располагался глиняный жертвенник с расставленными на нем статуэтками женских божеств. В каждом доме, по-видимому, обитало несколько семейных пар. Сам же поселок был объединением родственных семей. Основным занятием трипольцев было мотыжное земледелие с подсобным скотоводством, охотой и рыбной ловлей. На поздних этапах развития трипольской культуры возрастает роль скотоводства.
К востоку от трипольцев, в степных пространствах между Днепром и Уралом в 3 тысячелетии до н. э. жили племена, оставившие нам курганы со скорченными и окрашенными в красный цвет костяками. В древнейших из этих курганов под насыпью находят погребения в простых грунтовых ямах. Древнеямные курганы бедны находками, медные орудия редки. Более поздние (конец 3 тысячелетия до н. э.) погребения со скорченными костяками производились в курганах с могилой в виде катакомбы. Племена, оставившие катакомбные погребения, занимались скотоводством и земледелием и хорошо владели металлургией меди. По-видимому, они расселялись на запад, вошли в столкновение с трипольскими племенами, оттеснили их и проникли в Польшу, Словению и другие страны. Потребности скотоводства вызывали переселения на больших пространствах.
К 5—4 тысячелетиям до н. э. относятся древнейшие земледельческие поселения Кавказа, быстрому развитию которых способствовали непосредственные связи с древневосточными культурными центрами и раннее появление здесь медного производства.
На территории Франции, Англии и на Пиренейском полуострове в неолите и энеолите жили земледельческо-скотоводческие племена, сооружавшие мегалитические постройки из огромных глыб камня. Это так называемые менгиры (отдельно стоящие камни, воздвигнутые, вероятно, в память о выдающихся членах рода или племени), дольмены (родовые усыпальницы) и кромлехи (родоплеменные святилища из поставленных по кругу камней). Большое число этих сооружений и огромный вес камней, из которых они состоят, с несомненностью говорят о кооперации труда — такие сооружения могли создаваться лишь силами целого племени.
[adsense]
В Северной Европе, на территории Юго-Западной Швеции, Юго-Восточной Норвегии, Дании и Северной Германии в середине 3 тысячелетия складывается земледельческо-скотоводческая культура строителей мегалитов, в общем близко напоминающая аналогичные культуры Западной Европы.
В Швейцарии и соседних с ней приальпийских областях в неолите и раннем бронзовом веке были распространены свайные постройки, обитатели которых занимались охотой, рыболовством, но преимущественно разведением скота и земледелием. Для сооружения свайных построек в дно озера вбивались сваи так, чтобы верхушки их торчали над водой. Затем верхушки свай соединялись горизонтальными балками, на которые настилался пол. На пол накладывали тростник, глину и мох и все это утрамбовывали. На полученной таким образом площадке возводили жилища из бревен или прутьев, обмазанных глиной.
В свайных постройках появляется первая в истории человечества деревянная мебель: скамьи, столы и сундуки; в них же найдено огромное количество каменных и костяных топоров, долот и тесел. Благодаря консервирующему действию болотных почв и торфа сохранилось множество деревянных орудий труда и предметов быта: посуда и т. п. Домашних животных было известно пять видов: коровы, овцы, козы, лошади и собаки. Основными хлебными злаками были ячмень, просо и пшеница. Землю обрабатывали мотыгами. Хлеб жали кремневыми серпами. На свайных поселениях найдены разнообразные изделия из льна и шерсти: нитки, шнурки, веревки, тесьма, сети, ткани и вязаные вещи. Найдены также и орудия текстильного производства. Отдельные находки свидетельствуют о развитом обмене с другими областями Европы.
Свайные постройки свидетельствуют о том, что их создатели были организованы в первобытнообщинные коллективы, вероятно, позднеродовые общины. Только такому коллективу было под силу организовать труд, необходимый для создания и защиты свайных поселений. Свайные постройки известны не только в приальпийских областях, но и на севере Европы — от Германии до Швеции. Известны они и в СССР — в Вологодской области и на Урале.
