Хануков А., Соловьева Г. О наглядной пропаганде памятников культуры

К содержанию журнала Советская археология (1957, №3)

На территории Советского Союза имеется огромное количество памятников различных исторических эпох и культур. Они отражают прошлое своего края, дают возможность изучать культуру, быт, экономику и обычаи различных народов. Часто эти памятники являются единственным источником изучения жизни людей в далеком прошлом.

Советская власть с первых дней своего существования бережно относилась к памятникам культуры. Через пять месяцев после Великой Октябрьской социалистической революции (14 апреля 1918 г.) вышел декрет Совета Народных Комиссаров, подписанный В. И. Лениным, — «О памятниках республики», который указывал, в частности, на «необходимость охраны, изучения и возможно полного ознакомления широких масс трудящихся с сокровищами искусства и памятниками истории». Поэтому изучение памятников культуры и пропаганда их среди населения является одной из важных задач всех работников культурного фронта.

Рис. 1

Рис. 1

Большое значение в популяризации и охране памятников от разрушений имеет наглядная пропаганда. Основными и наиболее распространенными ее формами являются плакаты и листовки.

В настоящее время во многих областях, краях и автономных республиках издаются плакаты о памятниках культуры местного края. В Российской Федерации, например, плакаты «Изучайте и охраняйте памятники культуры» изданы более чем в тридцати областях, краях, автономных республиках, как, например, в Тульской, Калужской, Псковской областях, в Краснодарском, Приморском крае, в Башкирской, Чувашской АССР и в других местах.

Плакаты издаются областными, краевыми, городскими управлениями культуры, министерствами культуры автономных республик. В тех областях, где имеется большое количество памятников архитектуры, такие плакаты издаются совместно с отделами архитектуры. Большую роль в издании плакатов о памятниках культуры играют краеведческие музеи. Как правило, научные сотрудники музеев подбирают материал, готовят текст, отбирают фотографии наиболее выдающихся памятников.

В автономных республиках плакаты издаются обычно на двух языках (местном и русском) с тем, чтобы ими могли пользоваться более широкие слои местного населения.

Плакаты о памятниках культуры являются ценным пособием для школ, сельских культурно-просветительных учреждений и т. д. Они с большим успехом могут быть использованы в массовой работе библиотек, лекториев, при проведении бесед и докладов по истории края и как иллюстративный материал при чтении лекций на историко-краеведческие темы.

Почти все плакаты содержат выдержку из Постановления Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. № 3898 о том, что памятники культуры, имеющие историческое, научное или художественное значение, являются неприкосновенным всенародным достоянием и состоят под охраной государства.

Эта выдержка определяет содержание плаката и, мобилизуя внимание читателя, призывает его к оказанию помощи научным учреждениям в выявлении, изучении и охране памятников культуры.

Плакаты обычно состоят из краткого очерка по истории местного края и фотографий ряда памятников. Они в популярной форме знакомят с историей и достопримечательностями края.

Естественно, что плакаты не могут охватить все памятные места, поэтому они знакомят читателя с важнейшими историческими памятниками, дают характеристику им и рассказывают об основных этапах истории области.

Большое место в плакатах о памятниках культуры отведено археологическим памятникам.

Исторический очерк каждого плаката начинается краткой характеристикой памятников археологии.

Так, в плакате, изданном Брянским областным управлением культуры, дается описание широко известных в науке Елисеевичской, Супоневской и Тимоновской верхнепалеолитических стоянок; рассказывается о древнейших русских городах на территории области, упоминается Вщижское городище — центр небольшого удельного княжества XII в., находившегося в подчинении Черниговских князей, дана фотография Кветунского городища и других памятников.

Знаменитые Пазырыкские курганы гунно-сарматского времени, известные всему миру своими замечательными тканями, резным деревом и различными другими предметами, найденными в них во время раскопок, нашли свое отражение в плакате о памятниках культуры Алтайского края.

Плакаты Ростовской области и Краснодарского края содержат описание греческих городов-колоний в Причерноморье: Фанагории, Танаиса и др. В Краснодарском плакате значительное место отведено Тмутаракани — одному из центров древней Руси.

План известного гуннского городища Нижне-Иволгинского изображен в плакате о памятниках культуры Бурят-Монгольской АССР; памятникам ананьинской культуры отведено значительное место в плакате о древностях Кировской области; интереснейшие памятники — свидетели тревожных лет XVI—XVII вв.—засеки описаны в плакатах, изданных Тульским и Тамбовским управлениями культуры.

Многие плакаты дают фотографии наскальных изображений (Молотовская область, Бурят-Монгольская АССР), каменных баб (Алтайский край), курганов и городищ.

Целиком посвящен археологическим памятникам плакат (рис. 1), изданный Пинским краеведческим музеем (БССР).
В центре плаката дана карта памятников археологии Пинской области, изображены наиболее распространенные в области виды памятников (курганы, городище), показаны фотографии предметов, обнаруженных при раскопках (бытовой инвентарь, украшения, изделия ремесленников, обломок глиняного сосуда IX в. с древнерусской надписью и т. д.).

Отдельно следует остановиться на плакатах, знакомящих с древнейшими памятниками русской архитектуры.

Лучшим из плакатов такого вида является плакат, изданный во Владимирской области. На нем изображены редчайшие памятники русского зодчества: Золотые ворота г. Владимира, церковь Покрова на р. Нерли и Дмитриевской собор. Дана фотография валов города и крепостной стены Рождественского монастыря (места первоначального погребения князя Александра Ярославовича Невского), фотографии Спасо-Евфимиевского монастыря (г. Суздаль) — выдающегося памятника русской архитектуры XVI—XVII вв. (места погребения князя Дмитрия Пожарского).

Плакат о памятниках культуры Псковской области также знакомит с памятниками русской архитектуры XII—XVII вв. На нем помещены фотографии собора Иоанна Предтечи к Преображенского собора, Изборского кремля, Печорской крепости, Солодежни, Поганкиных палат и ряда других памятников. В центре плаката дано изображение Псковского кремля.

Однако следует отметить, что в плакате, изданном в Псковской области, фотографии памятников расположены без системы. По-видимому, место фотографии на этом плакате определялось ее размерами. Памятники XII в. чередуются с памятниками XIV—XVII вв., что несомненно, затрудняет пользование плакатом и восприятие интересных сведений, данных в нем. Не очень хорошее и качество самих фотографий.

Памятники русской архитектуры XVI—XVII вв. широко представлены также в плакате о памятниках культуры г. Ярославля.

Остановимся еще на одной из форм привлечения внимания к археологическим памятникам — листовках.

Листовки, рассказывающие о значении Сарая-Берке — столицы Золотой Орды в XIII—XIV вв. и призывающие население охранять этот памятник, выпущены в Сталинградской области.

Следует приветствовать выпуск Новозыбковским краеведческим музеем Брянской области плаката, в котором содержится обращение к строителям:

«Товарищи строители! На территории нашего района широко ведутся различные земляные работы. При производстве этих работ вы можете сделать важные находки. Среди находок могут быть древние монеты, остатки посуды, древние орудия труда, оружие, кости животных. В слоях земли могут встретиться остатки древних деревянных и каменных построек, мостовых. Эти находки могут оказаться очень ценными для нашей исторической науки.

Товарищи рабочие, инженеры и техники! При обнаружении в земле находок бережно сохраняйте их и немедленно сообщайте об этом в Новозыбковский краеведческий музей, который вышлет на место научного сотрудника.

Собирайте и охраняйте для науки древние вещи, этим вы окажете большую помощь в изучении родного края».

В целях усиления пропаганды памятников культуры и их популяризации среди населения Министерство культуры РСФСР обязало каждое областное управление культуры издать плакаты и путеводители по памятным местам своего края.

Большое познавательное значение имеют также научно-популярные фильмы о древних памятниках различных районов нашей страны. Они созданы при активном участии руководителей археологических экспедиций и с большим успехом демонстрируются на экранах советского кино и телевидения. Это фильмы о древнем Новгороде, о Москве, о столице Боспорского государства — Пантикапее, о памятниках Молдавии (Триполье), Западной Сибири, Средней Азии (Хорезм) и др.

В 1956 г. Иркутской студией кинохроники был выпущен на экран фильм о памятниках археологии Южной Сибири.

Для ознакомления более широких слоев населения с археологическими памятниками Сибири Управление музеев и охраны памятников Министерства культуры РСФСР рекомендовало включить и этот фильм в программу телевидения и поставило вопрос о выпуске его на общесоюзный экран.

В этих же целях Управление музеев и охраны памятников Министерства культуры РСФСР провело в 1956 г. в Москве и Ленинграде месячный семинар инспекторов музеев и других местных органов культуры.

На семинаре изучались и обсуждались вопросы, связанные с охраной и пропагандой памятников в этих городах.
Однако в ряде областей пропаганда памятников археологии (издание листовок, плакатов) не ведется из-за отсутствия специалистов-археологов.

Работникам местных органов культуры иногда бывает трудно решить, какие же археологические памятники следует отразить в плакате, как лучше объяснить их значение. В результате иногда в плакаты «попадают» памятники второстепенного значения и пропускаются основные, помещаются неудачные фотографии и т. д.

К пропаганде памятников культуры необходимо привлечь всех специалистов-археологов. При выездах в экспедиции они должны оказывать помощь местным органам и учреждениям культуры, особенно краеведческим музеям. В частности, они могут помочь определить научно-историческое значение того или иного памятника, указать, какие памятники следует поместить в плакате, отобрать фотографии наиболее значимых из них.

В этом случае плакаты будут более содержательными и интересными. Лекторы, педагоги, работники музеев, краеведы и др. смогут лучше использовать их для ознакомления широких слоев населения с памятниками культуры своего края.

Популяризация памятников — важная составная часть общего дела охраны памятников культуры.

К содержанию журнала Советская археология (1957, №3)

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 13.11.2016 — 11:33

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014