Есть основания полагать, что в послеледниковое время в Северную Америку пришла новая волна переселенцев, проследовавших из Сибири через Берингов пролив и долины Юкона и Мекензи в лесные области юго-востока Северной Америки. Характерный для лесных культур инвентарь содержит шлифованные каменные топоры, сделанные из кости и рога гарпуны, наконечники стрел и рыболовные крючки, весьма близкие к сибирским образцам. Из Старого Света попала в Америку прирученная собака. Как полагают многие советские и американские ученые, из смешения вторгшихся из Азии в эпоху неолита монголоидных племен с донеолитическим населением возникли различные индейские племена, многие из которых сохранились поныне. Индейские племена поглотили или оттеснили далеко на север реликтовые группы носителей арктических культур, которые смешались с позже переселившимися из Азии протоэскимосами. На Арктическом побережье Америки, по археологическим данным, хорошо прослеживаются этапы развития эскимосской культуры, от наиболее древней, датируемой рубежом новой эры берингоморской, вплоть до культуры современных эскимосов. Переселенцы с севера проникают также в Центральную и Южную Америку, смешиваются с коренным населением и создают новые формы культуры, достигающие высшего развития в индейских цивилизациях доколумбовой Америки.
Особенностью перехода от присваивающего к производящему хозяйству в Новом Свете было то, что здесь возникло не смешанное земледельческо-скотоводческое хозяйство, а преимущественно земледельческое и притом основанное на возделывании маиса. В тех областях Америки, где возможно было возделывание растений, не было пород скота, годных для приручения и использования в сельском хозяйстве в качестве тягловой силы. Поэтому долго его основой был человеческий труд без помощи животных, без плуга и колесного транспорта.
В Мексике в долине Тегуакана археологами открыты наиболее яркие памятники, рассказывающие о длительном процессе возникновения земледелия в Месоамерике. В VIII в. до н. э. эта область была занята небольшими группами охотников и собирателей, менявших места расположения своих лагерей в зависимости от времени года.
В пещерах, где жили племена охотников-собирателей, в слоях VIII—VII вв. найдены семена одомашненной агавы, тыквы и перца: возможно, что огородничество здесь предшествовало выращиванию зерновых. К этому же времени относятся фрагменты сетей, тканей и плетеных корзин. Наиболее ранний культивируемый маис найден в слоях 5200—3400 гг. до н. э. Однако до середины 3 тысячелетия охота и собирательство остаются главным источником существования. Только в это время появляются первые оседлые поселения земледельцев, и только в начале 2 тысячелетия земледелие становится основой хозяйства. Таким образом, понадобилось почти 5000 лет, чтобы начальное примитивное земледелие превратилось в эффективную отрасль производящего хозяйства. Длительность этой эволюции объясняется отчасти тем, что простой маис малоурожаен и посевы его давали небольшие преимущества по сравнению с собирательством. Положение изменилось, когда (около 2000 г.) в результате селекции были получены урожайные гибриды маиса. Между 2000 и 1900 гг. до н. э. долина Тегуакана была заселена земледельцами, жившими в маленьких деревнях, состоявших из глинобитных домов. В это время появляется первая толстостенная и плохообожженная керамика. В период между 1900 и 1500 гг. до н. э. керамика совершенствуется, появляется красочная роспись. В это время повсеместно на территории Мексики и Гватемалы земледельцы, используя подсечно-огневой способ подготовки почвы и обрабатывая ее землекопалками и мотыгами, выращивают маис, бобовые, перец и другие овощи и фрукты. В последние века 1 тысячелетия до н. э. на основе этой культуры возникает классическая цивилизация майя.
Сходная картина развития земледельческих культур открывается в Эквадоре, Боливии и Перу с поправками на время, когда был достигнут тот или иной этап, и с учетом местных элементов культуры, как, например, выращивания клубней ачиры, картофеля, или редкой в Америке доместикации животных — главным образом гуанако.
Высокоразвитые культуры Месоамерики и области Анд были неолитическими, так как орудия труда были сделаны из камня, кремня или обсидиана и металл долго оставался неизвестным. Первые кованые изделия из золота относятся к III в. до н. э., а подлинная металлургия с литьем металла возникла лишь в 1 тысячелетии н. э.
Обширные пространства Северной Америки были заселены индейскими племенами охотников и собирателей. Земледелие — выращивание маиса — как основа хозяйства было известно здесь только в двух районах: на
юго-западе (в области, примыкающей к Мексике) и на востоке (в долине Миссисипи). Однако уже в 1 тысячелетии до н. э. большинство племен, основой хозяйства которых оставались охота и собирательство, были знакомы и с земледелием — выращивали тыкву, кабачки, табак, маис, бобы. Такая картина долго оставалась неизменной, и в период первых контактов с европейцами Америка представляла пеструю мозаику культур — от находящихся на сравнительно высоком уровне развития культур Месоамерики и Анд, через различные формы промежуточных культур, сочетающих охоту и собирательство с примитивным земледелием, до рыболовческих племен на Северо-Западном побережье или эскимосов с их тщательно продуманной циркумполярной экономикой.
Пережиточные образцы обществ мотыжных земледельцев-скотоводов зарегистрированы этнографией у племен Меланезии, индейцев Америки, племен Тропической Африки. Ограничимся данными по племенам Меланезии и по ставшим со времен Моргана и Энгельса классическими представителями этой стадии развития североамериканским индейцам-ирокезам.
Основным занятием меланезийцев почти повсеместно являлось выращивание клубневых растений (ямс, таро) и плодовых деревьев (кокосовая и саговая пальма, хлебное дерево, банан, пизанг). Земледелие было мотыжным, подсечно-огневого типа. Наметив удобный участок леса, мужчины топорами вырубали кусты и деревья, которые затем сжигались. Толстые деревья засушивали на корню, обрубая сучья, сдирая или сжигая кору. Удобренную золой почву — «огнища» тщательно взрыхляли землекопалками и лопатками. По словам Миклухо-Маклая, наблюдавшего эту работу, несколько мужчин становились в ряд, глубоко втыкали землекопалки в землю и потом одновременно одним взмахом поднимали большую глыбу земли. За мужчинами шли женщины, размельчавшие поднятую мужчинами землю лопатками, и, наконец, дети, растиравшие оставшиеся комья руками. Все последующие работы — посадка растений, уход за ними, уборка урожая выполнялись женщинами. Меланезийцы знали разведение домашних животных—свиней, собак, которых употребляли в пищу, кур. Большое значение в хозяйстве прибрежных племен сохраняли ловля рыбы с помощью крючков, острог, вершей, сетей, запруд и охота на морских черепах. Значительно меньшую роль из-за скудности островной фауны играла сухопутная охота (главным образом на диких свиней и птиц). Охотничьим, а вместе с тем и боевым оружием служили лук со стрелами, копье (местами с копьеметалкой), палица, праща, иногда боевой топор. Орудия и оружие изготовлялись из шлифованного камня, раковины, кости, свиных клыков, черепашьего щита, дерева.
Островитяне Меланезии, за исключением наиболее отсталого племени байнинг, постоянно переносившего свои жилища от одних огнищ к другим, жили оседлыми поселениями, чаще всего в прямоугольных столбовых домах с плетеными из бамбука или другого материала стенами и крытой листьями кровлей. Домашняя утварь ограничивалась преимущественно циновками и посудой, сделанной из дерева, бамбука, тыквь:, скорлупы кокосового ореха, раковин и т. п. Изготовление керамики из-за ограниченности залежей гончарной глины практиковалось лишь на некоторых островах— путем формовки или налепа с последующим обжигом на костре. Пищу поджаривали над огнем, пекли, тушили в земляных ямах, варили. Одежда в условиях тропического климата сводилась к минимуму: фаллокрипту, прикрывавшему половой орган, или набедренной повязке у мужчин, переднику, или короткой юбочке у женщин. Местами для защиты от дождей носили большой зонтообразный капюшон. Одежда изготовлялась из травы, листьев, циновок, а также из тапы — размягченной колотушкой древесной коры. Выделка домашней утвари, одежды, приготовление пищи, а подчас в значительной степени и строительство жилищ — все это было занятием главным образом женщин.
Ирокезы также занимались мотыжным подсечно-огневым земледелием. Главной выращиваемой ими культурой был маис, поля которого окружали ирокезские селения в радиусе до десятка километров. Вспомогательное значение имели посадки бобов и тыквы, реже гороха, кабачков, земляной груши, подсолнечника, конопли, табака. И здесь расчистка леса под пашню была делом мужчин, все остальные земледельческие работы — занятием женщин. Важнейшими орудиями земледелия были топор и землекопалка, к XVII в. сменившаяся настоящей мотыгой. Домашних животных, за исключением собаки, ирокезы не знали: в фауне Северной Америки доколониального периода не было сколько-нибудь легко поддающихся одомашнению видов.
Второстепенное, но заметное место в жизни ирокезов продолжали занимать и доземледельческие виды хозяйственной деятельности. Женщины собирали всевозможные ягоды, грибы, орехи, желуди, молодые побеги, съедобные корни и клубни, птичьи яйца, кузнечиков, раков и т. п., на берегах озер практиковался сбор дикого риса, в лесах — кленового сока, из которого варили патоку и сахар. Мужчины весной и летом ловили рыбу, осенью и зимой охотились на оленя, лося, медведя, бобра, выдру, зайца, перелетных птиц.
Техническое оснащение ирокезов имело уже энеолитический характер. Орудия производства — топоры, рабочие части мотыг, ножи, молоты, наконечники копий и стрел, рыболовные крючки и др. — в большинстве случаев еще изготовлялись из камня, кости или рога, но ко времени европейской колонизации в обиходе имелись также орудия, сделанные из самородной меди методом холодной ковки. Значительное развитие получили и другие, преимущественно женские домашние промыслы. Из глины лепили горшки для варки пищи, сосуды для выпекания хлеба, курительные трубки. Из дерева делали ступки для дробления зерна, чаши, ложки и пр.; из коры вяза — корыта, лотки, высокие цилиндрические сосуды для хранения маиса. Из растительных волокон плели корзины, мешки, циновки, ткали пояса и лямки для переноса тяжестей. Искусно обрабатывали звериные шкуры, шедшие на изготовление одежды. Последняя и в доколониальный период была уже дифференцированной, но еще не сшивной. Мужчины и женщины носили набедренные повязки из оленьей или лосиной замши, дополнявшиеся летом замшевым, а зимой меховым плащом; обувью служили наговицы и мокасины, головным убором — повязки и шапочки, у мужчин украшенные перьями.
[adsense]
Очень интересны детально описанные Морганом жилища ирокезов — так называемые длинные дома. Это были вытянутые прямоугольные строения с каркасом из столбов и жердей, обшитым большими кусками древесной коры. Внутри дома вдоль стен были устроены три яруса помостов: в первом, устланном циновками и шкурами, спали, во втором держали домашнюю утварь, в третьем хранили запасы необмолоченного маиса. Помещения отдельных супружеских пар, разделенные перегородками из коры, открывались в сторону тянувшегося во всю длину дома центрального прохода, где располагались очаги — по одному на каждые четыре помещения. Над очагами висели общие котлы для варки пищи. Количеством этих очагов и определялась длина дома. Обычно в одном доме было 5—7 очагов, а длина его достигала 10—15 м, но имелись дома и вдвое больших размеров. Вблизи дома располагались амбары и подземные хранилища маиса. Ирокезское селение состояло из нескольких десятков длинных домов и было огорожено частоколом.
И у меланезийцев, и у ирокезов важнейшие трудовые процессы были коллективными. При подсечно-огневом земледелии, в особенности при подсеке леса, требовались организованные усилия родовой общины. Совместные действия оставались необходимыми и в таких видах производственной деятельности, как загонная охота, ловля рыбы запорами или сетями. Меланезийцы коллективно строили большие лодки, ирокезы — свои длинные дома.
К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу